АЗ 2010 февраль К Федеральному закону от 27 декабря 2009 года 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограни

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аппарат Государственной Думы
Аналитическое управление
Отдел аналитического сопровождения законодательства


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

к Федеральному закону от 27 декабря 2009 года 377-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы

СЕРИЯ:
Государственное строительство и конституционные права граждан

Москва
2010

     В Аналитической записке представлены характеристика основных изменений, внесенных в российское законодательство в связи с введением наказания в виде ограничения свободы, порядок применения соответствующих норм, а также  освещен международный опыт применения данного вида наказания.
    
     Аналитическую записку подготовили:
    - начальник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления - Комаров С.А.;
    - главный советник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления - Басова П.С.;
    - стажёр-практикант Юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова -  Романов А.В.
    
     Издание подготовлено отделом аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.
    
     Ответственный за выпуск - начальник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Комаров С.А.
    Тел. 692-20-80, Hi-com 2-20-80, e-mail: komarov@duma.gov.ru
    Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы 26.02.2010 г.

     При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна


1. Новеллизация отбывания наказания: поиски и решения

     На нынешнем этапе развития уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства назрела необходимость смягчения уголовной ответственности и режима отбывания уголовного наказания, прежде всего не связанного с лишением свободы, а с другой стороны - ужесточения уголовной ответственности и режима отбывания наказания, связанного с лишением свободы, за тяжкие и особо тяжкие преступления, прежде всего за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, а также преступления в сфере экономики.
     Кроме того, необходимо расширение практики применения наказания в виде пожизненного лишения свободы с разделением лиц, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, на две группы - тех, кто имеет право на условно досрочное освобождение от наказания при его реальном отбытии не менее двадцати пяти лет, и тех, кто не имеет права на условно-досрочное освобождение ни при каких условиях.
    Важным этапом в либерализации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства стало вступление в силу 10 января 2010 года новых поправок в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, которые предусматривают введение нового вида наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести - ограничение свободы, или, как его еще называют - домашний арест . Федеральный закон от 27 декабря 2009 года 377-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы , предусматривающий внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал 27 декабря 2009 года. Согласно Федеральному закону уже в январе 2010 года суды могут назначать новый вид наказания - ограничение свободы.
     Ограничение свободы как самостоятельный вид наказания существовал в Уголовном кодексе Российской Федерации и раньше, но фактически эта мера не применялась, поскольку не был отлажен механизм осуществления контроля и надзора за ее исполнением. Суть наказания состоит в том, что осужденный за то или иное преступление не отправляется в колонию, а остается дома, но на свободу его передвижения налагаются определенные ограничения. В свою очередь, надзирать за поведением осужденного призваны уголовно-исполнительные инспекции по месту его жительства, сотрудники которых в этих целях могут использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства .
    По прогнозам Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) данные меры приведут к значительному сокращению контингента тюрем и колоний, и, возможно, тогда истории о сидельцах за кражу мешка картошки наконец-то уйдут в прошлое.
    Ограничение свободы может стать альтернативным видом наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести по неосторожности, за которые и теперь не предусматривается лишение свободы на срок свыше двух лет. Сегодня за такие преступления в России отбывают наказание около 140 тысяч человек. Кроме того, ограничением свободы могут заменить часть уже отбытого реального лишения свободы. В то же время в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, данную меру могут назначить как дополнительную к основным мерам наказания лицам, совершившим тяжкие преступления. То есть после отбывания срока в местах лишения свободы осужденные определенное время (от шести месяцев до двух лет) могут быть ограничены в своих передвижениях. И в этом смысле можно говорить скорее не о гуманизации, а об ужесточении уголовного преследования.
     Согласно принятому Федеральному закону суды смогут ограничивать свободу осужденным по таким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, как Побои , Похищение человека , Клевета , Оскорбление , Легализация доходов, полученных преступным путем и даже тем, кто будет обвинен в краже или грабеже, но без отягчающих обстоятельств. Всего новый закон вводит ограничение свободы как основной вид наказания в 21 статью Уголовного кодекса Российской Федерации и как дополнительный вид наказания - в 22 статьи УК РФ.
    Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Имеются некоторые особенности назначения данного вида наказания несовершеннолетним: в соответствии со статьей 88 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение свободы назначается осужденным несовершеннолетним в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
    Статья 53 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает общие характеристики данного вида наказания, а также основания его назначения. Так, ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
     Таким специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.
    Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме.
    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.
    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию. В течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы уголовно-исполнительная инспекция извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.
    Суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
    В то же время уголовно-исполнительные инспекции, согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (ст. 54), не только разъясняют порядок отбывания наказания и осуществляют за ним контроль, но и оказывают осужденным помощь в трудоустройстве, проводят с ними воспитательную работу, применяют установленные законом меры поощрения и взыскания.  В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.
    Однако сотрудники инспекций призваны осуществлять неусыпный контроль за осужденными и могут посещать их в любое время суток (кроме ночного времени) или вызывать их к себе на беседы в целях получения от них устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием ими наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденных сведения об их поведении.
    Кроме того, для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденного уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации . То есть кроме электронных браслетов, которые в нашей стране применялись только в качестве эксперимента и широкого распространения так и не получили, за осужденными могут вести наблюдение старыми добрыми методами - путем прослушивания или установки видеокамер.
    Также по представлению уголовно-исполнительной инспекции в период отбывания ограничения свободы суд может отменить частично либо наоборот - дополнить ранее установленные осужденному ограничения.
    Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. Осужденный обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.
    В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.
    Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.
    В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.
    В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.
    За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным к ограничению свободы следующие меры поощрения: досрочно снять ранее наложенное взыскание, объявить благодарность, разрешить выехать за пределы соответствующего муниципального образования на выходные, праздничные дни или даже в отпуск.
     В то же время закон устанавливает ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:
    а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию для постановки на учет;
    б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;
    в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
    г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию для регистрации;
    д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;
    е) невыполнение осужденным требования, указанного в части третьей статьи 50 настоящего Кодекса.
    За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из вышеперечисленных нарушений уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему следующую меру взыскания - официальное предостережение о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.
    В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно- исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.
    Уклонение от отбывания ограничения свободы является теперь преступлением. За злостное нарушение режима и невыполнение наложенных судом ограничений осужденные могут и вовсе лишиться свободы. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:
    а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;
    б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;
    в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;
    г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в части третьей статьи 47.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
    В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. В этих случаях суд может заменить ограничение свободы на лишение свободы из расчета один день тюрьмы за два дня домашнего ареста. Кстати, новые поправки в Уголовный кодекс в этом смысле коснулись и нарушений, совершаемых осужденными к исправительным или обязательным работам. В таких случаях по решению суда их также могут лишить свободы из расчета один день лишения за три дня исправительных работ или восемь дней обязательных работ.
    Следует отметить, что статья 314 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за злостное уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы только в тех случаях, когда ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания.
    Осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток.
    После задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.
    Нельзя не отметить, что расширение института домашнего ареста вызвало неоднозначные оценки в обществе. Так, правозащитник Лев Левинсон обращает внимание на опасность сочетания этого наказания в качестве дополнительного с основным, связанным с лишением свободы. Например, отсидел человек за кражу, но, вынося приговор, судья назначил ему как дополнительное наказание ограничение свободы на несколько лет. А это значит, что он не имеет права посещать определенные места. Как он может заработать, не занимаясь подработкой? А если он, например, собирается продавать помидоры на рынке? Таким образом, бывшие осужденные будут попадать в замкнутый круг, и вместо обещанной для них социальной реабилитации мы получим формальный полицейский подход .
    Эксперты также предупреждают: закон хорош, но нет уверенности в том, что его реализация не столкнется с обычными российскими трудностями, пока не разработаны подзаконные акты, которые позволят в полной мере обеспечить контроль над осужденными, не налажено производство электронных браслетов, которые этот надзор облегчат. Кроме того, правозащитники обращают внимание, что во многих статьях Уголовного кодекса РФ применение домашнего ареста предусмотрено как дополнительная мера наказания, что приведет к ухудшению положения освободившихся из мест заключения.
    Интересно, что домашний арест уже предусмотрен в Уголовном кодексе Российской Федерации как одна из пяти мер пресечения. Но судьи применяют ее крайне редко, предпочитая избирать арест реальный - содержание под стражей. Прокуроры также всегда против данной меры, потому что боятся, что подсудимый может повлиять на свидетелей. В то же время представители Минюста, Генпрокуратуры, МВД, ФСИН и других российских ведомств, а также депутаты и представители общественности высказываются о целесообразности заключения под стражу исключительно подозреваемых в тяжких и особо тяжких преступлениях, и применении, в случае необходимости, домашнего ареста в отношении подозреваемых в преступлениях небольшой тяжести.
    По оценкам экспертов, на техническое обеспечение программы домашнего ареста потребуется несколько миллиардов рублей. Однако на содержание одного заключенного государство ежемесячно тратит около 25 тыс. руб. Учитывая, что многие состоятельные граждане, нарушившие закон, с удовольствием возьмут на себя финансовые тяготы, вложения в домашний арест довольно скоро окупятся - в этом уверены во ФСИН. Правда, технически закон сможет заработать на всей территории России лишь тогда, когда система спутникового слежения ГЛОНАСС охватит все регионы страны.
    Система уже обкатана в ряде регионов. По словам члена Общественной палаты России и общественного совета при ФСИН РФ правозащитника Валерия Борщева +перед введением этого закона в ряде регионов проводились соответствующие эксперименты, и практика показала их успешность. Никаких технических сложностей с применением этого закона я не вижу. Тем более что и раньше у нас были условный срок и срок с отсрочкой, которые также можно назвать ограничением свободы. Так что опыт в этом направлении имеется .
    В то же время, в целом поддерживая домашний арест как альтернативный вид наказания, не связанный с лишением свободы, некоторые правозащитники и эксперты достаточно скептически относятся к возможностям его реализации на практике. Так, по мнению МВД Российской Федерации, недостаточно проработаны вопросы о возможности применения средств технического контроля за лицами, подвергнутыми домашнему аресту, нечетко определены процедура и механизм реализации данной меры пресечения, в том числе порядок решения вопроса, когда, как, при каких обстоятельствах, на какой период времени подозреваемый, обвиняемый или подсудимый могут покидать место жительства, по которому исполняется домашний арест, возможно ли посещение работы, магазинов, поликлиники, детских воспитательных учреждений.
    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Илюхин считает, что пройдет довольно много времени, прежде чем в России приживется практика домашнего ареста. Суды будут с осторожностью назначать такое наказание. Это связано с тем, что у нас, например, на краже часто попадаются те, кто имеет уже не одну ходку . Кроме того, много людей не имеют постоянного места жительства. И им эта мера наказания никак не подходит. И третье: боюсь, что пока еще не приняты все необходимые подзаконные акты, и, таким образом, непонятно, как отслеживать осужденных на домашний арест.

2. Зарубежный опыт применения домашнего ареста

     За рубежом под домашний арест сажают обвиняемых в нетяжких преступлениях, престарелых и больных преступников, а также политических противников. Самая известная в мире арестантка - лидер оппозиции Мьянмы (страна в Юго-Восточной Азии) и лауреат Нобелевской премии мира правозащитница Аун Сан Су Чжи, которая находится под домашним арестом уже 14 лет и освободить которую призывали главы многих стран мира.
     Под домашним арестом провел последние годы жизни лидер палестинцев Ясир Арафат. После недавних акций протеста в Тегеране под домашним арестом находятся большинство лидеров иранской оппозиции. В Казахстане в декабре минувшего года под домашний арест поместили 66-летнего главного инженера АО Трансстроймост Мухита Бекмагамбетова после гибели двенадцати человек из-за обрушения строящегося моста через реку Урал.
    Домашний арест может оказаться компромиссом, когда гражданина одной страны задерживают в другой по запросу третьей, причем первая страна своего гражданина преступником не считает. Так случилось с режиссером Романом Полански, который сейчас находится под домашним арестом в Швейцарии и чьи перемещения полиция контролируются с помощью электронного браслета. Гражданина Франции Р.Полански требуют выдать США для суда по делу о совращении 13-летней Саманты Геймер, которое произошло в 1977 году. Потерпевшая уже давно отказалась от претензий и получила денежную компенсацию, но формально дело против режиссера не закрыто.
    В некоторых случаях домашний арест бывает переходной стадией между свободой и тюрьмой. Создатель крупнейшей в истории финансовой пирамиды Бернард Мэдофф находился под домашним арестом первые три месяца после предъявления ему обвинения. Правда, затем Мэдоффа посадили в тюрьму, а позже 70-летнего финансиста приговорили к 150 годам лишения свободы за мошенничество. Три года под домашним арестом находился в США экс-премьер-министр Украины Павел Лазаренко, пока не получил девять лет тюрьмы за финансовые злоупотребления . По данным ООН, П.Лазаренко за время своего премьерства (1996-1997 годы) украл из казны своей страны около 200 млн. долларов.
    Впрочем, бывает и наоборот. Не так давно окружной суд Иерусалима перевел из тюрьмы под домашний арест 55-летнего мужчину, которого обвиняли в многоженстве и сексуальных отношениях с 16-летней приемной дочерью. По данным полиции, обвиняемый устраивал свадьбы с каждой из своих пяти жен по еврейскому обычаю. Защита же утверждает, что жена у мужчины была одна, остальные женщины - подруги, а приемная дочь оказалась непостоянной юной особой, склонной спать с кем попало . Под домашний арест в конце минувшего года перевели и лидера киргизского движения За справедливость , бывшего министра иностранных дел этой страны Аликбека Джекшенкулова. До этого он полгода просидел в СИЗО по обвинению в убийстве турецкого бизнесмена, которого, по данным следствия, застрелили из наградного пистолета экс-министра Джекшенкулова.
    У домашнего ареста могут быть свои рецидивисты. Один из них - израильский физик Мордехай Вануну, который отсидел 18 лет за разглашение журналистам сведений об израильской ядерной бомбе и одним из условий освобождения которого был запрет на общение с прессой и иностранцами. Вануну уже попадал под домашний арест за интервью иранскому телеканалу, а в конце минувшего года был уличен в связях с гражданкой Норвегии. Обвиняемый утверждал, что норвежка - его любовница и о ядерной программе Израиля он с ней не беседовал. Но суд назначил Вануну три дня домашнего ареста и подтвердил наложенный ранее запрет подходить к иностранным посольствам.
    Кроме того, домашний арест выбирают как меру пресечения в тех случаях, когда обвиняемый слишком важен, чтобы посадить его в тюрьму, но преступление является слишком серьезным, чтобы оставить его без внимания. Так, в конце минувшего года под домашний арест поместили индийского политика и одного из лидеров партии Фронт спасения Гоа 34-летнего Джона Фернандеса, которого подозревают в избиении и изнасиловании 25-летней россиянки, работавшей в одном из отелей курорта. Судмедэксперты подтвердили факт изнасилования и зафиксировали на теле девушки 13 ушибов, но полицейские не сочли это достаточным основанием, чтобы посадить политика в тюрьму. Чем заканчиваются подобные дела, показывает история экс-министра внутренних дел Молдавии Георгия Папука. В марте 2008 года его сняли с должности и поместили под домашний арест в связи с предполагаемым соучастием в контрабанде 200 килограммов афганского героина. Однако осенью 2008 года Папука вновь вернули на прежнюю должность.
    В США широко применяется электронное наблюдение за преступниками. Приговоренные к небольшим срокам имеют право попросить у судьи заменить им тюремное заключение на домашний арест с ношением специальных GPS-браслетов. В некоторых штатах подобные устройства обязаны носить все бывшие заключенные, которые отбывали сроки за преступления сексуального характера. В качестве альтернативных видов наказания в США также применяются общественные работы, пробация (условное наказание с прикреплением к осужденному специального куратора), пребывание в центре дневного наблюдения и даже в лагере военизированного типа.
    Альтернативой тюремному заключению во Франции служит прекрасно развитая система общественных работ, к которым приговаривают за мелкие правонарушения, а иногда даже за тяжкие, если они совершаются впервые или непреднамеренно. Максимальный срок работ не превышает 240 часов в течение 18 месяцев.
    Кроме того, по усмотрению суда тюремное заключение может быть заменено так называемым полусвободным режимом: днем осужденный работает, учится или проходит курс лечения, а в пенитенциарное учреждение приходит только ночевать.
    Для скандинавов, нарушивших закон, есть три альтернативы тюремному заключению: штраф, надзор и общественные работы. Как правило, эти наказания распространяются на тех, кто приговорен к сроку до трех месяцев. Штраф может быть как единовременным, так и ежемесячным - в этом случае у осужденного регулярно отчисляют процент от дохода. Альтернатива тюрьме - надзор, или пробация. Кураторам запрещено встречаться со своими подопечными в личных кабинетах или в одиночку посещать их по месту жительства. Возможен и интенсивный надзор: помимо того, что заключенный должен встречаться с куратором, он также обязан носить электронный браслет на лодыжке. Общественные работы подразумевают уборку улиц и помощь в доме престарелых или больнице.
    Наряду с общественными работами и штрафами в Великобритании действует система домашних арестов и электронного наблюдения. Специальные GPS-устройства обязаны носить педофилы, воры, грабители и угонщики автомобилей, освобожденные из тюрьмы досрочно, осужденные условно или приговоренные к исправительным работам. Известен случай, когда к ношению электронного браслета за угон автомобиля приговорили  11-летнего мальчика: ему запретили покидать дом с 7 вечера до 7 утра.