НИР Вопросы повышения продолжительности жизни и активного долголетия и их отражение в законодательстве. Сравнительный анализ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

УДК
№ госрегистрации
Инв.№

УТВЕРЖДАЮ
Проректор
д-р физ.-мат. Наук
______________ А.А.Федянин
«___»_________ ______ г.

ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

«ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ И АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Государственный контракт № ГК-14/300 от 20 августа 2014 г.

Руководитель проекта
к.ю.н., доцент ____________ А.Е. Молотников
подпись, дата

Москва 2014

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Руководитель проекта

Молотников Александр Евгеньевич
к.ю.н.

Исполнители проекта

Янковский Роман Михайлович
к.ю.н.


Текутьев Дмитрий Иванович
к.ю.н.


Архипов Евгений Валерьевич
к.ю.н.


Журавлева Татьяна Андреевна
аспирант

РЕФЕРАТ

Отчет 136 с., 6 разделов, 6 рис., 54 источника

Целью настоящего отчета является исследование основных факторов, влияющих на повышение продолжительности жизни и активного долголетия, а также основных направлений законодательного регулирования, связанного с возможностью продления активного долголетия в Российской Федерации и других странах мира, анализ действующего социально-экономического законодательства Российской Федерации на предмет отражения в нем вопросов повышения продолжительности жизни и активного долголетия, а также формирование соответствующих предложений и рекомендаций по совершенствованию российского законодательства для повышения продолжительности жизни и активного долголетия.

Основными предпосылками повышения продолжительности жизни через призму факторов формирования здорового образа жизни населения являются:

- Экономические факторы (экономические показали, определяющие благосостояние населения, особенности системы налогообложения, продолжительность жизни )

- Факторы окружающей среды (природно-климатические условия, экологические характеристики окружающей среды)

- Факторы «здоровье» (система здравоохранения и ее развитие, политика в области противодействия курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ, здоровое питание, физическая активность (например, развитие массового спорта)

- Социальные факторы (социализация (принятые в обществе нормы и правила в области ЗОЖ)

- Психоэмоциональные факторы (эмоциональное состояние (психогигиена, умение справляться с эмоциями), интеллектуальное состояние (умение воспринимать новую информацию).

Среди основных направлений законодательного регулирования, связанных с ростом продолжительности жизни и продлением активного долголетия в Российской Федерации можно выделить:

1. Законодательное регулирование информационно-просветительской работы в сфере обеспечения повышения продолжительности жизни и активного долголетия.

2. Законодательное регулирование развития массового спорта и создания инфраструктуры для занятия массовым спортом.

3. Законодательное регулирование системы санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны здоровья граждан.

4. Законодательное регулирование охраны окружающей среды и экологического благополучия граждан.

Основным недостатком законодательства РФ, связанного с ростом продолжительности жизни и продлением активного долголетия видится то, что в данной области имеется множество документов, носящих программный характер (концепции, стратегии и др.). Данные акты содержат, прежде всего, декларативные положения и, по сути, не содержат конкретных норм права прямого действия. Такой подход правового обеспечения здорового образа жизни населения страны и повышения уровня его долголетия, сам по себе не плох, при условии реализации провозглашённых положений в конкретных нормах профильных нормативно-правовых актов, прежде всего федеральных. В то же время, федеральное законодательство по большей части также не идёт дальше программных документов и норм, согласно которым вопросы стимулирования и обеспечения здорового образа жизни отнесено полностью к полномочиям субъектов РФ. Между тем, экономический уровень и степень обеспеченности профессиональными кадрами каждого субъекта Российской Федерации чрезвычайно разные. В связи с этим, степень правового регулирования и реального (фактического) решения вопроса обеспечения здорового образа и долголетия жизни, в каждом регионе будет совершенно разной.