АВ 2010г. Выпуск 13 О законодательном обеспечении модернизации системы педагогического образования


Заключительные замечания и предложения
     На основании высказанного выше можно сделать вывод, что общие средние показатели российской системы образования в целом соответствуют аналогичным достижениям других стран. Поэтому положение в российской системе образования не следует относить к категории критических ситуаций Конечно целый ряд обстоятельств, в частности, внутренние социально-экономические преобразования и мировой экономический кризис не могли не сказаться на темпах развития национальной системы образования в России. Отчасти поэтому не в полной мере выполнены задачи, намеченные Программой развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы, утвержденной коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году. То же можно сказать и о Концепции модернизации педагогического образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.04.2003 г. N 1313.
_________________________
Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2001 N 1818
    Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Целью и результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам, а также эффективное и динамичное функционирование педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования. К главным задачам педагогического образования могут быть отнесены:
- оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов;
- совершенствование содержания и форм подготовки педагогов;
- научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.
    Подготовка специалистов нового типа возможна лишь при активном взаимодействии всех заинтересованных в результате образования сторон, прежде всего - самого обучаемого, педагогов, родителей, потенциальных работодателей, общества. В противном случае это приводит к неудовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, дисбалансу между спросом и предложением на рынке труда. Проблема совершенствования педагогического образования была обсуждена на собраниях научно-образовательной общественности во многих регионах нашей страны. Эксперты и специалисты высказали множество предложений, которые предстоит проанализировать, обобщить и подытожить. Вот лишь часть предложений, прозвучавших в адрес федеральных законодателей на одном из круглых столов в Свердловской области:
    - наделить субъекты Российской Федерации правом формирования государственного заказа на подготовку на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогов на основе реальных потребностей региона;
    - предоставить субъектам Российской Федерации возможность создавать вуз под обеспечение уникальных образовательных потребностей территории с целью подготовки педагогических кадров для сельских и отдаленных территорий Свердловской области;
    - Правительству России пересмотреть перечень специальностей среднего профессионального образования. Его сокращение с 24 до 10 в ближайшие годы может существенно сказаться на удовлетворении потребности в учителях основной школы в северных и отдаленных сельских территориях;
    - внести изменения в законодательную базу относительно зачисления выпускников педагогических колледжей на сокращенные программы высшего профессионального образования;
    - инициировать введение в Трудовой кодекс понятия таких уровней образования, как бакалавр и магистр, сегодня этот пробел в законодательстве затрудняет трудоустройство выпускников данных специальностей.
    По мнению участников круглого стола , требует обновления модель аттестации работников. Надо предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области образования право разработки регионального нормативного документа, регламентирующего формы и процедуры проведения аттестации на территории субъекта, право самим определять методы, критерии и региональные показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников, проводить аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности, присваивать квалификационные категории, финансировать расходы на аттестацию педагогических работников, создание аттестационной и экспертных комиссий.
_________________________
Из материалов заседания круглого стола , состоявшегося 31 марта 2010 года в министерстве общего и профессионального образования Свердловской области по проблемам обеспечения модернизации системы педагогического образования
    Необходимо развивать и совершенствовать систему непрерывного педагогического образования и самообразования. Современная система непрерывного педагогического образования это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях, совершенствование перечня специальностей профессионального педагогического образования и перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
     Особого внимания заслуживают государственные образовательные стандарты нового поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. Их структура и содержание должны отражать специфику подготовки кадров для образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения, но и корреспондируются с государственными образовательными стандартами других областей образования и уровней системы педагогического образования.
     Механизм разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов требует корректировки в соответствии с современными тенденциями развития всей системы образования, активными процессами, происходящими в области реформирования школьного образования, динамичными социокультурными и экономическими изменениями в стране. Особое внимание следует обратить на вопросы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов для всех уровней педагогического образования.
     Приобщение педагога к научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. По численности научного потенциала педагогические вузы занимают третье место в системе высшего профессионального образования. Но по-прежнему низка активность педагогических учебных заведений в реализации федеральных и отраслевых научных программ. Все это заставляет заострить проблему перспективы научных исследований в системе непрерывного педагогического образования, обратить внимание на необходимость проявления большей активности педагогических учебных заведений в конкурсах научно-исследовательских проектов, разработке перспективных научных тем. Научный потенциал системы педагогического образования способен не только выявить перспективные направления развития науки, но и воплотить их в конкретный научный продукт. Для этого требуется скорректировать тематику научных исследований учреждений педагогического образования, последовательно включать в нее проблемы, связанные с модернизацией образования, добиться большей координации действий.
    Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности.
     Отмечая в целом динамику развития системы непрерывного педагогического образования, следует признать наличие следующих проблем, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа ее деятельности:
    - снижение престижности педагогического образования, понижение социального статуса педагога;
    - отсутствие концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации;
    - неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки педагогических кадров;
    - наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;
    - несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней и ступеней педагогического образования, механизма их мониторинга;
    - отсутствие теоретически обоснованных и практически апробированных подходов, научно-методического обеспечения подготовки специалистов по образовательным областям базисного учебного плана общеобразовательной (основной) и профилям (средней) школы, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школ, а также на преподавание в профильных классах;
    - необходимость создания научно-методического обеспечения и разработки педтехнологий подготовки педагогов к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;
    - отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг, запросов личности и общества;
    - несоответствие механизма разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования современным тенденциям развития образования и общества;
    - слабая материально-техническая база и недостаточное программное и научно-методическое обеспечение информационной подготовки педагогических кадров;
    - нескоординированность тематики научных исследований в учреждениях системы педагогического образования, низкая активность педагогических учреждений в конкурсах научных проектов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования.
     Стремительное распространение телекоммуникационных информационных технологий в современном мире во многом меняет систему взаимодействия между преподавателем и учеником. Учитель перестает быть для ученика основным поставщиком фактологического материала или интерпретационных пояснений. Но ничто не заменит значения учителя, как проводника и представителя интересов общества и ребенка, как воспитателя и старшего друга.