АВ 2010г. Выпуск 21 Административно-юрисдикционная политика таможенных органов Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время формирование Таможенного союза и создание единой таможенной территории определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов Российской Федерации. В результате активного обновления таможенного законодательства значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Реформированию подвергается вся система административного управления в сфере таможенного регулирования. Это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы. Вместе с тем, быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В свою очередь процессы модернизации таможенной системы вызывают обвальный рост количества таможенных споров, которое в последнее время постоянно прогрессирует. Однако дальнейшее развитие таможенной системы не может быть простым наращиванием количества сотрудников подразделений, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых жалоб и обращений. В этой связи необходимы меры для интенсификации данной деятельности, необходим переход таможенных органов на новый качественный уровень администрирования.

Как показывает практика правоприменения, принимаемые в настоящее время таможенными органами меры, направленные на соблюдение законности и обоснованности решений должностных лиц таможенных органов, на усиление контроля законности в таможенном деле, нивелируют эффективность применяемых технологий по совершенствованию таможенного администрирования.

Правоохранительная, в том числе административно-юрисдикционная деятельность рассматривается в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации как один из показателей эффективности развития. Современные реалии показывают, что вопросы административной юрисдикции в развитии таможенных органов занимают всё более значимую роль. В общей целенаправленности развития таможенных органов определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела, несомненно, касается и механизмов реализации административной юрисдикции в таможенных органах.

В сфере административной юрисдикции наряду с нормативными правовыми актами федерального значения действует внушительный набор ведомственных актов, регулирующих административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов. Так, административно-юрисдикционные производства (по жалобам, по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство) характеризуются многочисленными актами соответствующей тематической направленности. В то же время многофункциональные ведомственные правовые акты страдают отсутствием коммуникаций, согласованности, а порой вступают в противоречие с нормативными актами более высокого порядка. Главной озабоченностью таможенного ведомства является их многочисленность.

Совершенно очевидно, что в первую очередь необходимо упреждающее развитие законодательной и нормативной правовой основы организации таможенного дела, адекватной требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права. В то же время совершенствование правового регулирования административной юрисдикции таможенных органов должно осуществляться посредством построения упрощенной типологии структуры правовой системы административной юрисдикции таможенных органов. Такая цель позволит достичь ожидаемого эффекта сокращения количества ведомственных нормативных правовых актов в сфере административной юрисдикции таможенных органов.

Еще одной проблемой функционирования системы таможенных органов является наличие многочисленных дублирующих функций административно-юрисдикционного характера, в том числе контрольных, надзорных, квазисудебных, а также то, что их исполнение требует сложной внутриведомственной координации.

Необходимость скоординированного и комплексного решения проблем административной юрисдикции таможенных органов определяет вектор формирования новых подходов к таможенному администрированию, одним из которых является внедрение в деятельность таможенных органов квазисудебной административной юрисдикции.

Значимость данных направлений административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов для общества и государства обусловливает необходимость всестороннего исследования содержания административной юрисдикции таможенных органов, специфики её правового регулирования, раскрытия их административно-процессуального статуса.