2013г. № 1 весенняя сессия

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Постановление Государственной Думы от 21.06.2013 г. № 2484-6 ГД «О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в части полномочий Государственной Думы по осуществлению парламентского контроля) (внесено Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы).

Постановление расширяет полномочия Председателя и комитетов Государственной Думы с целью совершенствования парламентского контроля над проведением налоговой и бюджетной политики, а также расследованием обстоятельств и характера чрезвычайных происшествий и их ликвидацией.

Постановления Государственной Думы от 02.07.2013 г. № 2558-6 ГД «Об объявлении амнистии» и № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» и «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» (внесены Президентом Российской Федерации).

Постановления направлены на стимулирование предпринимательской активности в Российской Федерации путем освобождения от отбывания наказания лиц, впервые привлеченных к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской деятельности и прекращения уголовных дел в отношении таких лиц, находящихся на уровне предварительного следствия и судов.

Постановлениями предусматривается исчерпывающий перечень преступлений, по которым объявляется амнистия (по 27 статьям УК РФ).

Постановления действуют 6 месяцев с момента вступления в силу.

Выступление Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина на открытии весенней (2013 года) сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемые коллеги, мы вступаем во второй, очень ответственный год работы шестого созыва Государственной Думы. Не буду перечислять все приоритетные законопроекты, которые ждут рассмотрения, - только в первом чтении за прошлый год нами принято около ста законопроектов. Нам предстоит продолжить работу по совершенствованию законодательства практически во всех сферах государственной и общественной жизни, от модернизации политической системы до повышения качества экономического развития и социальной политики. Добавлю, что многие конкретные задачи были поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, и нами создана межфракционная группа, которая уже начала свою работу.
Особенно ответственной задачей является разработка и рассмотрение закона о новой системе выборов депутатов Государственной Думы. Мы обязаны выработать эффективный механизм, который учёл бы все современные реалии и позволил бы без сбоев и справедливо сформировать Государственную Думу седьмого созыва в 2016 году. Для этого мы проведём целый ряд обсуждений с участием общественности - учёных-правоведов, экспертов, политиков - как в стенах Государственной Думы, так и за её пределами, в том числе на заседаниях "Открытой трибуны", Совета непарламентских партий и во время других профессиональных дискуссий.
Крайне актуальным считаю наведение порядка с законопроектами, накопившимися в течение работы предыдущих пяти созывов. Изменив Регламент работы Государственной Думы, мы уже начали эту работу и за период осенней сессии рассмотрели около двухсот таких законопроектов. Я обращаю внимание на то, что темпы этой работы пока недостаточны, и я дал поручение председателям комитетов оценить возможности комитетов в этом отношении и дать реальные предложения. Проведя инвентаризацию старого "наследия", мы сможем освободить больше нашего общего рабочего времени для разработки и рассмотрения действительно важных, актуальных и трудоёмких законопроектов, например комплексных поправок в Гражданский кодекс, принятие которых, конечно, приведёт и к изменению других законодательных актов.
Затрону ещё один, на мой взгляд, назревший вопрос. Вы знаете: в Особенной части Уголовного кодекса уже трудно найти такую статью, которая не подвергалась бы правке. Безусловно, каждое из таких изменений было и допустимо, и оправданно, но бесконечные поправки нередко приводят к нарушению структуры кодифицированного акта, к нарушению его внутренней логики и баланса между общественной опасностью того или иного преступления и мерами ответственности. Эксперты всё чаще говорят о том, что в будущем нам предстоит работа, большая работа по подготовке новых редакций базовых кодексов, в том числе Уголовного. Если это так, то именно Государственная Дума должна стать главной площадкой для экспертного и общественного обсуждения и дискуссий по таким важным вопросам.
Мы обязаны работать над законопроектами так, как положено настоящим профессионалам-парламентариям, ставить перед собой высокую профессиональную планку, ни на минуту не забывая, что цена ошибки здесь может быть очень высокой: любая небрежность, любая неточность в расчётах, в формулировках прямо сказывается на судьбах миллионов людей. Мы, каждый лично и все вместе, ответственны за качество как отдельных законодательных актов, так и всей законодательной политики России в целом, и прошу вас об этом никогда не забывать.
Наконец, вновь напомню, что в этом году 12 декабря исполнится 20 лет демократическому парламенту и Конституции России. Подготовка к юбилею должна содержательно сказаться на нашей работе в течение всего этого года, затронуть самые актуальные вопросы совершенствования парламентской практики. Соответствующий план работы нами утверждён, и мы вместе приступили к его исполнению.
Завершая выступление, я ещё раз подчеркну, что только совместная творческая, глубоко профессиональная работа всех фракций позволит нам добиться результатов, которых действительно ждут от нас граждане России, и лишь наша эффективная работа, уважение друг к другу, максимальная корректность - при всех возможных политических разногласиях - помогут поднять авторитет парламента в российском обществе. Я всем нам желаю в этом успеха! (Аплодисменты.)
Весеннюю сессию 2013 года объявляю открытой.

Выступление Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина на закрытии весенней (2013 года) сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемые коллеги!
Мы завершаем весеннюю сессию 2013 года – третью для нашего созыва. Это был непростой и важный период в жизни общества и государства. И прямо скажем, в определенной степени переломный для парламента. Переломный в силу многих, выдержанных нами испытаний и принятых в результате решений. И сразу скажу – я глубоко признателен вам за выдержку и по-настоящему напряжённый труд.
Да, конечно бывали времена и поспокойнее, но именно в этом созыве мы столкнулись с вызовами, которые напомнили нам полный голос напомнили о значимости представительной природы парламента. И о том, что лишь беря ответственность на себя в самых серьезных ситуациях, представительная власть становится властью, способной к дальнейшему развитию.
Все мы слишком хорошо знаем, что в работе парламента есть проблемы, есть недостатки, знаем, что их немало. Но именно парламент стал той площадкой, той главной площадкой для обсуждения самых острых вопросов и проблем общенационального значения.
Ряд законов, которые мы приняли или отклонили в эту сессию, вызвали очень бурные дискуссии в обществе. Но они уже в большей степени, чем раньше были сконцентрированы на существе проблем. И, кстати, ясно показали, что только законами этих проблем до конца не решить. Здесь, безусловно, необходим поиск общественного согласия. И это задача не только для одного парламента.
Самый свежий и наверное, вы согласитесь самый острый пример – это реформа Российской академии наук. Её обсуждение вышло далеко за пределы обсуждения собственно текста законопроекта. В этом зале все выступавшие говорили о судьбе российской науки, говорили с тревогой и говорили с заинтересованностью. И считаю, что мы были правы, отложив на осень принятие окончательного решения, и все это время будем продолжать работу над законопроектом. И уважаемые коллеги, если мы видим, что та или иная проблема требует широкой общенациональной или общественной дискуссии, то проводить такую дискуссию мы будем всегда.
Это тем более важно сейчас – через 20 лет после принятия Конституции, когда можно говорить о новом этапе в жизни общества и государства. На политическую арену, на политическую сцену выходит новое поколение – поколение со своими интересами, своими взглядами. И видеть в этом только лишь одну сторону, связанную с рисками – нельзя. Тем более для представительной власти, которая и существует для того, чтобы согласовывать разные общественные позиции, разные интересы различных групп и социальных слоев.
В этой связи хотел бы ещё раз всем нам напомнить, что парламентская работа состоит отнюдь не из одной партийно-программной деятельности. А законотворчество – это и квалифицированный труд, требующий строгого соблюдения профессиональных правил. Поэтому далеко не всё, что нам порой кажется общественно значимым, может и должно? включаться в тексты законодательных актов. У политических партий есть немало других рычагов и механизмов, форм политической агитации, которые конечно же нужно вести. А перед Государственной Думой стоит ещё слишком много реальных законотворческих задач, чтобы заниматься инициативами, мало похожими на законопроекты.
Не устану говорить и о другом – о системности законодательства, законотворчества, о качестве принимаемых актов и о том, что их количество не может быть самоцелью.
У нас предостаточно насущных и сложных правотворческих задач. И о некоторых из них я сегодня напомню особо.
Во-первых, Президентом предложено объединить Верховный и Высший Арбитражный Суды. Каждый из нас обязан чётко понимать значение этой инициативы в реформировании судебной системы страны. Речь идёт о поправках к Конституции, и всем нам следует сейчас глубже вникнуть в проблемы этой ветви власти. Не забывая как о её самостоятельности, так и о балансе в системе разделения властей. При этом соответствующие законы принимать нам, и это, безусловно – огромная ответственность. Вы знаете: я поручил В.Н.Плигину сформировать состав соответствующей рабочей группы по этому вопросу, и готов возглавить её работу.
Кроме того, ещё одна рабочая группа уже начала заниматься вопросами законодательного закрепления статуса Федерального Собрания и приступила к разработке соответствующего проекта федерального конституционного закона. С такой инициативой я выступил на встрече с Президентом России и вы, уважаемые коллеги, и глава государства меня поддержали. И считаю, что в год юбилея Конституции и самого? высшего органа представительной власти мы должны такой закон принять.
Второе, на что особо хочу обратить ваше внимание. На принципиально новый уровень выходит теперь работа по реализации контрольных полномочий парламента. Кроме того, вы помните, в нашем зале много говорилось о необходимости вернуть обсуждение бюджетного процесса в парламент. Обсуждение не формальное, а обсуждение по существу. И теперь это сделано – законодательство обновлено. Но использование столь серьёзных контрольных механизмов должно быть самым эффективным. Тем более, что уже началась работа над проектом бюджета 2014 года и трехлетки.
Ещё одна группа задач, пожалуй, самых значимых и может быть наиболее сложных – это социальное законодательство. Наш приоритет – выполнение всех уже имеющихся и новых обязательств перед нашими гражданами, включая утверждение современной, прозрачной и справедливой пенсионной формулы.
Кроме того, на стыке социальных и экономических вопросов находятся проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства и я уверен, что депутаты всех фракций не забудут о них и в ходе своей региональной работы и в том числе во время предстоящих парламентских каникул.
Напомню и о том, что обеспечивать темпы роста России тоже придётся в новых условиях. Это и рамки ВТО, и задачи евразийской интеграции.
Далее. Бизнес-сообщество позитивно оценило шаги по либерализации уголовного законодательства в экономической сфере. И это – определённый рубеж, где черта? уже подведена постановлением об амнистии. Однако крайне важно, как будут реализовываться эти нормы. Предстоит избежать двух опасностей: с одной стороны – появления новых поводов для давления на бизнес, а с другой – иллюзии безнаказанности за экономические преступления.
Подчеркну – объявление амнистии вовсе не означает, что пора завершить либерализацию уголовного законодательства. Наоборот, надо дальше добиваться его внятности и непротиворечивости, чтобы при уголовном преследовании работал закон, а не его вольные трактовки. Чтобы амнистия была по-настоящему актом милосердия государства, а не попыткой исправить ошибки и недостатки в деятельности правоохранительной и судебной системы.
Уважаемые коллеги!
Вы знаете: огромный резонанс вызвали законы о защите прав детей. Это и новые меры поддержки многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Один из таких законов, существенно увеличивший размер пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью два дня назад подписан главой государства.
Это и запрет усыновления российских детей однополыми парами, а также одинокими гражданами в тех странах, где такие браки легализованы. Это и введение ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, на наш взгляд, разрушительную для сознания, для психики, для развития ребёнка.
По недавним событиям за рубежом мы видим, сколь остро встаёт вопрос защиты традиционных ценностей. И мы должны отстаивать свою точку зрения в международных дискуссиях. Ведь мы говорим от имени подавляющего большинства граждан России, а также чувствуем поддержку людей в других странах. Я планирую принять участие в работе осенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы и готов, как и многие наши уважаемые коллеги это уже делают, ответить на самые острые вопросы.
Скажем об установлении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Кто-то ещё сомневается в необходимости этого шага, а кто-то – наоборот, удивляется, что такая мера против сознательных провокаций в нашей многоконфессиональной стране реализована только сейчас. Подобные выходки прямо противоречат многовековым традициям взаимного уважения, которые позволили создать великую российскую культуру.
Подчеркну: потребности в системном обновлении законодательства о культуре ощущаются сегодня всё больше. Именно потому мы с вами голосовали за то, чтобы Правительство ежегодно представляло доклад о состоянии культуры. Принят, как вы знаете, в первом чтении законопроект « О меценатской деятельности».
На повестке дня и другие вопросы, в том числе – о защите авторских прав. В отношении кинофильмов и видеопродукции закон уже принят и подписан, но от пиратов страдают и все творческие деятели: не только кинематографисты, но и писатели, поэты, музыканты. И везде есть, конечно, свои особенности. Мы обсудим возможные законодательные инициативы подробно уже в ближайший вторник, на третьем заседании рабочей группы думского Совета по культуре. И это ещё одна наша общая задача на осень.
Уважаемые депутаты!
На следующую сессию запланированы основные мероприятия юбилейного для Конституции и парламента года. А также – сложнейшая работа над Отчётом о состоянии российского законодательства. Он должен подвести главные итоги двух десятилетий правотворчества и в целом оценить качество действующего сегодня законодательства.
Считаю, нам необходимо двигаться дальше, развивая и законотворческие традиции, и представительную демократию. Этому будут посвящены и Второй международный парламентский форум, и новый цикл лекций по проблемам современного развития парламентаризма и конституционного права.
Только глубоко понимая дух и букву Основного Закона и строго ему следуя – мы укрепим конституционно-правовой фундамент России. Тем более, что впереди у нас рассмотрение и федеральных конституционных законов, и поправок в Конституцию.
В сегодняшней Думе нет фракции, которая в одиночку могла бы решить такие задачи. Но шестой созыв, и эта сессия – вновь дали нам примеры межфракционного единства. И надо сохранить это умение слушать и учитывать доводы друг друга, находить согласие, столь важное для нашего общества.
Завершая, скажу то, что не все за пределами этого зала готовы сейчас услышать. Эта сессия, кто бы и что бы ни говорил, была не только одной из самых сложных, но и продуктивных за последние годы. И не только по количеству принятых законов, а их действительно довольно много.
Я говорю совсем о другом. Если первый год работы нашего созыва стал временем политической модернизации, то нынешний становится этапом фундаментальных перемен. Перемен – одинаково важных и для всего общества, для государства, и для парламента. И в такие времена надо быть крайне ответственным, и каждый, буквально каждый шаг необходимо сверять с Конституцией.
Дорогие друзья! Я сердечно благодарю вас за совместную работу и за достойно преодоленные нами трудности.
А теперь – предлагаю перейти к приятной процедуре, к традиционной церемонии вручения государственных наград по результатам нашей работы.