2010г. № 2 осенняя сессия

1.4. Образование, наука, здравоохранение, культура

10 сентября в первом в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена» (№ 391377-5), внесённый Правительством Российской Федерации.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена" разработан во исполнение Плана-графика внесения изменений, необходимых для совершенствования единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), в соответствующие нормативные правовые акты, разработанного Комиссией при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения ЕГЭ, сформированной распоряжением Президента Российской Федерации от 14 октября 2009 года (далее - План), которым определены направления совершенствования законодательства Российской Федерации в части проведения ЕГЭ.

Проектом федерального закона устанавливается, что содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению. При этом лица, участвующие в организации и проведении ЕГЭ, обязаны соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, режимы защиты контрольных измерительных материалов, порядок их обработки и использования.

Режим защиты контрольных измерительных материалов ЕГЭ подразумевает исключение несанкционированного, в том числе случайного, доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах ЕГЭ, используемых в текущем году, результатом которого может стать их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение, а также иные несанкционированные действия.

В рамках осуществления защиты контрольных измерительных материалов ЕГЭ предполагается принятие ряда правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах ЕГЭ, от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, иных неправомерных действий, а также соблюдение конфиденциальности такой информации.

Проект федерального закона также уточняет полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, по проведению ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации. В частности, законопроектом предлагается установить, что ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации будет проводиться Рособрнадзором совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, имеющими в своем ведении аккредитованные образовательные учреждения, расположенные за пределами Российской Федерации и реализующие образовательные программы среднего (полного) общего образования.

Кроме того, проект федерального закона также предусматривает дальнейшее совершенствование разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части проведения ЕГЭ. Так, в статье 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" предлагается уточнить полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере образования по установлению положения о системе общественного наблюдения для обеспечения общественного контроля за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах. Одновременно статья 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" дополняется положением, определяющим статус общественных наблюдателей и их права при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Также уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению и проведению ЕГЭ в установленном порядке, в том числе в части подготовки лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, обеспечения хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах ЕГЭ, а также обеспечения ознакомления участников ЕГЭ с полученными ими результатами.

Одновременно с этим проектом федерального закона предусматривается распространение действий правовых норм, регулирующих прием и зачисление граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, на все образовательные учреждения, имеющие лицензию (вне зависимости от наличия государственной аккредитации).

21 сентября в первом, 16 ноября во втором, 26 ноября в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 41 Закона Российской Федерации "Об образовании"» (№ 322439-5), внесённый Костромской областной Думой.

Принятый Федеральный закон направлен на устранение технической ошибки, допущенной в пункте 4 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании». Так, в пункте 4 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» имеются ссылки на пункт 6.1 статьи 29 данного Закона Российской Федерации, в то время как указанный якобы пункт 6.1 статьи 29 фактически является подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» (введен Федеральным законом от 07.07.2003 №123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений»).

В связи с этим в пункте 4 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» слова «пунктом 6.1» заменяются словами «подпунктом 6.1 пункта 1».

1 ноября в первом, 10 декабря во втором и 22 декабря в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» (в части увеличения срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук) (№ 416106-5), внесённый Правительством Российской Федерации.

Принятый Федеральный закон подготовлен Минобрнауки России. Им вносится изменение в пункт 4 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которому по отдельным специальностям научных работников технической и естественных отраслей наук срок обучения в аспирантуре по очной форме может составлять четыре года, а по заочной форме - пять лет.

Указанная норма распространяется на лиц, обучающихся по специальностям, перечисленным в перечне специальностей научных работников. Перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут быть увеличены (далее - перечень), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, при котором в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" создается Высшая аттестационная комиссия.

При формировании перечня учитываются наиболее востребованные экономикой страны технические и естественнонаучные специальности в соответствии с критическими технологиями Российской Федерации, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации (в настоящее время перечень критических технологий Российской Федерации утвержден Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-842).

Кроме этого, предлагается осуществлять выбор специальностей исходя из следующих основных принципов:

специальности, связанные в основном с экспериментальной деятельностью, результаты исследований по которым имеют широкий спектр применения, в частности, для создания и применения критических технологий (например, физика плазмы, лазерная физика, биотехнологии и другие);

специальности, связанные с разработкой и созданием приборов, установок, систем, необходимых для создания и развития критических технологий и внедрения их в производство высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг).

В настоящее время срок обучения в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций не может превышать три года в очной форме и четыре года в заочной форме.

Увеличение срока обучения в аспирантуре на один год по отдельным специальностям технической и естественных отраслей наук позволит повысить эффективность подготовки аспирантов и качество диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям. Кроме этого, увеличение сроков обучения повысит эффективность аспирантуры в целом, поскольку около 36% от фактического выпуска аспирантов приходится на специальности технической и естественных отраслей наук.

Анализ статистических данных на 2009 год, характеризующих результативность аспирантуры, показывает, что эффективность выпуска аспирантов, то есть окончание аспирантуры с защитой диссертации по специальностям технической и естественных отраслей наук, как правило ниже, чем по специальностям гуманитарного профиля и составляет не более 25%.

Более низкий процент защит диссертаций аспирантами по указанным специальностям в пределах нормативно установленных сроков обучения объясняется существенными различиями в содержании и трудоемкости диссертационных исследований по специальностям технической, естественных и гуманитарных отраслей наук, а также объективными причинами, связанными с современными подходами к организации научных исследований.

Так, по специальностям технической и естественных отраслей наук требуется обязательное экспериментальное подтверждение достоверности полученных результатов. Нередко для проведения эксперимента необходимо не только наличие дорогостоящего оборудования, но также разработка и создание эксклюзивного экспериментального оборудования самим исследователем.

Кроме этого, результаты диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям, должны быть, как правило, апробированы и внедрены в производственную практику, что также требует увеличения сроков обучения в аспирантуре. При невозможности провести эксперимент в нормативно установленный срок обучения перспективное диссертационное исследование нередко теряется.

Анализ статистических данных (форма государственной статистической отчетности № 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры") показывает, что число лиц, поступивших в 2004 году в очную аспирантуру и защитивших диссертацию в срок (в 2007 году), составляет 19%.

Вместе с тем число выпускников аспирантуры 2007 года, защитивших диссертацию через год после окончания аспирантуры (в 2008 году), составляет уже 26%, то есть количество защитивших диссертацию увеличивается примерно в 1,4 раза.

Таким образом, увеличение на год срока обучения в аспирантуре по востребованным экономикой страны техническим и естественно - научным специальностям существенно повысит эффективность ее работы, обеспечит более качественную, полноценную подготовку научных работников.

21 декабря во втором и в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов» 388914-5 ), внесённый депутатами Государственной Думы.

Принятым Федеральным законом внесены в федеральное законодательство изменения, которые будут стимулировать работодателей создавать рабочие места для молодых людей – студентов высших и средних специальных учебных заведений, аспирантов и докторантов.

Студенческие отряды сегодня - это массовое патриотическое движение молодежи высших и средних учебных заведений, которое привлечет юношей и девушек к решению задач социально-экономического развития страны, трудового воспитания будущих специалистов, улучшения качества их профессиональной подготовки, овладению навыками профессиональной и непрофессиональной деятельности.

В настоящее время студенческие отряды участвуют в реализации приоритетных национальных проектов, в реализации таких общероссийских проектов, как строительство спортивных объектов Зимней Олимпиады - 2014 в городе Сочи, проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации программ Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», возведение объектов для проведения саммита АТЭС-2012 на острове Русский Приморского края и т.д.

22 декабря во втором и в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон с новым наименованием «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 394584-5), внесённый Правительством Российской Федерации.

Принятый Федеральный закон разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. № АЖ-П44-6671. Он направлен на предоставление субъектам Российской Федерации возможности самостоятельного определения размера компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с целью достижения адресности выплаты компенсации именно тем семьям, которые более всего в этом нуждаются. При этом законопроектом закрепляется норма, согласно которой размер указанной компенсации, определяемый субъектом Российской Федерации, не может быть ниже размера, установленного действующей редакцией Закона Российской Федерации "Об образовании".

Одновременно исключается из статьи 522 Закона Российской Федерации "Об образовании" положение о софинансировании Российской Федерацией расходов субъектов Российской Федерации по выплате указанной компенсации путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий.

Исключение указанной нормы вызвано тем, что Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" не предусматривает расходов федерального бюджета по предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации указанных субсидий. При этом исключение положения о софинансировании из федерального бюджета обязательств по выплате компенсации не означает отказа Российской Федерации от выполнения обязательств по социальным выплатам. Как указано в "Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", разработанных Минфином России в качестве приложения к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов", субъектам Российской Федерации, у которых в 2010 году дополнительные доходы от индексации ставок отдельных видов налогов и государственных пошлин не покрывают доходы, которые уменьшаются в связи с изменением методик расчета нормативов от уплаты некоторых видов акцизов, и дополнительные расходы, возникающие в связи с отменой софинансирования из федерального бюджета части обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе по выплате компенсации части родительской платы за содержание детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в декабре 2009 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1836-р оказана финансовая помощь из федерального бюджета в сумме 58,3 млрд. рублей, в том числе на компенсацию дополнительных расходов - 12,3 млрд. рублей, путем предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа),» исключить, второе предложение изложить в следующей редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.», дополнить предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.».

Кроме того, принятым Федеральным законом предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и ухудшать условия их предоставления на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

С.А.Комаров (Аналитическое управление;
Аппарат Комитета Государственной Думы по образованию)