2016г. № 1 весенняя сессия
Выездной туризм
Федеральный закон от 2 марта 2016 года № 49-ФЗ (законопроект № 677890-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность»
Закон был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в декабре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 25 февраля 2015 года, во втором – 18 февраля т.г., в третьем – 19 февраля т.г.
Необходимость разработки закона связана с многочисленными случаями недобросовестного исполнения туроператорами своих контрактных обязательств перед клиентами, а также участившимися случаями банкротств крупных туркомпаний.
I. Основные положения закона
Законопроект усиливает ответственность туроператоров за качество услуг, предоставляемых туристам, выезжающим за пределы страны.
Закон заменил размер финансового обеспечения операторов, работающих в сфере выездного туризма – с 3% в 2015 году до 5% с 2016 года от общей годовой цены услуг за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 млн. руб. Компании, чей общий годовой объем услуг составил более 400 млн. руб., теперь обязаны ежегодно проходить аудит.
Важной новацией является создание фонда персональной ответственности туроператора выездного туризма, назначение которого – финансирование расходов на экстренную помощь туристам конкретного туроператора. А существующий сейчас «компенсационный фонд» будет переименован в «резервный фонд», из которого будут проводиться финансирование расходов на экстренную помощь туристам в случае нехватки средств в фонде персональной ответственности туроператора.
По новым правилам туроператоры, не включенные в реестр туроператоров, не смогут работать в этой сфере, для нарушителей предусмотрена административная ответственность. Также предусмотрено больше оснований для исключения оператора из реестра. Каждый турист имеет право потребовать у туроператора предоставить копию свидетельства о внесении в реестр.
Репутация должностных лиц туроператора отныне должна быть идеальной. Турагенты теперь накрепко связаны с туроператорами, и не имеют право действовать от своего имени.
Нововведения коснуться и непосредственно самих туристов. Так туроператор должен выдать клиенту не менее чем за 24 часа до начала путешествия билеты «туда - обратно» и документ о бронировании гостиницы. Турист обязательно должен быть проинформирован о возможности добровольной страховки дополнительных рисков, возникающих во время путешествия.
II . Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
0 |
1 |
КПРФ |
88 |
0 |
0 |
4 |
СР |
56 |
0 |
0 |
8 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
0 |
III. Мнения депутатов
Руденский И.Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)
Комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении, а особенно те положения, которые защищают наших туристов, выезжающих за рубеж. <…>
Семёнов В.В., фракция ЛДПР (первое чтение)
На мой взгляд, действительно законопроект состоит ровно из двух частей – это полезные положения и вредные. И действительно, создавая дополнительные фонды, дополнительную нагрузку на туроператоров, мы можем и потерять рабочие места, поскольку закроются определённые туристические компании, и, наверное, чаще наши граждане будут сами планировать свой отдых, сами будут покупать и оплачивать турпутёвки, в том числе и через Интернет, и так же, как и раньше, они будут сталкиваться с недобросовестными партнёрами, и так же у них за границей будут возникать проблемы, то есть данный закон в полной мере все эти проблемы не решит.
Емельянов М.В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)
Совершенно недопустимо положение об исключении туроператоров из реестра из-за неверного расчёта количества туристов в год: мы с вами понимаем, что этот рынок очень рискованный, малопредсказуемый, и наказывать добросовестных операторов только лишь потому, что они не смогли правильно просчитать количество предполагаемых туристов, я думаю, неверно. <…> Дело в том, что реально финансовые гарантии в виде банковской гарантии либо страхования на туристическом рынке не действуют, потому что страховщики очень неохотно страхуют участников этого рынка в силу его рискованности, но самое главное - практически невозможно создать перестраховочный пул для того, чтобы перестраховать эти риски, перестраховать риски невозможно.