АВ 2010г. Выпуск 22 О финансировании системы образования в 2011-2013 годах
4.1. Сравнительная структура затрат на образование в бюджетах разных стран
В основу бюджетной политики на 2011-2013 гг. положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации.
В целом, объем бюджетных ассигнований, заложенных в бюджет на ближайший краткосрочный период с 2011 по 2013 годы, обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации соответствующих мероприятий политики.
Страны |
Общий уровень расходов, % ВВП |
Потребление госсектора |
Государственные инвестиции |
Расходы на образование |
Бразилия |
46,6 |
19,5 |
1,9 |
4,6 |
Болгария |
38,6 |
17,3 |
3,4 |
3,4 |
Чили |
24,4 |
12,6 |
2,7 |
3,8 |
Кипр |
40 |
18 |
3 |
5,6 |
Чехия |
40,6 |
22,7 |
3,4 |
4 |
Эстония |
36,4 |
19,7 |
4,1 |
6,2 |
Греция |
48,6 |
16,8 |
3,8 |
3,7 |
Венгрия |
50,2 |
22,4 |
3,8 |
4,8 |
Ирландия |
33 |
14,8 |
3,8 |
4,4 |
Корея |
24,4 |
12,7 |
5,4 |
3,8 |
Латвия |
36,6 |
21,4 |
1,3 |
5,8 |
Литва |
33,3 |
20,3 |
2,6 |
5,9 |
Мальта |
45 |
20,7 |
4,4 |
4,8 |
Маврикий |
24,7 |
12,9 |
7,5 |
3,8 |
Мексика |
25,3 |
11,7 |
3,8 |
4,6 |
Польша |
43,2 |
17,9 |
3,3 |
5,1 |
Португалия |
46,2 |
20,7 |
3,7 |
5,7 |
Румыния |
33,7 |
15,7 |
1,9 |
3,4 |
Сингапур |
21 |
11,4 |
|
|
Словакия |
43,8 |
20 |
2,9 |
4,1 |
Словения |
42,1 |
20,2 |
2,9 |
|
Южная Африка |
26,3 |
18,4 |
2,7 |
5,7 |
Таиланд |
17,8 |
11,2 |
7,7 |
5,3 |
Турция |
42,7 |
13,8 |
4,6 |
3,5 |
Среднее |
36 |
17,2 |
3,7 |
4,6 |
Максимум |
50,2 |
22,7 |
7,7 |
6,2 |
Минимум |
17,8 |
11,2 |
1,3 |
3,4 |
Новые члены ЕС |
41,1 |
20,3 |
3,2 |
5,2 |
Страны Балтии |
35,4 |
20,5 |
2,7 |
6 |
Россия |
33,7 |
17,3 |
4,1 |
4,1 |
Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по России и другим странам (с усреднением за последние несколько лет) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким. Социальные расходы России на образование и здравоохранение, как правило, не ниже среднего уровня. Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации во взаимодействии с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.
Мировой опыт показывает, что увеличение расходов само по себе не гарантирует улучшение качества образования, если не сопровождается серьезными структурными изменениями.
Расходы бюджетной системы на российское образование постепенно растут к 2013 году. При этом происходит некоторое перераспределение расходов в пользу региональных бюджетов, что согласуется с предлагаемыми направлениями реформирования сектора образования.
Ключевые проблемы в системе образования, недостаточная оснащенность школ и других образовательных учреждений и помощь малоимущим и многие другие задачи, можно решить увеличением государственного финансирования системы образования.
Указанные выше объемы государственной поддержки подтверждают приоритетное внимание государства к поддержке и развитию системы образования в России. Обоснованием исполнения намеченных планов в нынешний кризисный период служит благоприятная оценка внешнеэкономической конъюнктуры.
Относительная доля государственных расходов в России примерно такая же, как в странах восьмерки , что видно из приведенной ниже таблицы, где расходы на образование приведены в долях от ВВП.
Во второй части таблицы приведена удельная доля учащихся и студентов (обучающаяся и обученная доля конкретной возрастной прослойки населения страны).
п.п. |
Страны |
Расходы на образование (в % к ВВП) усредненные по годам (по большей части, за 2001-2004 годы) |
Удельная доля учащихся и студентов в процентах от численности населения в возрасте, официально соответствующем данной ступени образования |
||
|
|
|
начальное |
среднее |
высшее |
1. |
Великобритания |
5,3 |
100 |
178 |
64 |
2. |
Германия |
4,8 |
99 |
100 |
51 |
3. |
Италия |
4,7 |
101 |
99 |
57 |
4. |
Канада |
5,2 |
101 |
105 |
58 |
5. |
Россия |
3,5 |
103 |
98 |
70 |
6. |
США |
5,6 |
98 |
93 |
81 |
7. |
Франция |
5,6 |
104 |
109 |
56 |
8. |
Япония |
3,6 |
101 |
103 |
49 |