НИР Деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации как инструмент обеспечения единого правового пространства Российской Федерации
Выводы и рекомендации
Исходя из результатов проведенного в сентябре-ноябре 2012 г. исследования медийного пространства, а также экспертного сообщества можно сделать ряд выводов и рекомендаций относительно информационного сопровождения деятельности региональных органов законодательной власти.
1. Следует констатировать объективную разницу в оценках экспертами и сообществом в социальных сетях федеральных законодательных инициатив по уровню важности, что может говорить о том, что представители крупнейших аналитических структур, политических центров, общественных институтов и организаций, средств массовой информации, высших учебных заведений, государственных органов власти имеют отличную от обычных граждан позицию относительно общественной значимости законодательных инициатив. Соответственно, разность в оценках потенциально порождает риски ошибочного понимания общественной значимости тех или иных законопроектов. В то время, как эксперты считают значимым определенный набор законопроектов, активная часть гражданского общества имеет принципиально иную позицию по данному вопросу. Отсюда вытекает проблема единого понимания значимости законодательных инициатив, и законопроекты, которым уделяется особое внимание со стороны экспертной среды, могут не восприниматься значимыми населением. И наоборот, значимые для населения законопроекты не являются таковыми для экспертов и, следовательно, им может не уделяться должного внимания при доработке и обсуждении законопроектов.
2. По итогам исследования также проявилась разница экспертных оценок активности и влиятельности региональных органов законодательной власти по разным методикам опроса, что позволяет предположить с высокой степенью вероятности, что эксперты не вполне четко осведомлены о деятельности региональных органов законодательной власти. Очевидно, что население страны еще менее осведомлено о деятельности региональных парламентов и не имеет четкого представления о том, какие работы выполняют законодательные органы власти в регионах. Данный факт позволяет констатировать, что на сегодняшний день существует объективная проблема эффективного и системного информирования экспертного сообщества и представителей гражданского общества о деятельности региональных органов законодательной власти, в результате чего отсутствует ясное понимание того, насколько эффективно функционируют региональные парламенты, и насколько их деятельность связана с интересами общества. В связи с этим представляется необходимой разработка программы комплексного и эффективного информирования как экспертного сообщества, так и населения о той законотворческой деятельности, которую осуществляют региональные органы законодательной власти, включая технологии вовлечения экспертов и представителей гражданского общества в процессы обсуждения и оценки законопроектов, создание системы площадок и мероприятий, посредством которых будет решена задача формирования четкого понимания того, какие общественно полезные и значимые функции выполняют региональные парламенты, что позволит существенным образом повысить уровень доверия населения к законодательной ветви власти в целом в масштабах всей страны. Также перспективным представляется создание отдельного информационного ресурса общероссийского уровня для популяризации деятельности законодательной ветви власти, в рамках которого предоставлялась бы возможность не только получения информации, но и обсуждения законопроектов, а также возможность получить комментарий того или иного эксперта, включая инициаторов законопроекта, которые могли бы осуществлять разъяснительную работу относительно значимости того или иного законопроекта.
3. Немаловажным итогом исследования стало выявление того факта, что традиционные средства массовой информации и блогосфера по-разному освещают как в количественном, так и в качественном плане различные законодательные инициативы. Таким образом, следует констатировать, что в оффланй и онлайн-пространствах акценты делаются на разных законопроектах, и обсуждаются они качественно также по-разному. При этом в социальных медиа обсуждение законодательных инициатив происходит в более критическом режиме, отношение пользователей социальных медиа к законотворческой деятельности в подавляющем числе случаев негативное. Такие различия в параметрах медийного пространства позволяют говорить с одной стороны о том, что информационная работа посредством традиционных СМИ далеко не во всех случаях достигает своей цели, и многие представители гражданского общества имеют совершенно иную позицию от сформулированной в СМИ по поводу того или иного законопроекта, а с другой стороны – констатировать, что пространство социальных медиа сегодня практически не охвачено информационной работой органов законодательной власти, и пользователи блогосферы являются наиболее критически настроенными по отношению к законодательной ветви власти в целом, что приводит к необходимости проведения отдельной комплексной информационной кампании, в рамках которой необходимо осуществлять разъяснение важности законопроектов, их содержания, комментировать опасения пользователей блогосферы, а также организовывать диалог с пользователями социальных медиа, как на уровне общественной оценки и получения предложений и рекомендаций от представителей гражданского общества, так и на уровне эффективной презентации общественно значимых законопроектов для обеспечения лояльного и позитивного восприятия сетевым сообществом законотворческой деятельности в целом. Кроме того, представляется необходимым осуществление регулярного мониторинга обсуждаемости законопроектов в социальных медиа для выявления точек протестной активности и проведение на его основе информационной работы по элиминации либо минимизации социальных рисков, связанных с внесением тех или иных законопроектов.
4. Как показали результаты проведенного исследования, значительное число публикаций, освещающих деятельность региональных органов законодательной власти, носит нейтральный характер, и большое число публикаций не гарантирует позитивного фона освещения деятельности региональных парламентов. В связи с этим традиционные формы информационной работы, эффективность которых оценивается по критерию количества публикаций, может быть признан недостаточно адекватным текущим задачам, стоящим перед законодательной ветвью власти в целом. Большое число нейтральных фоновых публикаций не гарантирует и не формирует позитивное отношение граждан к деятельности региональных парламентов. Более того, значительный объем нейтральных фоновых информационных материалов снижает уровень заметности позитивных материалов, создавая эффект белого шума. В связи с этим целесообразным представляется пересмотр подхода к информационной работе и критериев оценки ее эффективности.
5. Проведенное исследование показало высокую мобильность общественного мнения, представители гражданского общества крайне быстро переключаются с обсуждения одних законодательных инициатив на другие, общественное внимание быстро перефокусируется на новые законодательные инициативы, обсуждение которых инициируется в медийном пространстве. С одной стороны это свидетельствует о возможности управления общественным вниманием посредством медийных инструментов, а с другой акцентирует внимание на опасности того, что такого рода управление общественным вниманием может осуществляться и иными силами, не заинтересованными в формировании положительного отношения к законодательной ветви власти. Особенно актуально данное утверждение для пространства социальных медиа. Одновременно с этим, в случае необходимости заинтересованного обсуждения законопроектов с участием общественности необходимо проводить специальную информационную работу по удержанию фокуса общественного внимания на тех законопроектах, в обсуждении которых заинтересована законодательная власть. В противном случае с высокой степенью вероятности общественное внимание переключится на те законопроекты, уровень освещения которых в медийном пространстве окажется количественно выше, при том, что уровень освещения того или иного законопроекта в СМИ не всегда коррелирует с его общественной значимостью.
6. Большое влияние на общественную оценку деятельности региональных органов законодательной власти, как показали результаты анализа пространства социальных медиа, оказывают уровень и качество освещения деятельности самой Государственной Думы Российской Федерации, а также ее председателя – С.Е. Нарышкина. В общественном сознании региональные органы законодательной власти являются подразделениями федерального парламента, а не независимыми институтами. В связи с этим следует констатировать, что на оценку деятельности региональных органов законодательной власти и российской законодательной ветви власти в целом значительное влияние оказывают имидж нижней палаты федерального парламента и ее спикера, что приводит к необходимости уделять особое внимание информационной работе по продвижению положительного значимого имиджа Государственной Думы Российской Федерации и С.Е, Нарышкина как на федеральном, так и на региональном уровнях информационного пространства. И если на федеральном уровне такая работа ведется, то комплексную работу с региональным информационным пространством необходимо выстраивать.
7. Для получения объемной информации относительно актуального общественного восприятия деятельности региональных органов законодательной власти и его особенностей необходимо помимо экспертных и медийных исследований проведение регулярных социологических исследований в регионах, которые позволят изучить как особенности восприятия региональных парламентов в каждом из регионов, так и выявить особенности общественного восприятия различных законодательных инициатив как федерального, так и регионального уровня, что позволит более комплексно оценить эффективность деятельности как российской законодательной ветви власти в целом, так и отдельных ее региональных институтов. Комплексная оценка региональных парламентов (экспертная, медийная, статистическая и социологическая составляющие) позволят получить более точную и объективную картину функционирования законодательных органов власти на территории Российской Федерации.