2015г. № 1 весенняя сессия

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СМИ

Принятые законы

Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 188-ФЗ (законопроект № 764677-6 ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами В.Е.Деньгиным, А.А.Ющенко, В.Б.Харловым и др. в апреле 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 22 мая 2015 года. Обсуждение и принятие во втором чтении состоялось 16 июня, в третьем - 19 июня 2015 года.

Законопроект, разработанный в рамках политики импортозамещения, вызвал неоднозначную реакцию многих IT-экспертов.

I . Основные положения закона

Законопроект предусматривает создание единого реестра отечественного программного обеспечения и определяет порядок его формирования. В законе закрепляются требования к компьютерным программам – это, прежде всего, принадлежность исключительных прав российским гражданам или организациям, свободная продажа программ, отсутствие в их содержании государственной тайны.

Кроме того, законом устанавливаются ограничения на закупку импортных товаров для государственных нужд. Ограничения смогут обойти лишь те государственные учреждения, которые обоснуют невозможность закупки замещающих товаров у российских производителей.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

0

0

2

КПРФ

89

0

0

3

СР

59

0

0

5

ЛДПР

55

0

0

1

III . Мнения депутатов

Левин Л.Л., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 22.05.2015

Суть представляемого законопроекта заключается в создании реестра российского программного обеспечения в целях предоставления программному обеспечению российского производства мер государственной поддержки. Законопроектом определяется перечень критериев, которым должно соответствовать программное обеспечение для включения сведений о нём в реестр российского программного обеспечения. Данным проектом федерального закона вводится обязанность для госзакупщиков публиковать мотивированное объяснение закупки иностранного аналога. Программа импортозамещения в производстве софта - это важнейший корневой вопрос сохранения российского суверенитета и контроля над отечественной экономикой.

Чуйченко Р.Ю., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 22.05.2015

Суверенным уже сейчас может считаться только государство, обладающее цифровым суверенитетом, - только такое государство способно эффективно, в полной мере обеспечить безопасность граждан, субъектов хозяйственной и иной деятельности. Напомню вам, что 4 декабря 2014 года в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Владимир Владимирович Путин сказал о необходимости снять критическую зависимость отечественной экономики от зарубежных технологий. Разработка программного обеспечения для вычислительных машин и управления базами данных - та сфера, к которой эти установки относятся в первую очередь.

Смолин О.Н., фракция КПРФ (первое чтение) 22.05.2015

Мы думаем, что законопроект крайне актуален. Более того, всем известно, что в России прекрасные программисты и что зарубежное программное обеспечение во многом создано с помощью в том числе и российских программистов.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 264-ФЗ (законопроект № 804132-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой и др. в мае 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 16 июня, во втором 30 июня, а в третьем – 3 июля 2015 года.

Эта законодательная инициатива, получившая негласное название «закон о праве на забвение», вызвала широкий резонанс в обществе и критику со стороны интернет компаний – владельцев поисковых машин.

I. Основные положения законопроекта

Согласно законопроекту, поисковые интернет-машины обязаны по письменному требованию гражданина удалять ссылки на ту информацию о нем, которую он сочтет недостоверной или неактуальной, если это событие произошло более трех лет назад.

Исключение сделано для информации о преступлениях гражданина, срок судимости по которым еще не истёк.

Владельцы поисковой машины, рассмотрев заявление гражданина и изучив его аргументы, должны в течение трех дней принять решение либо об удалении этих ссылок, либо об отказе.

Ко второму чтению срок рассмотрения заявления пользователя был увеличен до 10 рабочих дней. Также до 10 рабочих дней увеличен срок, предоставленный на исправление ошибок в документах, фигурирующих в заявлении.

Если владелец поисковой машины отказал в выполнении просьбы, заявитель имеет право обратиться с иском в суд.

По замыслу авторов законопроект направлен на защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан, их частной жизни в интернете.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

233

0

0

4

КПРФ

90

0

0

2

СР

55

2

0

7

ЛДПР

1

0

0

55

III. Мнения депутатов

Казаков А.В., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 16.06.2015

Я хочу обратить внимание на то, что речь идёт об операторах поисковых систем, которые занимаются коммерческой деятельностью на территории Российской Федерации, то есть продают рекламу. И особенно хочу подчеркнуть, что удалить можно только ссылки на необъективную, лживую, неактуальную информацию - и это гражданин должен будет доказать, - а первоисточник информации сохраняется. <…> Однако хочу сказать, что данный законопроект ориентирован в первую очередь на простых граждан, на создание условий для простых граждан, позволяющих им защитить себя от негативной, клеветнической информации в Интернете, в том числе в досудебном порядке.

Деньгин В.Е., фракция ЛДПР (первое чтение) 16.06.2015

Поймите правильно, в Интернете за 25 лет, в течение которых он доступен виртуальным пользователям, скопилось огромное количество мусора - такого мусора, который неприятно читать самому и который не надо позволять читать своим детям. Причём этот мусор скапливается годами, и это недостоверная информация в отношении каждого, не только в отношении какой-то публичной личности, скажем депутатов или министров, но и в отношении простых граждан. <…> На мой взгляд, сейчас этот процесс актуален, этот закон нужен, большинство граждан его оценили положительно, даже порядка 80 процентов, и пусть нас не спрашивают, где мы проводили этот анализ и кто нам об этом рассказал, - поверьте мне, об этом говорят люди, и люди выступают за чистку в Интернете, за защиту от той гадости, которая так или иначе там доступна.

Крупенников В. А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 16.06.2015

На наш взгляд, законопроект направлен на создание механизма, обеспечивающего защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина путём ограничения распространения в Интернете ссылок на недостоверную и неактуальную информацию о нём. Законопроект регламентирует порядок обращения гражданина к оператору поисковой системы с требованием прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации о данном гражданине, а также порядок рассмотрения оператором поисковой системы таких требований граждан.

Федеральный закон от 3 февраля 2015 года № 5-ФЗ (законопроект № 700779-6) «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О рекламе»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами О.В.Тимофеевой, М.Е.Старшиновым, А.Л.Красовым в январе 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 января, а во втором и сразу в третьем – 27 января 2015 года.

Инициатором разработки законопроекта выступил Общероссийский народный фронт (ОНФ), который после многочисленных жалоб владельцев кабельных каналов обратился к Президенту России с просьбой разрешить рекламу на кабельном телевидении.

I. Основные положения закона

Законопроект разрешает рекламу на платных телевизионных каналах, показывающих только российский контент, и в СМИ, показывающих «национальный продукт».

Согласно законопроекту, «национальный продукт» в СМИ - контент, созданный гражданами России или организациями, зарегистрированными в России, а также контент, созданный по заказу российского СМИ, на русском языке или других языках народов России.

Ко второму чтению эти нормы были смягчены: реклама допускается, если доля национального контента в их эфире будет всего 75%, а не 100.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

80

0

0

12

СР

59

3

0

5

ЛДПР

55

0

0

1

III . Мнения депутатов

Тимофеева О.В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 23.01.2015

На сегодня запрет мы не отменяем, но вводим послабление, в частности для муниципальных и региональных телеканалов. Почему? Потому, что в стране действительно сложилась проблемная ситуация с рядом телевизионных компаний, которые вещают в небольших городах и в субъектах. <…> Мы преследуем две цели: поддерживая региональные, муниципальные и федеральные каналы, распространяющие наш контент, мы хотим, чтобы рекламные деньги пошли на улучшение, на повышение конкурентности; с другой стороны, мы поддерживаем социально-экономическую сферу, ведь трудоустроенность свыше четырёх тысяч региональных журналистов сегодня под вопросом, и они ждут принятия нами решения.

Деньгин В.Е., фракция ЛДПР (первое чтение) 23.01.2015

Ставка на заинтересованность, которую мы делаем при продаже российского контента, понятна, вопросы, связанные с патриотизмом, с импортозамещением, - всё это понятно, всё это мы приветствуем, мы за это, но что касается рекламы, не приведёт ли это к проблемам, если кто-то – вот сегодня поднимался вопрос по сельскому хозяйству - захочет рекламировать, например, своё мясо? Всех ли будут пускать, всех ли будут допускать до рекламы сыров, другой продукции, каким будет отечественный контент?

Левин Л.Л., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 23.01.15

Действительно, всю осень велась работа с представителями отраслевых союзов, ассоциаций кабельного и спутникового телевидения. А также я хотел бы специально для Тамары Васильевны ещё раз простым языком сказать, что этот законопроект не касается рекламных роликов, он касается исключительно того контента, который вы смотрите, - телепередач, новостей, фильмов и музыкальных программ.