НИР Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: к 20-летию деятельности, как представительного и законодательного органа Российской Федерации
Введение
Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная законодательная работа выполняется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Это связано с тем, что Конституция Российской Федерации относит к компетенции именно этой палаты первоначальное рассмотрение законопроекта. С 1993 года Государственная Дума является органом общенационального представительства, воплощающим парламентаризм как систему политико-правовых идей организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных органов.
При рассмотрении основных закономерностей и тенденций законотворческого процесса можно увидеть, что, несомненно, одним из ключевых факторов, оказывающим на него влияние, является партийный состав парламента, который, в свою очередь, определяется избирательной системой, применяемой при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Выбор той или иной избирательной системы в значительной мере обусловлен общественно-политическими изменениями, происходящими в стране.
Государственная Дума является основным институтом осуществления законодательной деятельности в России. Законодательная функция – наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию – является, главным предназначением Государственной Думы. Конституцией Российской Федерации за Государственной Думой определено особое место в реализации законодательной функции федерального парламента, связанной с рассмотрением и принятием законопроекта. В рамках такой законодательной работы формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления.
Для эффективного исполнения конституционных полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации необходима четко выверенная организация ее работы, обеспечивающая такое функционирование данного представительного органа, при котором бы максимально учитывались интересы и позиции, отстаиваемые депутатскими фракциями. За почти 20-летнюю деятельность Государственной Думой выработаны и постоянно уточняются парламентские процедуры, направленные на решение указанных задач. Вместе с тем современная динамика развития парламентских процедур свидетельствует о наличии организационных и правовых резервов для оптимизации деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, что актуализирует задачу проведения дальнейших исследований в этом направлении.
Определенное развитие получает и сам статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. С одной стороны, стабильность этого статуса обеспечивается положениями Конституции Российской Федерации, непосредственно регулирующей полномочия и порядок деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а с другой – указанные полномочия и процедуры получают определенное развитие в федеральных законах и Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Следует также учитывать, что статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уточняется также в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. В настоящем исследовании рассмотрены наиболее значимые вопросы организации деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и показаны основные тенденции ее законотворческой деятельности.