2014г. № 1 весенняя сессия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Принятые по итогам голосования законопроекты

Федеральный закон от 28 июня 2014 года 172-ФЗ (законопроект № 143912-6 ) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Концепция закона разрабатывалась совместно Министерством регионального развития и Министерством экономического развития более 10 лет. Первые редакции концепции проходили обсуждение широким кругом экспертов в 2007, 2009 и 2011 гг. Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством Российской Федерации в октябре 2012 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 21 ноября 2012, а во втором и третьем спустя полтора года – 19 и 20 июня 2014 года.

I . Основные положения законопроекта

Законопроект создает основу для построения комплексной системы государственного стратегического планирования социального и экономического развития. Иными словами, создается «законодательный каркас», который должен объединить множество разрозненных, в настоящее время малосвязанных между собой, аспектов планирования на всех уровнях власти, уже имеющихся в документах стратегического планирования – прогнозах, стратегиях, программах, схемах территориального планирования, - в новую, взаимосвязанную и эффективную систему управления страной.

Законопроект определяет участников стратегического планирования, их полномочия, последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования.

Ко второму чтению в документ были внесены поправки, конкретизирующие многие слишком «широкие» формулировки. Так доработками были четко распределены функции между различными субъектами государственной власти в сфере стратегического планирования, убрано их «лишнее» дублирование, сделаны более понятными взаимосвязи среднесрочных и долгосрочных планов развития. В частности, введен новый уровень стратегического планирования - муниципальный.

Доработан раздел по общественному обсуждению документов стратегического планирования. Теперь поступившие в его ходе замечания и предложения должны быть рассмотрены и учтены ответственным участником стратегического планирования.

Немаловажным дополнением стало решение создать общую информационную систему, объединяющую существующие федеральные, региональные и муниципальные ресурсы в единую федеральную статистическую базу данных. Из нее каждый участник стратегического планирования будет брать всю необходимую информацию для принятия нужных стратегических решений.

Внедрение данной системы позволит сбалансировать действия государства по реализации приоритетов, достижении целей, выполнении задач отраслевых стратегий, программ, важнейших проектов. Бизнес, понимая эти ориентиры, сможет снижать риски в процессе принятия долгосрочных инвестиционных решений.

II. Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

238

0

0

КПРФ

5

1

86

СР

58

3

3

ЛДПР

56

0

0

III. Мнения депутатов

Руденский И.Н., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 21.11.2012

В последние годы значительно повысилась необходимость формирования системы государственного стратегического планирования в силу того, что решения экономической, социальной, оборонной и технологической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер и требуют расширения горизонта государственного прогнозирования и планирования, повышения сбалансированности планируемых мероприятий с учётом ресурсных и организационных возможностей. В последние десятилетия на федеральном и региональном уровнях принято значительное число стратегических документов - концепций, программ и стратегий, - которые должны быть в первую очередь упорядочены, скоординированы и сбалансированы между собой. <…> Рассматриваемый сегодня законопроект вводит обоснованные механизмы для обеспечения эффективного государственного регулирования различных процессов общественного, экономического, политического и социального характера.

Панина Е.В., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 18.06.2014

Суть предлагаемых изменений в законопроекте. Первое, ко второму чтению муниципальные образования включены в процесс стратегического планирования, чего не было в первом чтении. Ко второму чтению большое внимание было уделено доработке понятийного аппарата <…> Доработано положение законопроекта по разграничениию полномочий между участниками стратегического планирования, включая Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и других участников. Значительная доработка коснулась и самих документов стратегического планирования. Для каждого уровня определена взаимоувязанная и сбалансированная система документов стратегического планирования, установлена иерархия этих документов.

Дорохин П.С., фракция КПРФ (первое чтение) 21.11.2012

Поскольку фактически мы заново возвращаемся к тому, что потеряли за прошедшие двадцать лет, законопроект имеет большое количество недостатков. Прежде всего, на наш взгляд, он не создаёт - мы согласимся, кстати, с комитетом - целостной, взаимоувязанной системы стратегического планирования в Российской Федерации и в большей степени фиксирует противоречивость, заложенную в нём. Фактически нет документальной базы планирования, поскольку мы этим просто не занимались. В последние годы развитие, как вы знаете, с учётом последнего кризиса, 2008 года, который сейчас ещё продолжается, шло спонтанно, как говорили и президент, и премьер, зачастую в ручном управлении - в государстве такого быть не должно, поэтому сам по себе факт выноса этого законопроекта на рассмотрение, его разбор - это, я опять повторю, победа здравого смысла и победа того, о чём мы говорили: наш советский опыт не должен быть забыт.

Семенов В.В., фракция ЛДПР (первое чтение) 21.11.2012

Коллеги, новое - это хорошо забытое старое, и вот мы с вами в стенах Госплана обсуждаем законопроект о возвращении госплана в управление страной. Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект, и понятно почему - потому, что плановость в управлении просто необходима. <…> К сожалению, в данном федеральном законе очень много вещей не прописано, и данный федеральный закон, скорее всего, всё-таки нужно рассматривать как некую "дорожную карту" для движения вперёд. Возможно, это было связано с тем, что законопроект-то тоже достаточно древний, - как правильно уже сказал выступавший, в 2007 году этот закон интенсивно обсуждался, но тогда не нашлось, мне кажется, политической воли для его принятия и развития.

Емельянов М. В., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 21.11.2012

<…> впервые за двадцать лет мы вводим в наш юридический язык термин "государственное планирование". Мы реабилитируем это понятие, и это хорошо, мы за это будем голосовать, но вот дальше... Вы знаете, есть такое выражение: как вы лодку назовёте, так она и поплывёт, - но это не про этот закон. Лодку мы назвали хорошо, но плывёт она совсем не в ту сторону. Вот посмотрите сами - законопроект называется "О государственном стратегическом планировании", но слово "план", термин "план" в законопроекте отсутствует. Вот как можно заниматься государственным планированием без плана? Нет такого понятия - "план".