НИР Систематизация и модернизация законодательной базы Российской Федерации в 1994-2014 гг. Уроки и приоритетные направления дальнейшего развития
Раздел 4. Направления модернизации российского законодательства за последние двадцать лет
Основные векторы модернизации российского законодательства за последние двадцать лет были определены с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации.
Систематизация и модернизация российского законодательства за последние двадцать лет (с 1994 г. по 2014 г.) осуществлялись в три основных этапа:
1) 1994 – 1999 гг. – принятие основного массива законодательства, в том числе системообразующих отраслевых законов (кодексов);
2) 2000 – 2010 гг. – повышение не только количества, но и качества законов, обновление некоторых кодексов, принятых в предыдущий период;
3) 2011 – 2014 гг. – модернизация российского законодательства, связанная с использованием результатов всестороннего научного прогноза результатов законотворческой деятельности.
Среди общих закономерностей, присущих развитию российского законодательства за период с 1994 по 2014 гг., в литературе выделяются следующие: увеличение плотности правового регулирования, расширение сферы правового регулирования, специализация законодательства, динамизм законодательства [1].
На заре первого этапа модернизации (1994 – 1999 гг.) российскому законодательству была присуща хаотичность и бессистемность. Здесь наряду с новейшими нормативными правовыми актами действовало большое число нормативных правовых актов бывших СССР и РСФСР, причем актов разного уровня, в т.ч. и подзаконного. Активизация законотворческого процесса привела к резкому увеличению числа законов, регламентировавших, подчас, весьма мелкие, незначительные вопросы. Не обеспечивалось строгое соблюдение системы права, что вело к нарушению «внутренней логики» отраслей законодательства. Наличие большого числа противоречий в актах разных органов и уровней требовало создания эффективной нормативно-правовой базы, систематизации и модернизации законодательства, что нашло отражение в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)»[2], в котором было указано, что правовая реформа должна базироваться на принципах:
– системности нового законодательства (принятие пакетов законодательных актов, исключение повторных актов и правовых пробелов и т.д.);
– правовой экономии (принятие меньшего числа нормативных актов, использование методов кодификации правовых актов и т.д.);
– единства правовой системы (установление четкой иерархии правовых актов как на федеральном уровне, так и в системе взаимоотношений с субъектами Федерации).
Всплеск законотворческой деятельности был связан с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Это объясняется тем, что большая часть ее норм, несмотря на принцип прямого действия Конституции, может быть реализована лишь при посредстве отраслевого законодательства, в том числе процессуального. В Конституции РФ указывается на необходимость принятия федеральных конституционных и отдельных федеральных законов, которые конкретизируют содержащиеся в ней юридические нормы[3]. Кроме того, даже в отсутствие специального на то указания в Конституции РФ ее нормы становились предметом конкретизации[4]. В рассматриваемый период законодателем были реализованы требования о конкретизации Конституции РФ, содержащиеся, в частности, в ч. 2 ст. 59 (принят Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[5]), ч. 2 ст. 67 (приняты Федеральные законы от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» [6] и от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»[7]), ч. 3 и 4 ст. 75 (приняты часть первая Налогового кодекса Российской Федерации[8] и Бюджетный кодекс Российской Федерации [9]), ч. 1 ст. 77 (принят Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [10]), п. «е» ч. 1 ст. 103 (принят Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[11]), ч. 2 ст. 114 (принят Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [12]), ч. 3 ст. 118 (принят Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[13]), ч. 3 ст. 128 (приняты Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[14], от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[15], от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» [16]).
Исходной позицией развития законодательства в 1994 – 1999 гг. стало переосмысление роли права в жизни государства и общества, признание принципа верховенства закона как акта, обладающего высшей юридической силой, на основе и во исполнение которого лишь и должны приниматься подзаконные акты. Развитие законодательства увязывалось с реализацией норм Конституции РФ, преодолением разрывов, приводящих к бездействию конституционных норм.
Повышенный интерес на тот период к статусу субъектов Российской Федерации нашел отражение в движении к созданию эффективного правового механизма по реализации полномочий и выравниванию статуса субъектов РФ исходя их основополагающих установок Конституции РФ. Значительное внимание было уделено преодолению бессистемности, неравномерности развития отраслей, подотраслей, институтов, разрешению юридических коллизий, обеспечению нормативной и функциональной связи актов внутри отрасли, а также выявлению правовых «вакуумов» в развитии отраслевого законодательства. Среди тенденций систематизации, развития и обновления российского законодательства в этот период:
поиск «меры закона»,
обеспечение общесистемных свойств законодательства,
опора на механизмы, обеспечивающие прямое и опосредованное действие Конституции РФ,
децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления,
более согласованное развитие российского законодательства с международным правом.
Российская Федерация унаследовала опыт Союза ССР и РСФСР в области кодификации законодательства. Осуществление программы перехода Российской Федерации к рыночной экономике требовало опоры на основополагающий закон, определяющий общие хозяйственные и правовые начала, содержащий систему целенаправленных норм о статусе, правах и обязанностях, ответственности участников рыночных отношений, об осуществлении и защите права собственности и иных вещных прав. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.[17] уже не мог полноценно выполнять функцию такого закона, поскольку был предназначен преимущественно для обслуживания административно-командной системы управления централизованно планируемым нерыночным хозяйством, исходил из неравенства форм собственности, не обеспечивал в необходимой степени реализации принципа свободы договора как основополагающего принципа частного права. В связи с этим в период с 1994 по 1999 гг. была начата одна из самых успешных кодификаций современного российского законодательства, направленная на стабилизацию правового режима имущественных отношений: 30 ноября 1994 г. была принята часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации[18], а 26 января 1996 г. – часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации[19]. В основу правового регулирования ГК РФ были заложены принципы равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, и свобода их в отношении распоряжения принадлежащими им правами [20], а сам ГК РФ получил в доктрине название «экономической конституции».
Систематизация гражданского законодательства требовала не только принятия фундаментального закона, но и разработки крупных законов, развивающих принципы и нормы ГК РФ, рационального распределения нормативного материала между базовым законом (ГК РФ) и другими федеральными законами, принятыми на его основе. Среди таких законов, принятых в рассматриваемый период: Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[21], Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[22], Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[23], Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[24], Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» [25], Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»[26], Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[27], Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[28] и др.
5 мая 1995 г. был принят Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (ныне не действующий)[29], 16 ноября 1995 г. – Водный кодекс Российской Федерации (ныне не действующий)[30], 29 декабря 1995 г. – Семейный кодекс Российской Федерации[31], 13 июня 1996 г. – Уголовный кодекс Российской Федерации[32], 8 января 1997 г. – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации[33], 29 января 1997 г. – Лесной кодекс Российской Федерации (ныне не действующий)[34], 19 марта 1997 г. – Воздушный кодекс Российской Федерации [35], 7 мая 1998 г. – Градостроительный кодекс Российской Федерации (ныне не действующий)[36], 31 июля 1998 г. – Бюджетный кодекс Российской Федерации и часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. 30 апреля 1999 г. был принят Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [37], воспринявший в своих статьях положения множества международных конвенций в сфере морского права, морской перевозки пассажиров и грузов, даже тех, в которых Российская Федерация не участвует. Продолжалась работа над частью третьей Гражданского кодекса РФ, Земельным, Трудовым, Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным кодексами Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
«Вариантная картина» развития законодательства в конце рассматриваемого периода (1998 – 1999 гг.) содержала, как пишет Ю.А. Тихомиров, пять основных сценариев с оценкой их предполагаемых результатов: 1) ориентация на механическое увеличение количества федеральных законов (не дает необходимых результатов, поскольку придает им самодовлеющий характер); 2) параллельное развитие федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации (укрепляет законодательную базу субъектов РФ, но излишняя стремительность темпов регионального законотворчества затруднит реализацию самих федеральных законов); 3) сохранение прежних соотношений закона с иными нормативными правовыми актами (может по-прежнему ослаблять правовую стабильность в стране); 4) игнорирование объема саморегуляции, увеличивающегося по мере укрепления местного самоуправления и институтов прямой демократии (может ослабить социальный эффект действия законов); 5) недооценка курса на последовательную реализацию законов в их системной связи (будет усиливать деструктивные тенденции и приведет к дальнейшему снижению уровня законности в стране)[38].
Во второй период (2000 – 2010 гг.) перед законодателем уже не ставилась задача увеличения числа законов, речь шла о «расчистке» законодательного массива, предвидении динамики развития российского законодательства, соотношении его отраслей и подотраслей, создании эффективного механизма правоприменения.
В этот период получили дальнейшее развитие и конкретизацию конституционные нормы, содержащиеся, в частности, в ч. 1 и 2 ст. 56 и ст. 88 (принят Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[39]), ч. 3 ст. 59 (принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [40]), ст. 62 (принят Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[41]), ч. 1 ст. 70 (приняты Федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»[42], от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»[43], от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»[44]), ч. 4 ст. 81 (принят Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [45]), п. «ж» ст. 83 (принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»[46]), п. «а» и «в» ст. 84 (приняты Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[47], Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [48]), ч. 3 ст. 87 (принят Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»[49]) и др.
В рассматриваемый период была закончена кодификация законодательства Российской Федерации: 5 августа 2000 г. была принята часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации[50], 7 марта 2001 г. – Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации[51], 25 октября 2001 г. – Земельный кодекс Российской Федерации[52], 26 ноября 2001 г. – часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации[53], 18 декабря 2001 г. – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[54], 30 декабря 2001 г. – Трудовой кодекс Российской Федерации[55] и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[56], 14 ноября 2002 г. – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[57], 29 декабря 2004 г. – Жилищный кодекс Российской Федерации[58], 18 декабря 2006 г. – часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации[59]. Принятый 24 июля 2002 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [60] заменил АПК РФ 1995 г. 29 декабря 2004 г. был принят Градостроительный кодекс Российской Федерации[61], вследствие чего утратил силу Градостроительный кодекс 1998 г. 3 июня 2006 г. был принят Водный кодекс Российской Федерации[62], заменивший Водный кодекс 1995 г. 4 декабря 2006 г. на смену Лесному кодексу 1997 г. пришел новый Лесной кодекс Российской Федерации [63].
Особое развитие в период с 2000 по 2010 гг. получили такие направления, как:
разработка механизма обеспечения действия закона, его мониторинга,
введение и совершенствование процедур рассмотрения разногласий и разрешения споров [64],
преодоление «вызовов» глобализации, имеющих негативный характер,
оценка влияния международного права на подготовку, принятие и применение российских законов в условиях интеграции (в рамках СНГ и формирующегося Единого экономического пространства, ЕврАзЭС),
разработка научных основ законодательства с опорой на прогнозные оценки.
В современный период (2011 – 2014 гг.) одной из объективных тенденций развития законодательства является повышение социальной значимости и авторитета закона как акта, стоящего на вершине правовой системы, регламентирующего наиболее важные вопросы жизни общества и государства и обладающего наибольшей юридической силой в системе источников права Российской Федерации. Фаза формирования отраслей законодательства в России в основном уже закончена, приняты фундаментальные системообразующие законы, и право включается в систему решения стратегических задач.
Продолжается конкретизация норм Конституции в федеральных конституционных и федеральных законах, принятие которых предусмотрено, в частности, ч. 2 ст. 96 (принят Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [65], Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[66]), ч. 5 ст. 101 (принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [67]), ст. 126 (принят Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»[68]) и др.
С точки зрения отраслевой составляющей развитие современного российского законодательства идет по следующим основным направлениям:
модернизация традиционных отраслей законодательства и сложившихся в законодательстве правовых массивов;
появление и юридическое оформление новых правовых образований, новых правовых общностей, выходящих за рамки традиционных отраслей;
развитие внутрисистемных связей, взаимопроникновение нормативных предписаний разных отраслей законодательства, преодоление внутрисистемных диспропорций, повышение качества правового регулирования;
отражение баланса социальных и личных интересов и обоснованное соотношение «запретительно-наказательных» и стимулирующих методов;
правовое обеспечение эффективного функционирования государственных и общественных институтов;
преодоление отчуждения граждан от права, обеспечение правовой активности граждан и консолидации гражданского общества;
создание благоприятных правовых условий для развития предпринимательства и высокой конкурентоспособности бизнеса;
усиление влияния на развитие законодательства международного права и нормативных систем отдельных государств;
формирование правовых систем в интеграционных объединениях государств.
При этом одна из главных тенденций – интенсивное развитие наряду с устойчивыми, базовыми отраслями и институтами российского законодательства (гражданским, трудовым, жилищным, уголовным, административным и др.) новых, комплексных, отраслей и институтов, обеспечивающих инновационное развитие экономики, связанное с повышением использования потенциала интеллектуальных ресурсов. Доминирующее значение начинают приобретать экономически и социально ориентированные отрасли и институты законодательства.
Становление теоретической концепции административной юстиции и развитие процессуального законодательства об административном судопроизводстве способствуют образованию новой отрасли законодательства – административному процессу. Инициируется выделение и других процессуальных отраслей законодательства: парламентского и конституционного процесса.
Интенсивное развитие получают межотраслевые правовые институты в области энергетики, образования, информации. В связи с этим, имеет место проблема отступления от принципа дифференциации отраслей законодательства по предмету и методу правового регулирования, так как новые отрасли российского законодательства формируются зачастую без учета предмета и метода правового регулирования. Кроме того, процесс развития комплексных образований в структуре российского законодательства ставит вопрос об использовании наряду с публично-правовыми частноправовых начал в регулировании общественных отношений.
[1] Мамонтова О.В. Модернизация системы нормативных правовых актов в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010. С. 7 – 8.
[2] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 г. «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» // Российская газета. 1994. № 38
[3] См.: Залоило М.В. Понятие и формы конкретизации юридических норм: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2011. С. 36 – 40, 72 – 75, 89 – 93; Чернобель Г.Т. Конституция и ее конкретизация // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 50 – 62.
[4] См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 103.
[5] СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
[6] СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
[7] СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.
[8] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
[9] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
[10] СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
[11] СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
[12] СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
[13] СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
[14] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
[15] СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
[16] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
[17] Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.
[18] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
[19] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
[20] См.: Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 – 2006). М., 2010. С. 319.
[21] СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
[22] СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
[23] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
[24] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
[25] СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.
[26] СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
[27] СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
[28] СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.
[29] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. № 70-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.
[30] Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
[31] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
[32] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
[33] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
[34] Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
[35] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
[36] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.
[37] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
[38] См. об этом: Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Концепции развития российского законодательства / ред. кол.: Л.А. Окуньков, Ю.А. Тихомиров, Ю.П. Орловский; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 7 – 8.
[39] СЗ РФ. 2001. № 23, ст. 2277.
[40] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.
[41] СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
[42] СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5020.
[43] СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5021.
[44] СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5022.
[45] СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
[46] СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
[47] СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
[48] СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
[49] СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
[50] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
[51] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
[52] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
[53] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
[54] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
[55] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
[56] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[57] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
[58] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
[59] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
[60] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
[61] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
[62] Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
[63] Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
[64] См. подробно: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000.
[65] СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
[66] СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6952.
[67] СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
[68] СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 550.