НИР Деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации как инструмент обеспечения единого правового пространства Российской Федерации
Проведение на основе комплексных исследований анализа оценки гражданами активности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Изучение особенностей восприятия гражданами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В условиях необходимости повышения открытости власти по отношению к обществу и увеличения эффективности деятельности законодательных органов власти федерального и регионального уровней качество отношения представителей гражданского общества к законодательной власти в целом и ее структурам в частности становится одной из важнейших задач, стоящих перед государством.
При этом оценка отношения граждан к законодательным органам власти и их деятельности выступает в качестве инструмента обратной связи и позволяет использовать полученные данные для оптимизации деятельности законодательной власти в Российской Федерации, а также корректировать позиционирование законодательных структур в информационном пространстве.
В случае недооценки существующих рисков в сфере негативизации массового отношения представителей гражданского общества к законодательным органам власти и отсутствия необходимых исследовательских работ в сфере изучения отношения населения к деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации существенно повышается риск снижения легитимности принимаемых ими решений, а также возникает угроза роста социальной напряженности в обществе, что может привести в дальнейшем к политической нестабильности в масштабах всего государства.
Целью НИР является разработка методических основ для комплексного регулярного исследования и проведение анализа отношения граждан России к деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комплексная реализация результатов работы позволит обеспечить формирование позитивного отношения граждан к деятельности органов законодательной власти Российской Федерации в рамках единого правового пространства.
Для решения поставленных научно-исследовательских задач в рамках реализации проекта была разработана методика и проведено рейтингование 83 региональных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Разработанный проект рейтингов активности и влиятельности региональных органов законодательной власти является уникальным в том смысле, что в современной зарубежной и российской практике, как правило, принято рейтинговать политических деятелей и политические партии. В России, например, одновременно существует несколько губернаторских рейтингов, партийные рейтинги. Что же касается изучения и оценки деятельности с последующим рейтингованием институтов законодательной власти, тем более региональных – то подобных проектов в России и за рубежом практически не существует.
При этом следует отметить, что сам проект является независимым (как по составу экспертов, так и по методике мониторинга и анализа федерального и регионального медийного пространства), и подготавливаемые рейтинги призваны продемонстрировать максимально объективную картину положения дел с активностью и влиятельностью региональных парламентов.
Очевидно, что такого рода рейтинги необходимы не столько для создания какой-либо конкуренции между региональными парламентами, решающими единую задачу формирования правового пространства на уровне субъектов Российской Федерации, сколько для анализа общей ситуации и положения дел на региональном уровне в сфере формирования и укрепления единого правового пространства, усиления авторитета институтов законодательной власти в целом, реагирования на региональные процессы, связанные с законотворческой деятельностью, выстраивания еще более эффективной обратной связи между центром и регионами. Анализ тенденций в сфере законотворчества необходим также и для последующей выработки эффективных стратегий функционирования российских законодательных органов власти как единой системы.
Следует обратить внимание на то, что разработанная методология оценки деятельности органов региональной власти нацелена на учет при составлении рейтингов сразу нескольких параметров: независимых экспертных оценок деятельности, данных анализа присутствия в медийном пространстве федерального и регионального уровней, основанных на мониторинге как ведущих средств массовой информации, так и мониторинге социальных медиа, и в первую очередь – блогосферы, являющейся сегодня крайне важной площадкой для обсуждения законотворческой деятельности в целом, а также отдельных действий, решений и законодательных инициатив власти. Кроме того, в ряде рейтингов используется и статистическая составляющая оценки деятельности (например, число законодательных инициатив тех или иных региональных парламентов). Комплексирование полученных оценок позволяет создать комплексный рейтинг, учитывающий различные аспекты деятельности региональных органов власти.
Очевидно, что любой рейтинг является лишь определенным срезом, моделью, которая принципиально не в состоянии охватить все параметры, учесть все нюансы деятельности, в т.ч. и законотворческой, в связи с чем при дальнейшем развитии методологии, в т.ч. и при вашем участии, основной акцент будет сделан на выделение ключевых параметров функционирования законодательных органов власти, на основе которых и будет производиться рейтингование.
Что же касается непосредственно содержания проекта, то следует выделить следующие направления рейтингования в разрезе деятельности региональных парламентов:
- Уровень активности региональных парламентов в законотворческой деятельности – экспертный рейтинг + статистическая составляющая;
- Уровень влиятельности спикеров региональных парламентов – экпертный рейтинг;
- Уровень влиятельности региональных парламентов в субъектах РФ – комплексированный рейтинг (экспертная оценка + медиасоставляющая).
- Уровень информационного присутствия региональных парламентов в медийном пространстве – медийный рейтинг;
Помимо этого в рамках реализации проекта был проводен анализ общественной значимости различных законодательных инициатив по критерию уровня обсуждений законопроектов в медийном пространстве, в том числе в социальных медиа, в результате чего был подготовлен отдельный рейтинг общественной значимости законопроектов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Отдельно путем комплексирования экспертных оценок был проведен анализ и составлен рейтинг законодательной активности комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
.