АВ 2010г. Выпуск 12 О правовом статусе образовательных учреждений


Заключение и выводы

     На основании приведенных выше данных можно сделать следующие выводы.
    1. Федеральный  закон от 08.05.2010 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений устранил многие юридико-технические несоответствия в части представления функционального статуса и организационно-правовых форм разных типов учреждений, наличествовавших в различных отраслях права и отдельных законах.
    2. Федеральный  закон от 08.05.2010 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений доопределил правовой статус разных типов учреждений, в том числе казенных и бюджетных учреждений.
    3. Федеральный  закон от 08.05.2010 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений  не вносит изменений в нормы отраслевого законодательства в области образования и науки, культуры и спорта, а также иных. Соответственно, все правоотношения, устанавливаемые специальными отраслевыми законами по видам экономической деятельности, не подпадают под его  действие.
    4. Основной целью Федерального  закона от 08.05.2010 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений можно считать упорядочивание правового статуса учреждений-резидентов в части финансового права, бюджетных и налоговых правоотношений, а также введение дополнительных экономических свобод для государственных и муниципальных учреждений, но без уменьшения объема их финансирования.
    5. Введенный обсуждаемым законом порядок обращения бюджетных учреждений с внебюджетными поступлениями совпадает по сути с нынешней деловой практикой и обычаями делового оборота, ранее носивших разрешительный характер, а ныне переведенных в уведомительный. Замена сметного финансирования на субсидии дополняет и расширяет экономические свободы бюджетных учреждений.
    6. Введение особой категории казенных учреждений позволяет обеспечить гарантированную реализацию высоко значимых социальных функций вне зависимости от объема предоставляемых услуг, от экономического результата  деятельности  оказывающих эти услуги учреждения.
    Статус казенных учреждений, по сути, совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.
     Процедура перевода учреждений в казенные или иные должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий и сводиться только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
     Предусмотрен автоматический перевод в казенные учреждения следующих  федеральных бюджетных учреждений:
    а) управлений объединений, управлений соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, военных комиссариатов, органов управления внутренними войсками, органов управления войсками гражданской обороны, соединений и воинских частей внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
    б) следственных изоляторов уголовно-исправительной системы и исправительных учреждений, исполняющих наказания;
    в) специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
     г) учреждений Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федерального космического агентства, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
    д) психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозориев и противочумных учреждений.
    7. Введенный обсуждаемым законом порядок обращения бюджетных учреждений с внебюджетными поступлениями совпадает по сути с нынешней деловой практикой и обычаями делового оборота, ранее носивших разрешительный характер, а ныне переведенных в уведомительный. Замена сметного финансирования на субсидии дополняет и расширяет экономические свободы бюджетных учреждений.
    8.  Основной целью обсуждаемого закона можно считать упорядочивание правового статуса, а также введение дополнительных экономических свобод для государственных и муниципальных учреждений без уменьшения объема их финансирования.
    9. Переход со сметного на субсидиарное финансирование для образовательных учреждений не должно вызвать затруднений,  так как объемы необходимых затрат во всех случаях рассчитывают, исходя из установленных нормативов.
     Но и для образовательных бюджетных учреждений наличествуют некоторые особенности. Для МГУ и СПбГУ законом установлена особая квалификация их организационно-правовой формы, обозначенная как научно-образовательный комплекс, включающий в себя не только структурные подразделения без прав юридического лица, но и юридические лица.  Использование в тексте нормативных актов квалификации научно-образовательный комплекс позволяет уйти от правовых коллизий. Но это временный выход. Вместо законодательных текстовых коллизий возникла юридическая неопределенность, которую придется решать. Со временем правовой статус и само понятие научно-образовательный комплекс придется уточнять на основе приобретенного опыта.
     Незамедлительного разрешения требуют проблемы финансирования МГУ и СПбГУ. Финансирование  МГУ и СПбГУ осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Порядок финансирования МГУ и СПбГУ, а также юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс МГУ или СПбГУ сохранен до дня вступления в силу очередного федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
     Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 октября 2009 года 690-рп, предписано Правительству Российской Федерации при формировании федерального бюджета на соответствующий год предусматривать, что МГУ и СПбГУ являются главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования юридических лиц, входящих в научно-образовательные комплексы федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет .
    Уставы МГУ и СПбГУ подлежат приведению в соответствие с требованиями вступивших в силу законов в течение одного года после назначения Президентом Российской Федерации соответственно ректора МГУ и СПбГУ. До этого времени уставы МГУ и СПбГУ действуют в части, не противоречащей законодательным положениями.
    10. Менее определена ситуация  с финансированием научных учреждений. Каждое мероприятие по бюджетному финансированию науки потребует своего обоснования и аргументации. Затраты на научные исследования чаще рассчитываются по принципу от достигнутого и нормированию  в полной мере не поддаются.
     Формально научные учреждения государственных академий наук  нельзя отнести  к категории  казенных, бюджетных или автономных. Нужно либо отнести их к частным  учреждениям, либо сформировать их в особую подгруппу  юридических лиц особой организационно-правовой формы.
    11. План мероприятий по реализации  Федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений был утвержден решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 12 мая 2010 г.  Указанный план предусматривает целый ряд мероприятий по реализации закона, а  также разработку нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, наряду с разработкой и принятием нормативных правовых актов федеральных государственных органов, необходимых для реализации Федерального закона. Планом предусмотрено проведение до 15 марта года, следующего после отчетного года ежегодного мониторинга реализации Федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений .