АВ 2010г. Выпуск 16 Проблемы образования и практика управления в Российской Федерации


Наумов Евгений Артурович
     Вице-президент Национальной технологической палаты, кандидат экономических наук, профессор
    Действительно, закон об образовании нужен, но закон об образовании - это конструкция, которая регулирует отношения в этой сфере. Существуют разные предметы, которые требуют правового регулирования. Но я бы хотел сейчас особо акцентировать необходимость разработки закона о непрерывном профессиональном образовании, которое позволяет человеку четыре-пять раз в течение его жизни получать соответствующую подготовку, а также повышать свою квалификации, либо получать новую профессию и так далее.
     Предмет правового регулирования образовательной сферы включает две составляющие, об этом говорилось, но я хочу подчеркнуть. Первое - это роль образования в системе просвещения. Вторая - это получение профессии.
     Это несколько разные задачи. Почему? Потому что, если говорить о знаниях, как о факторе производства, там есть четыре составляющие. Это наука, которая производит знания. Образование, которое знания передаёт или воспроизводит. Культура, которая знания сохраняет и информация, которая знания потребляет. Вот эти четыре сектора этой сферы, они должны иметь соответствующие нормы правового регулирования.
     И в этом смысле образование, как процесс передачи знаний, он является необходимым элементом инновационной системы. Потому что обучение, повышение квалификации - это также является формой инновационной деятельности. И, кстати говоря, вложение денег в систему образования, подготовку кадров с учетом того, что есть утечка мозгов, это нормальный процесс, надо обучать людей. И не только давать возможность им развиваться в разных экономических системах, но Россия, обладая потенциалом мощным, научным и образовательным, может готовить специалистов и для Китая, и для стран третьего мира, и так далее, и так далее.
     Это процесс, который может приносить очень серьёзные дивиденды не только экономические, но и социальные и так далее, это надо учесть.
    Последний момент. Надо говорить о развитии корпоративных систем в образовательной среде. Мы сейчас придумываем различные исследовательские университеты, федеральные университеты. Но, по существу дела, такого рода организационные формы являются корпорациями во всём мире.
     Например, это - Оксфорд, Гарвард.
     Был прекрасно издан трёхтомник о законодательном обеспечении  образовательной деятельности, был в старом министерстве, когда Филиппов возглавлял его. Я с удовольствием этот трёхтомник читал и читаю. Там есть первый том: "Международное право в системе образовательной деятельности", где приведены примеры швейцарского или шведского законодательства, где образовательная организация рассматривается в двух качествах: как собственно образовательное учреждение, и как корпорация. Поэтому, допустим, создание крупных образовательных государственных корпораций, таких как Московский университет, Санкт-Петербургский университет, Томский и т.д. Их может быть 5-7 быть таких корпораций и они должны финансироваться непосредственно из бюджета государства, как Московский университет. При этом собственность, которая находится в этих корпорациях, должна принадлежать этой корпорации. Она живёт на основе автономного устава, который является законом для этой корпорации, может создавать и образовательные учреждения в виде колледжей, там, я не знаю, как они будут называться и соответствующие инновационные инфраструктуры, ей будет принадлежать и собственность, и земля. И не надо будет ходить, и согласовывать в Госимущество и так далее.
     Этот принципиальный момент, к сожалению, упущен. И когда сливали университеты, а они сопротивлялись при создании федеральных университетов, их лишили статуса юридического лица, это неправильно. В составе корпорации могут быть образовательные учреждения, либо колледжи, либо отдельные структуры, которые будут иметь самостоятельный автономный статус.
     Поэтому я считаю, что наша дискуссия не должна завершаться сегодня совещанием, но есть возможность опубликовать на сайте, я готов со своей стороны, поскольку времени нет, более или менее подробно изложить все эти требования и опубликовать.
     Последнее. Мне очень приятно, когда академик Абел Гезевич Аганбегян вспоминал академию в Новосибирске, а я имел возможность в ЦЭМИ молодой ученый тогда, слышать выступления и Понтрягина, и Колмогорова. И вот мне понравилось выступление Колмогорова. Он говорил так: "Я когда принимаю абитуриентов, которые приходят в университет, задаю вопрос (там человек 300 сидит), кто из вас любит математику? Поднять руки. Все поднимают руки. Кто из вас любит учителя математики? Ну, опять там лес рук. А теперь, поднимите руку те, кто любит математику, но не любит учителя математики? Молчание, потом две, три руки поднимаются. Всё ясно, вы зайдите ко мне, все свободны".
    Это и есть то, что было в российском образовании - качество: это школы, это и научные школы, это и образовательные школы - они должны быть сохранены не только ради будущего наших детей, но в возможности процветания нашей страны.