НИР Систематизация и модернизация законодательной базы Российской Федерации в 1994-2014 гг. Уроки и приоритетные направления дальнейшего развития
Введение
Актуальность исследования. Российское законодательство в современный период, несмотря на принятие многих систематизированных и кодифицированных актов, остается нестабильным, а по ряду проблем правового регулирования общественных отношений даже противоречивым. Вместе с тем сохраняются попытки под предлогом политической и экономической целесообразности, борьбы с кризисом и т.д. вносить хаотичные изменения в законодательство, которые могут привести к дальнейшей дестабилизации системы законодательства и правовой системы в целом. В связи с этим чрезвычайно актуально объективное и всестороннее исследование систематизации и модернизации законодательства в современной России, определение дальнейших задач в области его систематизации и модернизации, определение наиболее юридически обоснованных способов их осуществления.
В современной юридической науке России до сих пор отсутствует концептуальное единство по ряду ключевых проблем и понятий современного законодательства, его систематизации и модернизации. Нет официальной концепции развития российского законодательства и официально закрепленных принципов его систематизации, подвергаются дискуссии методологические ориентиры систематизации и модернизации законодательства и научно обоснованные модели кодификации законодательства, нет согласия ученых, законодателя, практиков по отношению к международному и зарубежному опыту развития и кодификации законодательства. Такого рода пробелы и плюрализм в праве существенно затрудняют решение не только практических, но и научных задач в рассматриваемой сфере.
В научной юридической литературе, по существу, не предпринимались попытки проведения комплексных исследований, посвященных разработке проблемы систематизации и модернизации законодательной базы России в период с 1994 по 2014 гг. Между тем в период серьезных исторических перемен систематизация законодательства и его обновление (модернизация) в странах, относящихся к романо-германской правовой системе, играет весьма важную роль в совершенствовании системы правового регулирования общественных отношений. В Российской империи и в СССР в XIX - XX вв. не раз проводилась работа по обширной систематизации законодательства, его интеграции и унификации.
Нельзя не отметить, что в современном мире возросло значение кодификации как формы систематизации законодательства и формы правотворчества одновременно. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, многие отрасли стремительно обновляющегося законодательства подвергаются кодификации; во-вторых, закрепленные в Конституции Российской Федерации ценности так называемого естественного права вовлечены в кодификацию; в-третьих, в ходе кодификации внутригосударственного законодательства в кодифицированные акты включается большое количество имплементированных принципов, норм и положений международного права. Можно констатировать, что ныне кодификация все более приобретает универсальную направленность, содействует унификации законодательства на основе верховенства общечеловеческих и национальных ценностей.
В Российской Федерации кодификация, выходя за рамки обычной (неправотворческой) систематизации, активно выполняет правотворческие функции. Она проходит параллельно с правотворчеством, выступает его формой. Роль кодексов в формировании структурных компонентов правовой системы неоценима. Кодексы в системе права приобрели качество главенствующих законов в соответствующей отрасли законодательства, а их верховенство – залог материализации ценностей правовой государственности.
При этом в условиях интенсивного законотворчества вопросы юридической техники, качества и эффективности законов, обеспечения их верховенства становятся особенно актуальными. С одной стороны, принятие за короткий срок огромного количества кодифицированных актов в виде кодексов, уставов и положений – свидетельство большой значимости кодификации как формы правотворчества. Но, с другой стороны, острота проблем, связанных с качеством кодифицированных актов и эффективностью действующего законодательства, не только не снимается с повестки дня, но все больше возрастает.
Активная кодификационная деятельность стала одним из определяющих направлений реформ, проводимых в Российской Федерации, и развития той или иной общественной сферы. Этим также обусловлены важность и актуальность научного анализа практики проведения кодификационной деятельности и разработки рекомендаций по ее усовершенствованию.
От эффективности систематизации и модернизации законодательства зависит как развитие российской правовой системы, так и социально-экономическое развитие государства. Новые условия, ориентиры и направления общественного развития, при которых осуществляется систематизация и модернизация законодательства, новые их формы и векторы, важность информационно-коммуникативной, интегративной роли систематизации и модернизации законодательства в современном обществе, а вместе с тем интенсивное законотворчество и связанное с этим требование обеспечения качества законодательных актов, особенно кодексов, их верховенства в правовой системе способствуют появлению ряда новых актуальных теоретико-правовых и практических проблем, которые требуют своего решения. Попытка решить ряд этих проблем предпринята в настоящей работе.
Объектом исследования является законодательство Российской Федерации на современном этапе его развития (1994 – 2014 гг.). Предметом исследования является систематизация и модернизация законодательной базы Российской Федерации в период с 1994 по 2014 гг., их цели, задачи и принципы, объективные предпосылки.
Цель работы заключается в проведении широкого теоретического комплексного исследования принципов систематизации российского законодательства, раскрытии ее сущности, формы, юридической природы, обобщении накопленных по этому вопросу данных науки и практики, выработке научно-практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию принципов упорядочения российского законодательства с учетом приоритетных направлений его развития. Задача, стоящая перед исполнителями, заключается в том, чтобы показать, что дальнейшее упорядочение действующего российского законодательства посредством его систематизации является важнейшим условием эффективного функционирования всей правовой системы, обеспечивающей защиту прав, свобод и законных интересов граждан России.
Методология исследования. В основу методологии настоящего исследования положены приемы и способы расчленения системы на элементы, ее составляющие (анализ). В рамках данного исследования использованы общенаучные методы (анализ, синтез), а также частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и процессов (формально-юридический, нормативный анализ). Эффективность и обоснованность приводимой методологии определяются ее адекватностью поставленным задачам. Результаты исследования рекомендуются к применению в органах государственной власти при осуществлении правотворческой и правоприменительной деятельности.