АВ 2010г. Выпуск 19 Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров
О сложившейся ситуации в 2010 году и о предпринятых мерах
Магдеев Н.Г., министр лесного хозяйства Республики Татарстан
Охрана лесов от пожаров - одно из направлений государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов как ее природного богатства. Организация противопожарной безопасности лесного фонда республики является приоритетной установкой и в деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан. В лесном фонде республики половину всех лесов, более 674 тыс. га, занимают насаждения с высокой пожарной опасностью
Подготовку к нынешнему пожароопасному сезону мы начали с анализа результатов работы года 2009-го и обозначили четыре важнейших фактора успешной борьбы с пожарами: профилактика, оперативность, наличие материально-технической базы и пропагандистская работа. В соответствии с этим уже с осени 2009 года был разработан план мероприятий по подготовке к лесопожарному сезону 2010 года. Основные противопожарные мероприятия на территории лесного фонда были выполнены еще осенью.
До начала пожароопасного сезона 5 апреля текущего года принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан 263 О мерах по охране лесов от пожаров в 2010 году .
Распоряжением Кабинета Министров на территории республики был введен режим чрезвычайной ситуации на период с 28 апреля по 15 мая.
В связи с аномальными погодными условиями Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.06.2010 1005 на территории республики был введен режим Чрезвычайная ситуация .
С учетом аномально жаркой погоды в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций связанных с лесными пожарами Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2010 1019 был установлен особый противопожарный режим на территориях сельских поселений и лесов Республики Татарстан, который действовал до 1.09.2010 года.
С 21 апреля проводились еженедельные заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан. В период действия особого противопожарного режима заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан проводились ежедневно. На заседаниях контролировалась готовность всех государственных структур и муниципальных образований к пожароопасному сезону в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными (торфяными) пожарами на территории республики.
До начала пожароопасного сезона проведен предварительный отбор участников размещения заказа на тушение лесных пожаров в пожароопасный сезон 2010 года.
Заключены Соглашения с возможными исполнителями работ по тушению лесных пожаров.
Заключен контракт на осуществление полетов для авиапатрулирования лесов на пожароопасный период 2010 года.
Подписаны Соглашения:
- о взаимодействии Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан в области предупреждения и тушения лесных пожаров в лесном фонде, а также в лесных участках и лесных насаждениях, предназначенных для обеспечения защиты земель от негативных природных, антропогенных и техногенных явлений (древесно-кустарниковая растительность), защитных лесных насаждениях, находящихся в собственности Республики Татарстан;
- между Министерством внутренних дел по Республике Татарстан и Министерством лесного хозяйства республики Татарстан о взаимодействии в области предупреждения и пресечения нарушений лесного законодательства Российской Федерации на территории Республики Татарстан, в этих целях созданы и действуют 101 мобильных патрульных групп из числа специалистов ГБУ Лесничество и сотрудников органов внутренних дел;
- о взаимодействии Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, Департамента лесного хозяйства Кировской области, Агентства по природопользованию Пермского края и Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан по обнаружению, организации тушения и ликвидации лесных пожаров на приграничных территориях;
- об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
23 апреля 2010 года Министерство провело командно-штабное учение по организации взаимодействия органов управления, сил и средств Министерства лесного хозяйства и МЧС РТ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами. В ходе учения было организовано наблюдение за лесами с помощью видеокамер, установленных на пожарно-наблюдательных вышках, обнаружение пожаров с беспилотных летательных аппаратов, поэтапная организация тушения крупных пожаров с привлечением сил Министерства, МЧС и муниципальных учреждений.
К сложнейшим метеоусловиям этого лета добавился так называемый человеческий фактор . Основная причина загораний - неосторожное обращение с огнем в лесу.
В лесном фонде на территории Республики Татарстан в пожароопасный период текущего года возникло 96 лесных пожаров на площади 163.4 га. Средняя площадь одного пожара составила 1,7 га.
В результате лесных пожаров нанесен ущерб лесному хозяйству в сумме 7422,3 тыс. рублей, в том числе затраты на тушение лесных пожаров 3253,4 тыс. рублей.
С нарушителями лесного законодательства, правил пожарной безопасности в лесах должны говорить полпреды государства - лесоводы, с этого года на службе они находятся в форменном обмундировании, подчеркивающей государственный статус работника леса.
1. Если экстренные меры по восстановлению государственной лесной охраны и системы авиационной охраны лесов от пожаров, не будут приняты, и финансирование их не будет заложено в федеральный бюджет следующего года - разговоры об эффективности борьбы государства с лесными пожарами так и останутся лишь разговорами.
Финансирование следовало бы направлять не столько на тушение пожаров, сколько на обновление техники, усиления авиапатрулирования. В целях повышения оперативности работы лесопожарных служб необходимо на федеральном уровне завершить работу по созданию единой системы дистанционного мониторинга оцифрованных лесохозяйственных карт с привязкой к конкретному лесничеству, кварталу с применением комбинированного визуального и автоматизированного дистанционного слежения за лесами и наземного маршрутного патрулирования оперативными группами.
2. Процедура оформления первичных учетных документов, подлежащих применению для оформления произведенных затрат на тушение лесных пожаров, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 1, усложнена, требует сбора большого количества документов, и, как следствие, не выдерживаются установленные означенной инструкцией процессуальные сроки для подготовки протокола о лесном пожаре, заключении госконтракта. Необходимо упростить и унифицировать систему отчетности по лесным пожарам, определить единый центр, в который бы стекалась вся информация и который бы, в свою очередь, направлял информацию по запросам заинтересованным структурам.
С учетом изменений в действующем законодательстве нуждается в актуализации "Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства" (утв. Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1) (вместе с "Порядком определения ущерба, причиненного уничтожением или повреждением леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем", "Порядком определения ущерба, причиненного повреждением леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально - бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущем его усыхание или заболевание")
3. Поскольку пребывание граждан в лесах, согласно действующему лесному законодательству, может быть запрещено, если леса расположены на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территориях и иных землях в силу прямого указания закона. Считаем необходимым законодательно закрепить основания для запрета пребывания в лесах независимо от их целевого назначения - установлением особого противопожарного режима в лесах. Предлагаем законодательно закрепить запрет на пребывание граждан в лесах в связи с установлением особого противопожарного режима.
Дополнить статью 11 Лесного кодекса РФ пунктом 5 следующего содержания: Пребывание граждан в лесах может быть запрещено в связи с установлением особого противопожарного режима в лесах .
Дополнить раздел Х Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 пунктом 371 следующего содержания: Пребывание граждан в лесах может быть запрещено в связи с установлением особого противопожарного режима в лесах .
4. Законодательно разрешить в экстренных случаях, связанных с верховыми и сильными низовыми лесными пожарами, прокладывать по территории лесного фонда противопожарные разрывы с минерализованной полосой или дороги с целью организации препятствий на пути распространения лесных пожаров, без размещения государственного заказа путем заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению противопожарного обустройства лесов на землях лесного фонда, по прямому распоряжению руководителя органа исполнительной власти в области лесных отношений субъекта Российской Федерации. Определить механизм реализации вырубленной древесины, полученной в результате проведения таких работ.
Дополнить Правила пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, новым разделом, посвященным мерам защиты в условиях действия чрезвычайной ситуации.
Дополнить раздел IX. Требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, в части прокладывания минерализованных полос по ширине охранных зон линий электропередачи и линии связи, трубопроводов.
5. Реализация Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части тушения лесных пожаров затрудняется:
- отсутствует механизм определения потенциальных участников тушения лесных пожаров;
- котировочная заявка содержит объем работ по тушению лесного пожара, тогда как объем, как правило, отсутствует в виду невозможности его определить в силу того, что лесной пожар не потушен.
Разработать нормативный правовой акт, регламентирующий механизм реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части тушения лесных пожаров.