АВ 2010г. Выпуск 23 О правовом статусе научных грантов и научных фондов
1. Правовые представления о грантах
Внутренне согласованный и четкий нормативный правовой акт всегда легче реализовать, нежели такой, который содержит множество неопределенностей. Ученые, исследующие специфику семантической интерпретации юридического текста, в качестве одного из важнейших требований к тексту, называют однозначность употребления одного и того же термина в нормативных правовых актах. Значение термина не должно зависеть от контекста. Представляется важным дать точную интерпретацию термина применительно к целям всего нормативного правового акта. Используемые в законе термины не должны оставлять сомнений относительно вложенного в них функционального смысла. Сопоставляя нормы различных нормативных правовых актов на этапе подготовки текста проекта, субъект правотворчества обязан устранить возможность неоднозначного толкования в дальнейшем положений документа или отдельно взятого термина.
_________________________
Милославская Д. Трудности семантической интерпретации юридического текста // Российская юстиция. 2000. 3. С. 45 - 48. Керимов Д.А. Законодательная техника. - М., 2000. С. 68.
Понятие грант нельзя отнести к категории унифицированных понятий для всех отраслей права России. В гражданском праве грант - это и благотворительное пожертвование, имеющее целевой характер , и целевое финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам , и бюджетные ассигнования, налоговые освобождения. В российском законодательстве понятие грант трактуется по-разному в зависимости от вида: грант Президента Российской Федерации, государственный, благотворительный и т.д. Наиболее известны гранты в области науки, образования и культуры. Но для иных видов экономической деятельности также используют понятие грант . Можно встретить довольно экзотические виды и формы грантов. Например, в опубликованном в конце ноября 2010 года тексте Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года можно встретить функциональные понятия: грантовых программ; грантовой поддержки выпускников вузов для работы в сельских школах; предоставления грантов для устойчивого развития сельских территорий, грантового поощрения инициатив сельских сообществ и иные. Бюджетное послание Президента Российской Федерации, содержащее основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011 - 2013 годах, указывает на существование бюджетных грантов для поддержки отечественных инновационных проектов. Можно привести и иные примеры. Все эти семантические конструкции со временем обрастут бюджетными ассигнованиями с соответствующим правовым регулированием.
_________________________
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. 2136-р.
Законодательное определение понятия грант вводят по мере нужды постольку, поскольку возникает необходимость правового регулирования в части установления особенностей их правоотношений. Преференции, устанавливаемые законодателем для грантов, отражают степень государственных нужд, общественных и/или частных интересов.
По общему смыслу к категории грантов относят, как правило, целевые, безвозвратные и безотзывные субсидии или субвенции. Благотворительные пожертвования, носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. Благотворительный грант целевые средства, предоставляемые благотворительной организации физическими и юридическими лицами на реализацию благотворительных программ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты).
_________________________
Федеральный закон от 1.08.95 г. N 135-ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях . Закон г. Москвы от 5.07.95 г. N 11-46 О благотворительной деятельности .
Величина трансфертов (грантов) как показатель вертикальной несбалансированности бюджетной системы характеризует степень зависимости территориальных органов от властей более высокого уровня. Чем выше доля трансфертных поступлений в расходах первых, тем сильнее контроль над их действиями со стороны последних. Более высокий уровень трансфертов характерен для стран, сохраняющих традиции сильного централизованного государства, в политике которых доминирует задача повсеместного достижения стандартного уровня удовлетворения потребностей населения в государственных услугах, и меньшее значение придается преимуществам децентрализованных форм правления, отдающих приоритет удовлетворению индивидуальных локальных потребностей.
В тексте Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий. Для субсидий, не относящихся к грантам, Бюджетный кодекс требует установление порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (области, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции, полученные бюджетом муниципального района на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включаются в дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не выделяет категорию грант в качестве особой формы бюджетных ассигнований. В качестве особого объекта преференций понятие грант наличествует в тексте Налогового кодекса Российской Федерации. Имущество, налогоплательщика в виде полученных грантов при определении налоговой базы не учитывают. При этом грантами признают денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
По смыслу главы 32 Гражданского кодекса Российской Федерации грант квалифицируется как пожертвование, а договор о гранте можно квалифицировать как прототип договора дарения. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. Любое имущество, включая денежные средства, полученные по договору дарения, принадлежит одаряемому с момента получения. Представляется, что, исходя из буквы и духа Гражданского кодекса Российской Федерации, пожертвование есть добровольная и безвозмездная передача средств. Любые сделки, условием совершения которых является внесение оплаты, не относятся к числу пожертвований, и, следовательно, поступившие по ним средства не могут учитываться как целевое финансирование.
В российском законодательстве об акционерных обществах под государственными грантами понимается целевое государственное финансирование. Бухгалтерским (и юридическим) документом для оприходования средств является платежное поручение унифицированной формы с соответствующей формулировкой поступления средств (благотворительные пожертвования, благотворительные гранты). Юридическим документом, подтверждающим расходование средств, является отчет о расходовании средств на соответствующие цели.
Представление отчета обычно является условием пожертвования. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права. Кроме того, согласно пункту 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 г. 67н О формах бухгалтерской отчетности организаций , некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
_________________________
Утрачивает силу с 2011 года.
Понятие грант используется в многочисленных законодательных и нормативных актах различных уровней. Для целей налогообложения единственным документом, содержащим частичное определение гранта, является письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 11.06.93 г. ЮУ-4-06/88н, 04-06-01 (в ред. от 29.06.95 г.) О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций . Грант - это целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании .
_________________________
Гамольский П. Особенности учета и налогообложения грантов //Финансовая газета, 1999, ноябрь. 44.
Получателями грантов могут быть юридические и физические лица. Кратко отметим, что гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации и полученные физическими лицами, не включаются в совокупный доход только в том случае, если организации-грантодатели являются международными и иностранными учреждениями, а также международными и иностранными некоммерческими и благотворительными организациями (фондами), зарегистрированными в установленном порядке и входящими в перечни, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за науку и техническую политику, а также за образование, культуру и искусство в Российской Федерации, Такие перечни впервые были утверждены приказом ГКНТ России от 5.11.96 г. N 56 (в ред. от 16.04.98 г.) - в части поддержки науки и приказом Минкультуры России от 16.12.97 г. N 767 - в части поддержки культуры.
_________________________
Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. 602.
С момента получения грант является собственностью грантополучателя. Организация, получившая грант, обязана использовать его по целевому назначению и представить отчет о целевом использовании грантодателю. Никакие иные обязанности не могут быть возложены на грантополучателя, например: не ставить на баланс имущество, приобретенное по гранту; возвратить имущество, приобретенное в ходе использования гранта, по требованию грантодателя; сообщать во всех публикациях, касающихся программы, финансируемой по гранту, сведения о грантодателе; передавать безвозмездно грантодателю информацию, созданную в ходе работы по гранту и являющуюся интеллектуальной собственностью; не допускать замены специалистов (в том числе руководителей проекта), работающих по гранту; предоставить подлинники первичных документов. Вышесказанное следует из п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства такой договор не признается дарением.
К сожалению, многие грантодатели воспринимают договор о гранте не как договор о пожертвовании, а как договор на оказание услуг, где стороны являются соответственно заказчиком и исполнителем, а последний за плату обязуется выполнить определенную работу (оказать услугу).
Выполнение некоторых незаконных требований грантодателей может привести к негативным последствиям. Так, непостановка на баланс имущества, приобретенного на средства гранта, может привести к занижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Обязанность сообщать в СМИ об организации-грантодателе может быть расценена как реклама, и тогда (в судебном порядке) договор о гранте может быть признан притворной сделкой. В свою очередь признание договора о гранте притворной сделкой повлечет налогообложение суммы гранта как оплаты за услугу.
Не рекомендуется передавать подлинники первичных документов грантодателю во избежание утраты документов. Если грантодатель настаивает на проверке именно подлинников первичных документов, грантополучателю следует обеспечить возможность проверки документов на своей территории. В случае утраты документов может возникнуть ситуация, когда налогоплательщик не сможет представить налоговому органу, проводящему проверку, документы и (или) иные сведения, необходимые для проверки, что влечет взыскание штрафа.
В российском гражданском законодательстве понятие грант как вид сделки отсутствует. На практике договор, которым регулируется получение гранта, не охватывается в полной мере ни одним из видов обязательств, предусмотренных нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Значительную правовую проблему представляет неопределенность правового режима гранта в российском законодательстве. Правовой статус грантов по-разному квалифицируется различными отраслями законодательства, такими как законодательство в области образования и науки, бюджетное, налоговое законодательство. Текст Гражданского кодекса Российской Федерации вообще не содержит упоминания о гранте. Также отсутствует специальное регулирование гражданско-правового вида договора на предоставление гранта.
Для целей налогообложения необходимо использовать термины и понятия, приведенные в налоговом законодательстве. Законодатель не относит к грантам средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 года 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике (далее - Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике ), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, хотя и допускает исключение указанных средств из налогооблагаемой базы. То же можно сказать о средствах, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом О науке и государственной научно-технической политике .
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В Положении о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций министерства образования Российской Федерации (утв. Приказом Минобразования РФ от 18 декабря 2000 г. 3705 Об утверждении Положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации ), грант понимается как целевая адресная субсидия.
В соответствии с п. 1.2 указанного Положения гранты Министерства образования Российской Федерации являются формой государственной поддержки фундаментальных научных исследований, выполняемых в высших учебных заведениях и научных организациях Министерства образования Российской Федерации: Гранты выделяются на конкурсной основе в качестве целевых адресных субсидий на проведение за определенный период времени конкретных научно-исследовательских работ . Грант - это всегда безвозмездная помощь, которая, при этом, имеет целевую направленность. К целевым поступлениям относят гранты, то есть средства, безвозмездно полученные от иностранных благотворительных организаций в денежной или натуральной форме. С грантов налог на прибыль не уплачивается, но лишь в том случае, если они получены от иностранной благотворительной организации. Факт, что полученные средства являются грантами, необходимо подтвердить справкой компетентного органа иностранного государства. В этой справке должно быть указано, что благотворительная организация, выплатившая грант, зарегистрирована в порядке, установленном законодательством иностранного государства. Справка должна быть переведена на русский язык, и перевод необходимо заверить нотариально. Если же средства получены от иностранных юридических лиц, которые не являются благотворительными организациями, или от граждан, то такие средства не будут признаны грантами. В этом случае они включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль как безвозмездно полученные средства.
Бескорыстие не означает отсутствия благодарности у лиц, получающих гранты или благотворительную помощь. Благодарность может высказываться публично, в том числе через средства массовой информации. Однако такая благодарность не должна выступать в качестве условия предоставления гранта.
Спонсорство не может быть отнесено к благотворительной деятельности. Спонсорство представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условиях оказания таких услуг.
Гуманитарной помощью являются безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости и иные предметы, направляемые из зарубежных стран в Россию для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения.
В российском законодательстве нет однозначного определения, что такое спонсорский взнос. Как правило, под спонсорской помощью понимаются денежные средства, имущество (услуги), безвозмездно предоставленные некоммерческим организациям. Спонсорский взнос относят к средствам, передаваемым некоммерческим организациям, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и не имеют оборотов по реализации продукции.