НИР Вопросы повышения продолжительности жизни и активного долголетия и их отражение в законодательстве. Сравнительный анализ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
УДК
№ госрегистрации
Инв.№
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
д-р физ.-мат. Наук
______________ А.А.Федянин
«___»_________ ______ г.
ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
«ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ И АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»
Государственный контракт № ГК-14/300 от 20 августа 2014 г.
Руководитель проекта
к.ю.н., доцент ____________ А.Е. Молотников
подпись, дата
Москва 2014
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель проекта |
Молотников Александр Евгеньевич
|
Исполнители проекта |
Янковский Роман Михайлович
|
|
Текутьев Дмитрий Иванович
|
|
Архипов Евгений Валерьевич
|
|
Журавлева Татьяна Андреевна
|
РЕФЕРАТ
Отчет 136 с., 6 разделов, 6 рис., 54 источника
Целью настоящего отчета является исследование основных факторов, влияющих на повышение продолжительности жизни и активного долголетия, а также основных направлений законодательного регулирования, связанного с возможностью продления активного долголетия в Российской Федерации и других странах мира, анализ действующего социально-экономического законодательства Российской Федерации на предмет отражения в нем вопросов повышения продолжительности жизни и активного долголетия, а также формирование соответствующих предложений и рекомендаций по совершенствованию российского законодательства для повышения продолжительности жизни и активного долголетия.
Основными предпосылками повышения продолжительности жизни через призму факторов формирования здорового образа жизни населения являются:
- Экономические факторы (экономические показали, определяющие благосостояние населения, особенности системы налогообложения, продолжительность жизни )
- Факторы окружающей среды (природно-климатические условия, экологические характеристики окружающей среды)
- Факторы «здоровье» (система здравоохранения и ее развитие, политика в области противодействия курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ, здоровое питание, физическая активность (например, развитие массового спорта)
- Социальные факторы (социализация (принятые в обществе нормы и правила в области ЗОЖ)
- Психоэмоциональные факторы (эмоциональное состояние (психогигиена, умение справляться с эмоциями), интеллектуальное состояние (умение воспринимать новую информацию).
Среди основных направлений законодательного регулирования, связанных с ростом продолжительности жизни и продлением активного долголетия в Российской Федерации можно выделить:
1. Законодательное регулирование информационно-просветительской работы в сфере обеспечения повышения продолжительности жизни и активного долголетия.
2. Законодательное регулирование развития массового спорта и создания инфраструктуры для занятия массовым спортом.
3. Законодательное регулирование системы санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны здоровья граждан.
4. Законодательное регулирование охраны окружающей среды и экологического благополучия граждан.
Основным недостатком законодательства РФ, связанного с ростом продолжительности жизни и продлением активного долголетия видится то, что в данной области имеется множество документов, носящих программный характер (концепции, стратегии и др.). Данные акты содержат, прежде всего, декларативные положения и, по сути, не содержат конкретных норм права прямого действия. Такой подход правового обеспечения здорового образа жизни населения страны и повышения уровня его долголетия, сам по себе не плох, при условии реализации провозглашённых положений в конкретных нормах профильных нормативно-правовых актов, прежде всего федеральных. В то же время, федеральное законодательство по большей части также не идёт дальше программных документов и норм, согласно которым вопросы стимулирования и обеспечения здорового образа жизни отнесено полностью к полномочиям субъектов РФ. Между тем, экономический уровень и степень обеспеченности профессиональными кадрами каждого субъекта Российской Федерации чрезвычайно разные. В связи с этим, степень правового регулирования и реального (фактического) решения вопроса обеспечения здорового образа и долголетия жизни, в каждом регионе будет совершенно разной.