НИР Права человека в России: традиции, современное состояние, перспективы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой части исследования считаем важным обратить внимание на вывод, связанный с предложением о создании российского Кодекса прав человека. Этот кодекс будет иметь особенности по сравнению с другими кодексами, которые налагают на людей обязательства, заставляют их поступать определенным образом. Права человека в этих кодексах выступают как своего рода возможности, являющиеся обратной стороной их обязанностей.
Права человека могут вытекать из его природы, как более двух тысяч лет утверждают сторонники естественно-правового направления, или, как нередко говорят на Западе, из природы вещей. Верно, что государство не создает этих прав, но оно берет их под защиту. Правозащитная роль государства – это то, что оправдывает его существование в то время, когда стали привычными на Западе толки об упадке государства, о том, что оно изживает себя, поскольку не способно выполнить социальный заказ[1]. Мы полагаем, что кроме государства никто не в состоянии выполнить в таком объеме и столь многогранно функции по защите прав и свобод человека. Все общественные саморегулируемые структуры, сколь бы они не были значимы с позиции защиты прав человека, могут быть ограничены в своей деятельности другими подобными же структурами. В свое время государство не позволило людям, как остроумно высказывался один из исследователей этой темы, «пожрать» друг друга. Эта функция государства не утрачена. Оно стоит на вершине той социально структурированной пирамиды, которая может в самые критические моменты защитить человека.
Такое государство должно быть суверенным, чтобы не оказаться беспомощным в защите прав человека в силу присущего человеку и всем социальным организациям эгоизма, который на своем пути всегда готов погубить любую самобытность. Поэтому подчеркивая цивилизующее значение стандартов прав человека, нельзя возлагать в этом отношении все надежды на международные институты по сбережению прав человека. Нетрудно предвидеть ситуации, в которых сами эти институты могут быть поражены коррозией коррупции, подавления их сильной рукой государства, возомнившего себя правителем вселенной.
Нельзя считать, что созданные международные нормы установлены раз и навсегда. Эти нормы права – живая ткань жизни, которая меняется под воздействием общественного климата. Мы не раз были свидетелями, очевидцами того, как в угоду чьим-то интересам, международные институты защиты прав человека становились слепыми и глухими к страданиям людей. События на Украине показали, что используя двойные стандарты, эти институты превращали благородные по своей сути нормы о правах человек в свою противоположность. К тому же следует усвоить, что права человека подчас защищают не столько из благородных побуждений, сколько из-за корыстных интересов, выступающих как невидимая рука, управляющая событиями. Государство, а это в полной мере относится и к нашей стране, не должно быть наивным, когда речь идет о защите прав человека.
И, наконец, еще об одной проблеме защиты прав человека, о которой не так уж часто вспоминают, но которая может крайне негативно сказаться на развитии человеческого общества. Не менее важным, чем глобализация, а возможно, и более важным фактором, влияющим на особенности понимания прав человека, стал переход многих стран к устойчивому развитию, начало которому положила Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.). Понятие устойчивого развития принято рассматривать в узком и широком смыслах. Под устойчивым развитием в узком смысле имеется в виду преимущественно оптимизация деятельности по отношению к биосфере. В широком смысле устойчивое развитие трактуется как процесс, обозначающий новый тип существования и развития мировой цивилизации, основанный на радикальных изменениях исторически сложившихся ориентиров во всех параметрах бытия: экономических, социальных, экологических, культурологических и др.
Большинство людей все еще не осознает, что при существующих методах построения межгосударственных отношений и хозяйствования, в недалеком будущем все права человека могут потерять всякий смысл из-за экологической катастрофы. Ныне речь идет о переходе к социоприродному типу устойчивого развития, который предполагает глубокое знание закономерностей взаимодействия общества, природы и техники, подготовку «социоприродных» юридических норм, в которых по-новому решается вопрос о правах и свободах человека. Если раньше было понятно, что для регулирования своей деятельности обществу важно знать только свое прошлое и настоящее, то новая социоприродная модель развития требует не меньшего внимания к будущему. Чем больше человечеству удастся «футуризировать» свою деятельность, тем скорее оно приблизится к траектории устойчивого развития.
Императивы устойчивого развития должны быть заложены и в понимание личных свобод. Для многих людей личные свободы предпочтительнее насущных забот общества, а тем более всего человечества. Предстоит большая работа по совершенствованию учета общественного мнения при принятии властных решений [2].
Стратегия устойчивого развития существенно расширяет содержание принципа формального равенства, поскольку последний распространяется и на последующие поколения людей. Современное поколения должны сделать все от них зависящее, чтобы наши потомки не столкнулись с угрозой своей гибели либо деградации в силу ухудшения экологических условий проживания либо отсутствия природных ресурсов. Эти и другие вопросы возникают при попытке отличить формальное равенство в праве устойчивого и в праве неустойчивого развития. В основном это различие связано с признанием равенства нынешних и будущих поколений и «приравниванием» человека к другим живым существам. Такой подход нашел закрепление в «Хартии Земли», принятой ЮНЕСКО в 2003 г. в качестве этического кодекса устойчивого развития. Хартия направлена на пробуждение во всех людях нового чувства взаимозависимости и общей ответственности за благополучие всех людей, всего живого сообщества и будущих поколений.
[1] Кревельд М. Расцвет и упадок государства. М. 2006. С.435 и сл.
[2] Небезынтересно отметить, что эта проблема уже несколько столетий привлекает внимание западных мыслителей. Еще в мрачные времена Средневековья Марсилий Падуанский в трактате «Защитник мира» (впервые этот трактат издан на русском языке в 2014 г.) предложил довольно практичный законодательный процесс, согласно которому небольшое число опытных и мудрых граждан разрабатывают проект закона, а утверждает его все население на общих собраниях. Тогда, указывал автор трактата, люди будут лучше знать законы и добросовестнее их выполнять. См. его Защитник мира. Defensor pacis. Пер. с франц. М. 2014. С. 126-129.