2012г. № 2 осенняя сессия

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Федеральные законы от 20.07.2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» и от 28.07.2012 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов».

(внесёны Правительством РФ, приняты ГД 6 июля 2012 года)

Разработанные Правительством РФ и принятые Государственной Думой данные законы должны решить две наиболее острые проблемы, связанные с донорством.

Во-первых, это ежегодное сокращение числа доноров. Согласно пояснительной записке к законопроекту, общее число доноров в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 8,1% (155,5 тыс. человек), уменьшилось число платных доноров на 11% (18,5 тыс. человек), безвозмездных доноров - на 7,9% (13,7 тыс. человек), число первичных доноров - на 10,5% (75,7 тыс. человек). При этом потребность в компонентах и препаратах крови растет, что связано с увеличением количества оперативных вмешательств, лечебных манипуляций и осложненных родов.

Мировая практика свидетельствует, что 3-4% населения страны (4,3-5,7 млн. человек) должны регулярно давать кровь для обеспечения нужд здравоохранения и поддержания стратегических запасов на случаи чрезвычайных ситуаций и военного времени. Однако, исходя из того, что дети и граждане старше 60-65 лет не могут быть донорами, число лиц, дающих кровь, должно быть выше 10-20% (14,2 - 28,5 млн. человек), то есть, в России, выше в 8-10 раз. Принятие данных законов должно стимулировать повышение количества доноров в стране.

Действовавший закон в сфере донорства, принятый в 1993 году, в значительной степени устарел. За эти девятнадцать лет произошло разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все эти аспекты не могут быть учтены корректировкой отдельных положений действующего закона и нуждаются в комплексном федеральном законе.

Основные положения закона:

· устанавливаются права донора и пациента, которому переливаются компоненты крови;

· вводится основная терминология в области донорства. Она содержит такие понятия, как «донорство крови и ее компонентов», «донор крови», «служба крови», «качество донорской крови», «готовый продукт крови»;

· для безопасности донорской крови и ее компонентов предполагается создание единого государственного автоматизированного информационного банка крови. Он будет содержать сведения о количестве забранной, заготовленной и переработанной донорской крови и ее компонентов с указанием группы крови и резус-принадлежности, проведенных трансфузиях и других сведениях о лицах, у которых выявлены противопоказания к донорству;

· ежегодная денежная выплата почетным донорам увеличивается с 6 тыс. до почти 10 тыс. рублей (9 тысяч 959 рублей).

Также принят сопутствующий закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов», который вносит поправки в ряд российских законов в связи с принятием базового документа, вт.ч. в федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации», «О техническом регулировании», «О статусе военнослужащих», в частности, вводятся поправки, дающие военным право на освобождение от службы в день сдачи крови или ее компонентов и на дополнительный день отдыха после каждой сдачи крови, «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О персональных данных».

Все фракции поддержали законопроекты. Выступлений представителей фракций по мотивам голосования в третьем чтении не было.

Итоги голосования по закону «О донорстве крови и ее компонентов» (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

51 деп. (55,4%)

0

Не голосовало 41 деп. (44,6%)

3

СР

55 деп. (85,9%)

0

Не голосовало 9 деп. (14,1%)

4

ЛДПР

51 деп. (91,1%)

0

Не голосовало 5 деп. (8,9%)

Итого

 

394 деп. (87,6%)

0

Не голосовало 56 деп. (12,4%)

Итоги голосования по закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп.(100%)

0

0

2

КПРФ

51 деп. (55,4%)

0

Не голосовало 41 деп. (44,6%)

3

СР

55 деп. (85,9%)

0

Не голосовало 9 деп. (14,1%)

4

ЛДПР

51 деп. (91,1%)

0

Не голосовало 5 деп. (8,9%)

Итого

 

394 деп. (87,6%)

0

Не голосовало 56 деп. (12,4%)

Законопроект № 163560-6 «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

(внесён Правительством РФ, принят ГД в первом чтении 23 ноября 2012 года)

Законопроект подготовлен в соответствии с Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

С июня 2014 года продажу табачной продукции предлагается осуществлять только в магазинах и павильонах. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией. Одна из причин введения данных норм – необходимость предотвратить торговлю сигаретами «через окошко» в киосках (поскольку в этом случае практически невозможно определить возраст покупателя, чем зачастую пользуются продавцы в ларьках, продавая сигареты детям).

Также законопроектом вводится запрет на выкладку и демонстрацию табачной продукции в торговом объекте, т.е. с витрин магазинов исчезнут пачки сигарет, сигар, папирос, табака и т.д. Вместо этого в данных торговых точках будет висеть прейскурант (на обычном листе белой бумаги с тестом, набранным черным шрифтом без каких-либо картинок и лэйблов сигарет или табачных компаний), который будет информировать покупателей о марках сигарет, имеющихся в продаже, и об их цене. Пачки сигарет могут быть продемонстрированы покупателю только по его требованию и только после ознакомления им с указанным выше прейскурантом.

Запрещено продавать сигареты и папиросы поштучно. Также вводится запрет на продажу табачных изделий: на территориях и в помещениях образовательных учреждений, учреждений культуры и учреждений по делам молодежи, больниц, поликлиник, санаториев, в городском и пригородном транспорте, в помещениях, занимаемых органами власти; на расстоянии не менее чем 100 метров от образовательных учреждений; на территориях вокзалов, портов и аэропортов (кроме магазинов дьюти-фри), в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, бытовых услуг.

Законопроектом предусмотрен запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также на вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом. Если продавец сомневается в возрасте покупателя, он обязан потребовать у него документ, удостоверяющий личность, и, если такой документ покупатель ему не показал, продавец не вправе продавать покупателю табачные изделия.

Законопроектом запрещается реклама и стимулирование продажи табачных изделий любым способом. Под этот запрет подпадают, в частности, такие действия, как распространение сигарет бесплатно и в виде подарка; размещение лэйблов сигарет на обычных («нетабачных») товарах; имитация вида табачных изделий для «нетабачных» товаров (это, например, касается т.н. электронных сигарет, если они имитируют внешний вид обычной сигареты); демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь создаваемых и предназначенных для детей фильмах, мультфильмах, телепередачах, спектаклях, утренниках и в других подобных мероприятиях (это значит, например, что Волк в новых сериях «Ну, погоди!» уже не будет курить); что новых касается фильмов, мультфильмов и передач, предназначенных для взрослых, то в них демонстрация табачных изделий и процесса курения допускается, только если эти действия являются неотъемлемой частью художественного замысла (это значит, что в новых фильмах о Сталине или Черчилле они смогут появляться в кадре с трубкой и сигарой, но если процесс курения не будет основой сюжета этих фильмов).

Предусмотрен запрет курения в поездах дальнего следования, электричках, самолетах, судах дальнего плавания, городском и пригородном транспорте, на территориях и в помещениях образовательных учреждений, больниц, поликлиник, санаториев, учреждений культуры, учреждений по делам молодежи, на стадионах и в спорткомплексах, на рабочих местах, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц, услуг для временного проживания туристов, в помещениях общепита (столовые, кафе, рестораны и т.д.), в учреждениях сферы услуг, в помещениях, занимаемых органами власти, в местах общего пользования многоквартирных домов, а также на пассажирских платформах пригородного сообщения.

При этом важно отметить, что указанные ограничения не означают полного запрета курения. Подход законопроекта заключается в том, что если законом не запрещено курить в каком-либо месте, то курить там можно (в частности, это касается квартир – курение в них не запрещено), поэтому организовывать «курилки» на предприятиях, учреждениях и организациях можно. Главное, чтобы эти предприятия, учреждения и организации не входили в перечень объектов, где курение запрещено.

Законопроект предусматривает увеличение акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также установление минимальных розничных цен на табачную продукцию.

Закон вступает в силу с 1 июня 2013 г. за исключением следующих положений:

· повышение акцизов на табачную продукцию и введение минимальных розничных цен – с 01.01.2014 г.;

· запрет курения в поездах дальнего следования, самолетах и кораблях, общежитиях и гостиницах, в магазинах, на рынках, объектах общепита, объектах сферы услуг, на платформах для электричек; правила о продаже табака только в магазинах и павильонах, запрет торговли табаком с выкладкой и демонстрацией сигаретных пачек; запрет на продажу сигарет на территориях вокзалов, аэропортов, портов, в метро – с 01.06.2014 г.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

90 деп. (97,8%)

0

Не голосовало 2 деп. (2,2%)

3

СР

47 деп. (73,4%)

0

Воздержалось 2 деп. (3,1%)
Не голосовало 15 деп. (23,5%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

 

429 деп. (95,3%)

0

Воздержалось 2 деп. (0,5%)
Не голосовал 19 деп. (4,2%)