2015г. № 2 осенняя сессия

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Принятые законы

Федеральный закон от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ (законопроект № 602468-6) «О внесении изменений в Федеральный Закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен в Думу Правительством РФ 23 октября 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 22 октября 2014 года, во втором – 15 сентября и в третьем чтении 22 сентября 2015 года.

I. Основные положения закона

Законодательные новации, неформально объединенные в т.н. четвертый антимонопольный пакет, направлены на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции в России.

Исключается из полномочий ФАС ведение реестра монополистов и возможности признания доминирующим хозяйствующего субъекта с долей на рынке менее 35%.

Расширяются возможности ФАС по досудебным предостережениям по предупреждению на действия органов власти, недобросовестной конкуренции и иные формы злоупотребления доминирующим положением на рынках, заменяя карательную функцию предупредительными действиями.

Отдельной главой устанавливается запрет на проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Ко второму чтению был добавлен раздел, описывающий такие проявления: дискредитация конкурента, введение в заблуждение, некорректное сравнение, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, незаконное использование чужих товарных знаков и др.

Распространяется возможность введения правил недискриминационного доступа к товарам на частные компании. Устанавливается, что в случае фиксации ФАС злоупотребления компанией доминирующим положением (более 70% рынка) Правительство РФ может ввести правила недискриминационного доступа к ее товарам.

Также предусматривается, что ФАС будет согласовывать создание любого государственного и муниципального унитарного предприятия, за исключением инициатив Правительства или Президента РФ, а также получает право накладывать вето на создание совместных предприятий с активами более 7 млрд. руб. или суммарной выручкой 10 млрд. руб.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

0

0

0

92

СР

53

0

0

10

ЛДПР

0

0

0

56

III. Мнения депутатов

Панина Е. В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 22.10.2014 года

Законопроект направлен на устранение избыточного антимонопольного контроля в целях упрощения предпринимательской деятельности.

Аксаков А.Г., фракция «Справедливая Россия» (второе чтение) 15.09.2015 года

За прошедший год члены комитета вместе с другими депутатами, с экспертным сообществом, с представителями Федеральной антимонопольной службы проделали большую работу. В этом законопроекте появились отдельные главы, например глава, касающаяся раскрытия действий, относящихся к недобросовестной конкуренции, некоторые статьи исчезли. Законопроект исключает некоторые неэффективные полномочия ФАС, в то же время расширяет ее возможности по досудебному предупреждению всевозможных нарушений законодательства <…> карательная функция заменяется предупредительными действиями ФАС.

Законопроект № 817991-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен в Думу Правительством РФ 18 июня 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 15 сентября 2015 года.

I . Основные положения законопроекта

Законопроект подготовлен в рамках реализации первоочередных антикризисных мероприятий.

Предлагается исключить возможность признания доминирующего положения предприятия, занимающего на рынке долю менее 35% (исключение - коллективное доминирование), а также, если его годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 400 млн. рублей.

Предложено не признавать доминирование индивидуальных предпринимателей с годовой выручкой не более 400 млн. рублей.

Устанавливается обязательное согласование с органом прокуратуры внеплановых проверок малого и среднего бизнеса при обнаружении ФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Положения законопроекта позволят значительно снизить административную нагрузку на малые и средние предприятия.

II. Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

90

0

0

2

СР

60

0

0

4

ЛДПР

0

0

0

56

III.Мнения депутатов

Панина Е. В., фракция «Единая Россия»

Хотела бы отметить ряд моментов, на которые обращали внимание в Комитете и которые необходимо доработать ко второму чтению. Во-первых, постановлением Правительства РФ с 13 июля 2015 года определено предельное значение выручки от реализации для субъектов малого предпринимательства <…> - 800 миллионов рублей в год, а здесь - 400 миллионов. Не может быть в законодательстве двух разноплановых норм. Во-вторых, избыточно требование предоставления налоговыми органами представлять антимонопольной службе сведений о выручке, активах и расходах хозяйствующего субъекта, в отношении которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. <…> поскольку законодательством РФ предусмотрена возможность получения указанной информации в рамках межведомственного взаимодействия.

Аксаков А.Г., фракция «Справедливая Россия»

На этот законопроект надо смотреть в связи с тем законопроектом, который мы недавно, вот как раз сегодня, рассмотрели во втором чтении, в составе так называемого четвёртого антимонопольного пакета. Там как раз урегулированы вопросы злоупотребления доминирующим положением, и то, о чём я говорил, синдром Пикалёво.