АВ 2010г. Выпуск 24 Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы


  1. Основные положения Хартии
    Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств (далее - Хартия) является одним из инструментов Совета Европы по защите прав человека и культурного наследия ее стран-членов. Хартия была принята Комитетом Министров Совета Европы в Страсбурге 5 ноября 1992 года, но вступила в силу только в 1998 году, поскольку условием для этого являлась ее ратификация 5 государствами. Европейская Хартия - единственная имеющая обязательную силу международная конвенция, направленная именно на защиту региональных языков и языков меньшинств.
     Главное концептуальное понятие Хартии - это понятие языка, которое базируется, главным образом, на его культурной функции, в соответствии с которой в Хартии не закрепляются права национальных и/или культурных меньшинств, осуществляется защита и поддержка региональных языков или языков меньшинств как таковых, а не отдельных граждан.
    Согласно тексту Хартии, так называемые региональные и малочисленные языки должны соответствовать следующим критериям:
традиционно использоваться на определённой территории гражданами, которые являются в том или ином государстве национальным меньшинством;
иметь существенные отличия от официального государственного языка.
     Языки, на которых говорят мигранты, в Хартии не рассматриваются.
     В соответствии с Хартией государства-участники обязуются осуществлять свою законодательную и практическую деятельность в отношении региональных языков или языков меньшинств на территориях, где такие языки используются, основываясь, в частности, на следующих целях и принципах:
обеспечение возможности преподавания и изучения региональных языков или языков меньшинств;
содействие и поощрение использования региональных языков или языков меньшинств в устной и письменной речи, в общественной и личной жизни;
обеспечение надлежащих форм и средств для преподавания региональных языков или языков меньшинств;
создание условий, позволяющих лицам, не говорящим на региональном языке или языке меньшинства и проживающим в районе, где он используется, изучать его, если они того пожелают;
содействие изучению и исследованию региональных языков и языков меньшинств в университетах или равноценных учебных заведениях.
    При этом защита региональных языков и языков меньшинств рассматривается как важнейшая часть защиты самобытности и культурного наследия национальных меньшинств.