2014г. № 1 весенняя сессия

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Принятые по итогам голосования законопроекты

Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 64-ФЗ (законопроект № 412057-6) «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в декабре 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 14 февраля, а во втором и сразу в третьем - 18 марта 2014 года.

I. Основные положения законопроекта

Согласно законопроекту всему военно-кадровому составу максимальный срок нахождения в строю продлевается на пять лет. Эта инициатива Минобороны позволит сохранить в армии наиболее опытных и подготовленных офицеров, имеющих богатый опыт прохождения военной службы, обладающих развитыми профессиональными качествами командиров частей, руководящей штабной работы и наставников своих младших коллег-офицеров.

Так подполковники или капитаны 2 ранга, которые сейчас уходят в запас с 45 лет, по новым правилам могут служить до 50 лет, полковники и капитаны 1 ранга, ранее служившие до 50 лет, – до 55 лет включительно. Для генерал-майора, контр-адмирала, генерал-лейтенанта и вице-адмирала предельный срок нахождения на службе с 55 лет увеличится до 60 лет, а, соответственно, маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала с существующих 60 до 65 лет.

Новая возрастная планка не отменит, однако, право офицера, заключившего контракт до принятия нового закона, уволиться на пенсию после 20 лет службы. Для продолжения службы офицеру необходимо пройти аттестацию и заключить новый пятилетний контракт.

Также для офицеров запаса увеличивается 5 лет срок период пребывания в запасе.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

233

0

5

КПРФ

76

0

15

СР

53

0

11

ЛДПР

44

4

12

III . Мнения депутатов

Панков Н. А., фракция «Единая Россия»14.02.14 (первое чтение)

Сегодня мы единственная в мире страна, где так долго - до девяти лет - учат офицерский корпус и где столь низкий жизненный цикл офицерской службы. Ни одна страна в мире, в том числе и очень богатая, себе такой роскоши не позволяет. Львиная доля офицерского корпуса по закону служит до 45 лет - это, согласитесь, очень расточительно, ведь главный ресурс - это всё-таки человек. <…> Сегодняшнее законодательство позволяет абсолютному большинству офицеров служить максимум до 55 лет, далее мы по закону не имеем права продлевать контракты, вынуждены увольнять молодых, достаточно работоспособных, профессиональных, здоровых офицеров. Суть сегодняшнего законопроекта состоит в том числе и в том, чтобы разрешить всем без исключения военнослужащим продлевать контракты до шестидесятипятилетнего возраста.

Бессонов В.И., фракция КПРФ 14.02.14 (первое чтение)

Законопроект очень важный, принятие закона позволит продлить срок службы опытных, квалифицированных военнослужащих, с учётом того что положение с обеспечением жильём и с денежным довольствием военнослужащих в последние годы улучшилось, военнослужащие его ждут.

Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 159-ФЗ (законопроект № 460210-6 ) «О внесении изменений в статьи 38 и 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в феврале 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 14 мая, во втором 10 июня, а в третьем – 11 июня 2014 года.

I . Основные положения законопроекта

Законопроект позволяет призывникам выбирать способ службы в армии: либо по контракту два года, либо по призыву один год. При этом военнослужащие, выбравшие службу по контракту, могут вступить в военную ипотеку после 5 лет службы – на год меньше, чем предусматривают существующие нормы.

Ко второму чтению для «контрактников» было внесено уточнение: новый контракт заключается на срок 1, 3, 5, 10 или на неопределенный срок.

Предполагается, что данная мера позволит повысить социальную защищенность контрактников - солдат и сержантов.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

238

0

0

КПРФ

90

0

2

СР

57

0

7

ЛДПР

51

0

5

III . Мнения депутатов

Красов А. Л., фракция "Единая Россия" 14.05.2014 (первое чтение)

Законопроект направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 о дальнейшем совершенствовании военной службы, в части ежегодного, в течение пяти лет, увеличения численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению, солдатами, матросами, сержантами и старшинами не менее, чем 50 тысяч человек. Как вы знаете, численность таковых к 2017 году должна составить 425 тысяч человек.

Бессонов В. И., фракция КПРФ14.05.2014 (первое чтение)

<…> хочу обратиться к Николаю Александровичу и к Министерству обороны и призвать не останавливаться на достигнутом. Фракция КПРФ внесла законопроект о запрете занимать государственные должности и должности государственной гражданской службы лицам, которые незаконно уклонились от службы в армии по призыву. <…> По моим данным, некоторые чиновники, видя эти разговоры, направили всё-таки своих детей отслужить один год. И эти ребята стали центром притяжения позитивных сил: они не курят, они не пьют, они занимаются спортом, первые на перекладине, хорошо осваивают военную специальность. И эти перемены уже наступили.

Законопроекты, отклоненные по результатам голосования

Законопроект № 271155-6 «О внесении в отдельные Федеральные конституционные законы Российской Федерации изменений, содействующих повышению престижа военной службы и улучшению качественного состава кадров государственных органов»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатом А.П. Тарнаевым в апреле 2013 года. Обсуждение и отклонение законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 11 февраля 2013 года.

Законопроект был разработан совместно с проектом закона № 271169-6.

I . Основные положения законопроекта

Законопроектом предусматривается запрет на назначение на должности Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, федерального министра, Уполномоченного по правам человека в РФ мужчинами, не прошедшими военную службу и не освобожденных от исполнения воинской обязанности. Предполагалось, что данная мера станет побудительным мотивом для молодежи призывного возраста не отказываться от службы в армии при помощи незаконных форм уклонения от призыва.

II . Результаты голосования: отклонен в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

1

2

234

КПРФ

89

0

2

СР

1

0

63

ЛДПР

56

0

0

Законопроект № 271169-6 «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений, содействующих повышению престижа военной службы и улучшению качественного состава кадров государственных и муниципальных органов»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатом А.П. Тарнаевым в апреле 2013 года. Обсуждение и отклонение законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 11 февраля 2013 года.

Законопроект был разработан совместно с проектом закона № 271155-6.

I . Основные положения законопроекта

Законопроектом вводится запрет на замещение государственных должностей и должностей государственной службы мужчинами, не прошедшими военную службу и не освобожденных от исполнения воинской обязанности. Аналогично законопроекту № 271169-6, предполагалось, что данная мера станет побудительным мотивом для молодежи призывного возраста не отказываться от службы в армии, используя незаконные формы уклонения от призыва.

II . Результаты голосования: отклонен в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

2

2

235

КПРФ

90

0

1

СР

0

0

64

ЛДПР

55

0

1

III . Мнения депутатов

Тарнаев А.П., фракция КПРФ

Казалось бы, что тут необычного? Человек на протяжении многих лет - с 18 до 27 лет - увиливавший от призыва на военную службу, не достоин того, чтобы выполнять государственные функции, а тем более занимать высшие государственные должности - таким образом государственные структуры смогут освободить от приспособленцев, ловкачей, способных к жульничеству, к совершению преступлений, и от других непатриотичных людей, это повысит качество при подборе кандидатов для работы в государственных и муниципальных органах, это повысит авторитет военной службы, стимулирует приход в армию более подготовленных граждан.

Агузаров Т. К., фракция "Единая Россия"

Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, ознакомившись с законопроектами, отмечает, что поставленные задачи - формирование высокого авторитета Вооружённых Сил, выработка в гражданах Российской Федерации ответственности за безопасность своего государства, - безусловно, вызывают поддержку. Вместе с тем комитет не поддерживает саму концепцию, поскольку введение дополнительного квалификационного требования для занятия государственных должностей в виде службы в Вооружённых Силах Российской Федерации входит в прямое противоречие с положениями частей 1 и 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, которые устанавливают право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства, а также равный доступ к государственной службе.