АВ 2010г. Выпуск 19 Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров

I. Правовое обеспечения охраны лесов от пожаров
(информационно-аналитическая справка)

      На территории Российской Федерации расположено около четверти мировых запасов лесов. По этому показателю наша страна безусловно находится на первом месте в мире. Обладание таким богатством не только создает стратегическое конкурентное преимущество в системе мирохозяйственных связей, но и накладывает огромную ответственность по сохранению лесного фонда, включая создание надежной комплексной системы противопожарной безопасности.

     По данным Федеральной службы государственной статистики ситуация с лесными пожарами в Российской Федерации а 1992-2009гг. выглядела следующим образом:


Число лесных пожаров, тыс. ед.
Лесные земли, пройденные пожарами, тыс. га

Сгорело леса на корню, млн.м3

1992
25,8
691,5
11,1
1993
18,4
748,6
22,3
1994
20,3
536,8
10,2
1995
26,0
360,1
8,5
1996
32,8
1853,5
55,9
1997
31,3
726,7
21,8
1998
26,7
2497,0
143,0
1999
36,7
751,7
21,9
2000
22,4
1328,6
39,6
2001
23,7
896,8
16,5
2002
43,4
1369,5
32,4
2003
33,1
2351,8
68,4
2004
27,2
543,3
15,7
2005
19,2
845,3
12,3
2006
32,5
1493,5
34,5
2007
17,8
1036,1
16,5
2008
26,3
2069,8
30,1
2009
23,2
2111,6
25,4

     Летом 2010 года установившаяся засуха (отклонение от нормы составило 76 процентов) и продолжительные высокие температуры воздуха (отклонение 7,8 градуса), не наблюдавшиеся за все время ведения инструментальных наблюдений, другие аномальные погодные явления в ряде субъектов Российской Федерации резко обострили пожароопасную обстановку в лесах, привели к чрезвычайной ситуации в Центральном и Приволжском федеральных округах. Огнем уничтожались целые населенные пункты, тысячи домовладений, гибли люди. Повысился уровень загазованности и загрязнения окружающей среды, изменился углеродный баланс.
     Со стороны государства были предприняты масштабные комплексные меры по борьбе с лесными пожарами. Указом Президента Российской Федерации чрезвычайное положение было объявлено на территории Московской, Владимирской, Воронежской, Белгородской, Брянской, Тамбовской и Рязанской областей. В отдельных районах 45-ти субъектов Российской Федерации было введено ограничение на посещение лесов. Чрезвычайная ситуация потребовала оперативных и скоординированных действий Правительства Российской Федерации, органов государственной власти.
    Для ликвидации пожаров и защиты от огня населенных пунктов были привлечены силы и средства МЧС России, Минобороны России, МВД России. В тушении и ликвидации последствий пожаров участвовало более 162 тыс. человек и 26 тыс. единиц техники. Непосредственно на борьбу с лесными пожарами было задействовано более 17 тыс. человек и 2 700 единиц технических средств. Наиболее эффективно справлялись с возложенными задачами по локализации и ликвидации лесных пожаров работники лесного хозяйства, профессионально подготовленные лесные пожарные, парашютисты-десантники местных авиаподразделений, а также прибывшие из других регионов, специалисты МЧС России.
     Очевидно, что губительные последствия пожаров, наносящих серьезный ущерб экономике, окружающей среде, жителям России требуют серьезного и всестороннего осмысления организационных основ функционирования лесного комплекса нашей страны. Проблема размытости и раздробленности полномочий по управлению лесами отмечалась как одна из системных его проблем. Выступая на совещании по вопросам развития лесного хозяйства 8 сентября 2010 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил, что и действующая нормативная база, и степень организации, и уровень организации соответствующего хозяйства не годятся . Накануне совещания Президент Российской Федерации своим Указом 1074 от 27 августа 2010 года укрепил исполнительную ветвь государственной власти в сфере ведения лесного хозяйства, передав Правительству Российской Федерации руководство деятельностью Федерального агентства лесного хозяйства с наделением его полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также контролю и надзору в области лесных отношений.
    21 сентября 2010 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений заинтересованным федеральным органам исполнительной власти о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, в том числе по вопросам повышения эффективности охраны лесов от пожаров.
      Что касается законодательной работы, то она потребовала очень внимательного и детального анализа причин и следствий сложившейся ситуации, в том числе и с точки зрения возможной корректировки отдельных положений Лесного кодекса, вступившего в силу 1 января 2007 года.
      Проведено обстоятельное обсуждение проблемы на пленарном заседании 7 сентября 2010 года.
      Принято заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года". В нем отмечено, что аномальные погодные явления лета 2010 года привели к возникновению чрезвычайных ситуаций на значительной части территории Российской Федерации. В сочетании с допущенными еще в советский период ошибками при осушении торфяников пожары резко ухудшили экологическую ситуацию на территориях проживания миллионов людей.
      Депутаты констатировали, что обеспечение граждан жильем, оказание им иной помощи, ликвидация других последствий пожаров и засухи, проведение мероприятий по восстановлению уничтоженных огнем лесов и поврежденных объектов инфраструктуры являются важнейшими общегосударственными задачами.
      В целях создания дополнительных правовых гарантий для предотвращения лесных пожаров и ликвидации последствий аномальных природных явлений было решено провести анализ законодательства, регулирующего порядок использования лесов и охраны лесов от пожаров, а также законодательства в области пожарной безопасности и других сферах.
      В заявлении отмечается:
      Депутаты Государственной Думы считают необходимым:
      - провести комплексный анализ лесного и природоохранного законодательства Российской Федерации;
      - создать дополнительные условия для эффективной координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
      - предложить Правительству Российской Федерации в целях обеспечения рационального природопользования и предупреждения пожаров разработать систему мер по развитию в стране добычи торфа;
      - предусмотреть в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период выделение средств на осуществление мероприятий по ликвидации последствий аномальных природных явлений и улучшению технической оснащенности подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, а также подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации;
      - закрепить федеральным законом правовой статус лиц, добровольно участвующих в пожаротушении;
      - принять дополнительные законодательные меры по обеспечению противопожарной безопасности в сельских населенных пунктах и в садоводческих некоммерческих организациях .
     23 сентября 2010 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: Развитие системы правого обеспечения охраны лесов от пожаров . В них приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители лесного бизнеса, специализированных, научных и общественных организаций.
     В выступлениях участников констатировалась необходимость совершенствования лесного законодательства, в ходе дискуссии был определен основной вектор движения в данном направлении.
     Действующее лесное законодательство изменило систему управления лесным хозяйством, в первую очередь, тех его частей, которые связаны с охраной, защитой и воспроизводством лесов. Концепция Лесного кодекса Российской Федерации построена на децентрализации системы управления лесами, передаче полномочий по их управлению субъектам Российской Федерации. Лесной кодекс ответственность за охрану лесов от пожаров возлагает на субъекты Российской Федерации и им же отводит главную роль в борьбе с лесными пожарами. Это обусловлено федеративным устройством нашей страны, ее обширными территориями и необходимостью принятия оперативных, срочных мер в случае чрезвычайной ситуации.
     Среди основных причин экстремальной ситуации летом 2010 года выступавшие отметали, в частности, следующие:
    - особые экстремальные условия погоды;
    - отсутствие надлежащего контроля и надзора в лесах;
    - ослабление системы управления лесами, в том числе в части охраны лесов от пожаров.
    - беспечность и безответственное отношение граждан к лесу;
    - сельскохозяйственные палы;
    - в ряде случаев бездействие и неадекватные действия региональных властей.
     В условиях возникшей прошедшим летом экстремальной ситуации выяснилось, что некоторые регионы не справляются с возложенными на них Лесным кодексом задачами.
     В ходе слушаний отмечалось что, действуя в соответствии с Лесным кодексом, одни регионы, создавая свои управленческие структуры, сохранили кадровый состав и специализированную пожарную технику, правильно спланировали ведение лесного хозяйства и наладили должным образом контроль и надзор. Другие регионы имевшийся потенциал разрушили, а новый не создали. При этом требования пожарной безопасности в лесах не выполнялись, их соблюдение не контролировалось, а меры воздействия к нарушителям, предусмотренные законодательством не принимались.
     Пункт 5 части 9 статьи 83 Лесного кодекса определяет, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет подготовку предложений об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения при необходимости в Правительство Российской Федерации для принятия решений. Однако, на практике указанный механизм не работает, поскольку у федерального органа исполнительной власти отсутствует функция по осуществлению оценки эффективности исполнения регионами переданных полномочий и порядок подготовки предложений об их изъятии.
    Выступавшие были единодушны в том, что предусмотренная Лесным кодексом система государственного лесного контроля и надзора, а также государственного пожарного надзора в лесах (далее - государственный лесной контроль и надзор) не является равноценной заменой государственной лесной охране, поскольку осуществляется путем проведения периодических (один раз в 3 года) проверок. Причем такая проверочная деятельность осуществляется немногочисленными сотрудниками, наделенными недостаточным объемом полномочий.
    К недостаткам действующего законодательства, по мнению выступавших, можно отнести и то, что органы государственного лесного контроля и надзора не имеют надлежащих полномочий по контролю за физическими лицами, находящимися в лесу, а уполномочены проводить проверки только в отношении хозяйствующих субъектов (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) на арендованных лесных участках на соответствие их деятельности законодательству. При этом, согласно данным Рослесхоза, только 15% земель лесного фонда передано в аренду.
    Участники слушаний отметили необходимость установления в Лесном кодексе правовых основ осуществления государственной лесной охраны. Особо указано на необходимость наделения лиц, обеспечивающих такую охрану, широкими и действенными полномочиями по пресечению правонарушений в лесах и привлечению виновных лиц к ответственности.
    Отмечена необходимость совершенствования законодательства по следующим направлениям:
    1. Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, право рассматривать дела об административных правонарушениях в области лесных отношений предоставляется только руководителям соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их заместителям.
     Фактически, после указанных изменений правом привлечения к административной ответственности за лесные правонарушения в одном регионе обладают от 2 до 4 человек в зависимости от организационно-штатной структуры органа управления лесами субъекта Российской Федерации.
    В этой связи представляется целесообразным расширить круг должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях.
    2. Часть 2 статьи 8.28 и статья 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определяют, что сотрудники государственных учреждений, осуществляющие государственный контроль и надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях только по двум составам лесонарушений.
    Участники слушаний считают, что расширение составов административных правонарушений, по которым сотрудникам учреждений будет предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, позволит существенно повысить эффективность осуществления государственного контроля и надзора в лесах.
    3. Статьи Лесного кодекса, распределяющие полномочия между федеральным центром и регионами в области лесных отношений, не содержат указания, в чьей компетенции находится полномочие по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.
    Предлагается закрепить осуществление указанного полномочия за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках делегированных полномочий по аналогии с государственным лесным контролем и надзором.
    4. Положения статьи 19 Лесного кодекса предписывают, что работы по тушению лесных пожаров осуществляют организации, победившие на проводимых регионами торгах. В то же время, во многих регионах рынок услуг в этой сфере не сформирован. В этой связи выступающие сочли целесообразным функции по тушению пожаров в лесах закрепить за государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, отказавшись от системы размещения заказов на выполнение таких работ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд .
    Это позволит не только оперативно тушить лесные пожары, но своевременно и безотлагательно в случае необходимости закупать специализированную технику и другие средства, обучать и содержать штат квалифицированных специалистов по тушению пожаров.
    5. Отмечалось, что основной причиной лесных пожаров является человеческий фактор. В настоящее время статья 8.32. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает для граждан максимальный штраф в размере 1,5 тысячи рублей за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
    В этой связи ужесточение наказания за нарушение указанных правил будет способствовать улучшению пожарной обстановке в лесах.
    В ходе парламентских слушаний отмечалось также, что финансирование регионами мероприятий по профилактике и тушению лесных пожаров ограничивались в основном размером средств, выделенных из федерального бюджета.
     Предложение Рослесхоза о направлении не менее 50% доходов, поступающих в региональные бюджеты от использования лесов, на мероприятия по охране и защите лесов, в большинстве случаев главами администраций субъектов Российской Федерации оставлено без внимания.
    Запланированная ими в 2010 г. доля на охрану лесов от пожаров в общих расходах не превышает 9%, а в Республике Марий Эл, Белгородской, Брянской, Владимирской, Нижегородской, Саратовской областях и др. расходы на эти цели вообще не планировались.
     В целях ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров в субъектах Российской Федерации, не располагающих достаточными средствами пожаротушения, возникает необходимость маневрирования этими средствами между регионами, обеспечение которого возможно только на основании соглашений между Рослесхозом и субъектами Российской Федерации, а также самими субъектами. Однако законодательно данный вопрос не урегулирован.
     Участники слушаний отметили, что в России должна быть создана эффективная национальная система спутникового мониторинга пожаров, обеспечивающая прямой прием информации как государственными, так и независимыми, в том числе общественными, принимающими станциями. Эта система призвана помочь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оперативно реагировать на изменение лесопожарной обстановки во всех регионах России.
     Многие выступавшие высказывали озабоченность по поводу того, что финансирование на нынешнем уровне не может обеспечить надлежащую и достаточную охрану лесов от пожаров. Дополнительных средств требует, в частности, восстановление изношенной материально-технической базы регионов. В этой связи участники парламентских слушаний говорили о необходимости корректировки федерального бюджета в части финансирования лесного хозяйства и выделения субвенций регионам на осуществление ими переданных полномочий в области лесных отношений.
     В целом, слушания продемонстрировали необходимость совершенствования законодательной базы функционирования лесохозяйственного комплекса, включая четкое нормативное регулирование его охраны. При этом предлагалось сохранить концепцию действующего Лесного комплекса, внести в него изменения эволюционного характера, доработав заложенный в нем правовой инструментарий.
    По итогам парламентских слушаний были приняты соответствующие рекомендации. В тексте документа, в частности, говорится:
     Проанализировав возможные направления развития системы правого обеспечения охраны лесов от пожаров, участники заседания парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:
    1. Субъектам права законодательной инициативы:
    1.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в:
    1.1.1. Лесной кодекс Российской Федерации в части:
    а) закрепления за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти права осуществлять оценку эффективности исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий на основании утвержденной им методики, а в случае необходимости вносить предложения в Правительство Российской Федерации об изъятии таких полномочий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    б) установления правовых основ осуществления государственной лесной охраны, определения лиц, ответственных за обеспечение такой охраны, и их полномочий;
    в) предоставления права органам государственной власти, органам местного самоуправления размещать заказы по тушению лесных пожаров в специализированных учреждениях вне порядка, установленного Федеральным законом от 21 июля 2005 года 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
    г) закрепления за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.
    1.1.2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части:
    а) ужесточения ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
    б) расширения круга должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях;
    в) расширения составов административных правонарушений, по которым сотрудники учреждений имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
    2. Правительству Российской Федерации:
     2.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменения в Правила пожарной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007г. 417, в части установления полного запрета на выжигание сухой травы в лесах и на землях, примыкающих к лесам.
    2.2. Принять меры к созданию национальной системы спутникового мониторинга лесных пожаров.
    2.3. Рассмотреть вопрос о нормативном закреплении обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации направлять не менее 50% доходов, поступающих в региональные бюджеты от использования лесов, на мероприятия по охране и защите лесов.
    2.4. Рассмотреть вопрос о нормативном обеспечении межрегионального и межведомственного маневрировании силами и средствами пожаротушения.
    2.5. При определении основных параметров проекта федерального бюджета на 2011 год на плановый период 2012 и 2013 годов, а также последующие годы увеличить бюджетные ассигнования по подразделам Лесное хозяйство и Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части обеспечения пожарной безопасности в лесах.
    3. Федеральному агентству лесного хозяйства:
    Провести проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации требований законодательств в части организации и обеспечения охраны лесов от пожаров, а также расходования субвенций, выделенных из федерального бюджета на эти цели.
    4. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
     Обеспечить выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
    5. Исполнительным и законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    Направить в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии предложения, основанные на опыте субъектов Российской Федерации по совершенствованию законодательства в рассматриваемой области;
    6. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    6.1. Утвердить списки населенных пунктов и объектов инфраструктуры, находящихся в непосредственной близости от лесных массивов, расположенных на землях лесного фонда.
    6.2. Утвердить схемы взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти по вопросам предотвращения и тушения лесных пожаров.
    6.3. Обеспечить подписание соглашений о взаимодействии, межрегиональном и межведомственном маневрировании силами и средствами пожаротушения с Рослесхозом, МЧС России и субъектами Российской Федерации.
    6.4. Направлять не менее 50 % доходов, поступающих в региональные бюджеты от использования лесов, на мероприятия по охране и защите лесов.
    6.5. Использовать данные информационной системы дистанционного космического мониторинга лесных пожаров для оперативного реагирования на изменение лесопожарной обстановки в регионах России.
    6.6. Организовать просвещение граждан по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах и поведения в чрезвычайных ситуациях .
    Полный текст рекомендаций и стенограмма парламентских слушаний опубликованы на Интернет- и Интранет-сайтах Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
    http://www.duma.gov.ru/cnature/parl_conf/parlam/home.htm
    http://sunwww.duma.gov.ru/cnature/parl_conf/parlam/home.htm
     6 октября 2010 Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона 358872-5 О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации , внесенный 14 апреля 2010 года депутатами Государственной Думы Е.А.Туголуковым, В.В.Прозоровским, С.Ю.Осадчим и другими.
     19 октября 2010 года Правительство Российской Федерации направило в Государственную Думу поправки к проекту Федерального закона О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации . Они опубликованы на Интернет- и Интранет-сайтах Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
    http://www.duma.gov.ru/cnature/
    http://sunwww.duma.gov.ru/cnature/
      Указанные поправки направлены на реализацию поручения Президента Российской Федерации и предусматривают внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов Российской Федерации. Ниже приведена сравнительная таблица поступивших из Правительства предложений и соответствующих статей действующего законодательства в части, касающейся правового обеспечения охраны лесов от пожаров.

Действующий Лесной кодекс Российской Федерации
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 52. Охрана лесов от пожаров
      Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и настоящим Кодексом.
Статья 52.     Охрана лесов от пожаров
1. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
2. Тушение пожаров, возникающих в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Тушение пожаров, возникающих в лесах, расположенных на землях иных категорий, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Федеральным законом "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Статья 53. Пожарная безопасность в лесах
      1. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
     1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
     2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
     3) мониторинг пожарной опасности в лесах;
     4) разработка планов тушения лесных пожаров;
     5) тушение лесных пожаров;
     6) иные меры пожарной безопасности в лесах.
     2. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
     3. Указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
     4. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53.     Пожарная безопасность в лесах
1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработка планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов.
2. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53-1.     Предупреждение лесных пожаров
1. Противопожарное обустройство лесов включает в себя:
1) строительство, реконструкцию и содержание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство (устройство) посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прорубка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды;
6) проведение гидромелиоративных работ;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов;
9) иные меры, определяемые Правительством Российской Федерации.
2. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники, пожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи меры предупреждения лесных пожаров на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими такие лесные участки, в соответствии с проектом освоения лесов.
3. Нормативы противопожарного обустройства устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе лиц, использующих лесные участки, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров в местах использования лесов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53-2.     Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, наблюдения за их динамикой с использованием наземных, авиационных или космических средств в зависимости от зоны охраны и целевого назначения лесов;
3) организация наземного и авиационного патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия, предоставляют уполномоченному федеральному органу исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
3. По результатам мониторинга о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах уполномоченным федеральным органом исполнительной власти принимается решение о маневрировании лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, в том числе состав и форма предоставления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органов исполнительной власти.
Статья 53-3.     Планы тушения лесных пожаров
1. Органы государственной власти в пределах полномочий указанных органов, определяемых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения и иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории и порядок их привлечения в зависимости от уровня пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок их привлечения в зависимости от уровня пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения, а также транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия, установленные уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с органами государственной власти в области пожарной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений.
4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, а также порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области лесных отношений на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
Статья 53-4.     Тушение лесных пожаров
1. Тушение лесных пожаров включает в себя:
1) обследование (наземное, авиационное или космическое) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня;
2) доставку людей и средств к месту тушения лесного пожара и обратно;
3) локализацию очага лесного пожара;
4) наблюдение и дотушивание локализованного очага лесного пожара;
5) предотвращение возобновления лесного пожара.
2. Лица, использующие леса, при обнаружении лесного пожара на соответствующем лесном участке обязаны немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
3.Порядок тушения лесных пожаров устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53-5.     Ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной или санитарной безопасности
Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определяемыми в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ в целях обеспечения пожарной или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53-6.     Ликвидация чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром
1. Мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесными пожарами, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.
2. Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. В целях ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром, при проведении мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление сплошных или выборочных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков.
Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определяемых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
4. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Статья 53-7.     Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром
1. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесными пожарами, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определяемых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины.
2. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром, в первую очередь осуществляются на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры.
3. Граждане вправе в первоочередном порядке осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, а также заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром, в порядке, установленном статьями 30 и 33 настоящего Кодекса.
4. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины.
5. Древесина, заготовленная в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром, и ее последствий, в расчетную лесосеку не включается.
6. По результатам проведенных мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесными пожарами, и её последствий, осуществляется внесение изменений в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка) и проекты освоения лесов.
7. В случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций или их последствий, вызванных лесными пожарами, повлекло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды лесного участка, соответствующий договор подлежит изменению или расторжению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья 53-8.     Выполнение работ по охране лесов от пожаров
1. Если настоящим Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными автономными и бюджетными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо специализированными муниципальными автономными и бюджетными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
2. В случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не передано в установленном порядке государственным или муниципальным учреждениям, указанным в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольных пожарных в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Статья 57. Авиационные работы по охране и защите лесов
1. В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
Статья 57.     Авиационные работы по охране и защите лесов
1. Авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:
1) авиационное патрулирование;
2) тушение лесных пожаров;
3) доставку воздушными судами людей и средств к месту тушения пожара и обратно;
4) проведение авиационного лесопатологического мониторинга и иных работ по защите лесов от вредителей.
Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
     2. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
     2. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 53-7 настоящего Кодекса.
Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
     16) установление правил пожарной безопасности в лесах;
Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений
     К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
     16) установление правил пожарной безопасности в лесах, требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, а также классификации природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах по условиям погоды;
    16-1) установление нормативов противопожарного устройства лесов;
    16-2) установление видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров в местах использования лесов;
    16-3) установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
    16-4) установление порядка разработки плана тушения лесного пожара и его формы, а также порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
    16-5) установление порядка тушения лесных пожаров;
    16-6) установление порядка ограничения посещения гражданами лесов и въезда в леса транспортных средств, а также проведения определенных видов работ в целях обеспечения пожарной или санитарной безопасности в лесах;
     16-7) установление классификации чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, порядка введения чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;
     33-1) установление типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, а также порядка его подготовки;
    35-1) установление порядка представления уполномоченному федеральному органу исполнительной власти документированной информации государственного лесного реестра органами государственной власти и органами местного самоуправления;
    35-2) установление перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение;
    37-1) организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также в границах лесничеств, лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса;
     42-2) принятие решения о проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий;
  
Статья 82. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений
7-1) организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;
7-2) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
     4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности)
     6) осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса;
     7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
3) осуществляет надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;
4) осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
5) осуществляет подготовку предложений об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения при необходимости в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
6) устанавливает содержание и форму представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
      1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
     4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров)
     6) осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.
     7-1. Критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
3) осуществляет надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также отмены или приостановления действия правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных полномочий.
4) осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
     4-1) осуществляет контроль за достоверностью данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5) осуществляет оценку эффективности исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
     6) устанавливает содержание и форму представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, а также утверждает методику оценки эффективности исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
10-1. Полномочия Российской Федерации, переданные в соответствии с настоящей статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.
В течение месяца со дня поступления предусмотренных настоящей статьей отчетов об осуществлении переданных полномочий уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в данных отчетах.
По результатам указанной проверки и с учетом проведенной оценки эффективности исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает заключение о надлежащем исполнении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, либо осуществляет подготовку и вносит в Правительство Российской Федерации представление для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия, в отношении которых принято решение об их изъятии у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае изъятия полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, субвенции, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, подлежат возмещению в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При принятии решения об изъятии полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации вносит соответствующий проект федерального закона.
  
Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений
     6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;
     1-1. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Статья 96. Государственный лесной контроль и надзор
1. Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
3. Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право:
1) пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
3) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;
4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
6) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
7) предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;
9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;
10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Статья 96. Государственный лесной контроль и надзор
     1. Целью государственного лесного контроля и надзора является осуществление охраны лесов от незаконных рубок и иных нарушений законодательства (лесной охраны) и проведение проверок соблюдения лесного законодательства.
3. Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право:
1) предотвращать нарушение лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов;
2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование лесов или выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубку лесных насаждений, осуществляемую лицом, не имеющих документов, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) ограничивать доступ граждан и предотвращать въезд транспортных средств на лесные участки в период действия запрета или ограничения на посещение лесов;
6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
7) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;
8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
11) предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;
13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;
14) направлять в уполномоченные органы государственной власти информацию о привлечении лиц к административной ответственности, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении или административном правонарушении в области лесных отношений;
15) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;
     16) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
3.4. Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, а также их предельную численность, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
     3-5. Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, а также правила их применения должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 настоящего Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.
6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
     1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5 статьи 21 настоящего Кодекса, а также проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
     5-1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи.
    6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Статья 109. Резервные леса
     2. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
Статья 109. Резервные леса
     2. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. На лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры, осуществляются меры пожарной безопасности, указанные в части 1 статьи 53 настоящего Кодекса, и тушение лесных пожаров.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 13. Добровольная пожарная охрана
     Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности
     К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:
     осуществление тушения пожаров в населенных пунктах.
    Статья 30. Особый противопожарный режим
     На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.
Статья 13. Добровольная пожарная охрана
     Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов, в том числе вне границ населенных пунктов.
Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности
     К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:
     осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том в городских лесах.
Статья 22-1.     Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров
     Реализация мер пожарной безопасности в лесах, а также тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
     Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, вызванной лесным пожаром, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
    Статья 30. Особый противопожарный режим
     На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусматривающие в том числе привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, а также принятие дополнительных мер, препятствующих переходу лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и иные меры).
Федеральный закон от 21 декабря 1994 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской Федерации:
ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской Федерации:
     ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций, в том числе чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
     м) определяет порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций.
Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами - является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами) - является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
     в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами) - является расходным обязательством муниципального образования.
Уголовного кодекса Российской Федерации
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 261.     Уничтожение или повреждение лесных насаждений
     1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -
     наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.
Статья 261.     Уничтожение или повреждение лесных насаждений
1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух с половиной лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -
наказываются штрафом в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от трехсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.
Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений или иных насаждений превышает пятьдесят тысяч рублей.
Федеральный закон от 8 августа 2001 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
     38) деятельность по тушению пожаров.
Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
     38) деятельность по тушению пожаровв населенных пунктах и на объектах экономики и инфраструктуры;
    38-1) деятельность по тушению лесных пожаров.
Земельный кодекс Российской Федерации
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
     Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
      осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами.
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
     Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
      осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, в том числе меры пожарной безопасности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статья 23.24.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители.
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
8) должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.28, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
2. Выжигание травы (в том числе сухой травы) с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, не окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти до ста двадцати тысяч рублей.
3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей.
4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до миллиона рублей.
Статья 23.24.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители;
     2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители.
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
     8) должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, - статьей 7.1 (в части лесных участков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.8 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.11 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.7 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.8 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.25 - 8.31, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 10 января 2002 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 65. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)
Статья 65. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)
     7. Положения настоящей статьи не применяются при осуществлении государственного лесного контроля и надзор.
Федеральный закон от 6 октября 2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Предложения Правительства Российской Федерации
Статья 50. Муниципальное имущество
2. В собственности поселений могут находиться:
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.
Статья 50. Муниципальное имущество
2. В собственности поселений могут находиться:
6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

     
Бюджетные ассигнования в проекте Федерального закона О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов на исполнение соответствующих расходных обязательств Российской Федерации характеризуются следующими данными:
Показатель
2010 год*,млн. рублей
2011 год
2012 год
2013 год
  
  
млн. рублей
изменения к предыдущему году, %
млн. рублей
изменения к предыдущему году, %
млн. рублей
изменения к предыдущему
году, %

Подраздел "Лесное хозяйство", всего
19 294,4
31 642,0
164,0
22 111,0
69,9
22 003,0
99,5
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
Выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) (за исключением приоритетных национальных проектов, ФЦП и непрограммной части ФАИП)
983,6
311,1
31,6
306,0
98,4
295,3
96,5
Выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание государственных услуг) (за исключением приоритетных национальных проектов, ФЦП и непрограммной части ФАИП)
3 116,2
5 716,4
183,4
4 044,5
70,8
4 056,4
100,3
Межбюджетные трансферты (за исключением приоритетных национальных проектов, ФЦП и непрограммной части ФАИП)
14 995,7
23 767,9
158,5
17 622,6
74,1
17 622,6
100,0
Выполнение международных обязательств
120,6
 
 
 
 
 
 
Федеральные целевые программы (за исключением приоритетных национальных проектов)
44,2
66,2
149,8
137,8
208,1
28,7
20,8
Непрограммная часть ФАИП (за исключением приоритетных национальных проектов)
34,0
 1 780,4
в 52,4 р.
 
 
 
 

     * Cводная бюджетная роспись по состоянию на 1 сентября 2010 г. 8 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов . Он предусматривает внесение изменений в части показателей, утверждённых на 2010 год:

     
Изменение распределения бюджетных ассигнований на 2010 год
по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов
классификации расходов федерального бюджета,
предусмотренного приложением 9 к
Федеральному закону "О федеральном
бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"

(тыс. рублей)

Наименование
Рз
ПР
ЦСР
ВР
Сумма
Лесное хозяйство
04
07
  
  
-44 659,2

      При этом показатели на плановый период 2011 и 2012 годов не изменяются.

     В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 311,1 млн. рублей, в 2012 году - 306,0 млн. рублей, в 2013 году - 295,3 млн. рублей, в том числе на финансовое обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федерального агентства лесного хозяйства.
    По данному подразделу на выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание государственных услуг) предусмотрены бюджетные ассигнования в 2011 году в сумме 5 716,4 млн. рублей, в 2012 году - 4 044,5 млн. рублей, в 2013 году - 4 056,4 млн. рублей, из них:
    - бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, осуществляющих государственные услуги в области лесного хозяйства, в 2011 году в сумме 4 187,4 млн. рублей, в 2012 году - 3 515,5 млн. рублей, в 2013 году - 3 527,4 млн. рублей;
    - мероприятия по определению границ лесных участков категории земель лесного фонда и подготовка соответствующей документации для постановки их на кадастровый учет в 2011 году в сумме 1 526,8 млн. рублей, в 2012-2013 годах - 526,8 млн. рублей ежегодно. В 2011 году бюджетные ассигнования на указанные цели увеличены по сравнению с 2010 годом на 1 000,0 млн. рублей, в связи с необходимостью завершения данных мероприятий до 1 января 2012 года.
    Изменения бюджетных ассигнований обусловлены, в том числе, - увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение мер пожарной безопасности, лесовосстановление, на приобретение специализированной противопожарной техники, на содержание дополнительной численности государственных пожарных инспекторов (1485 человек).
    По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 23 767,9 млн. рублей, в 2012-2013 годах - 17 622,6 млн. рублей ежегодно, в том числе:
    - субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства в 2011 году в сумме 18 767,9 млн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 17 662,6 млн. рублей ежегодно;
    - субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной противопожарной техники в 2011 году в сумме 5 000 млн. рублей.
    По данному подразделу отражаются бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, в частности, федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" в 2011 году в сумме 50,2 млн. рублей, в 2012 году - 68,4 млн.рублей.