АВ 2010г. Выпуск 11 О законодательных дефинициях в образовании


Знание в науке и образовании

     Общепризнанна роль науки в системе образования. Образовательная деятельность, как и научная деятельность, индивидуальна и субъективна по своей природе и также имеет целью обретение знания. Однако роль и смысл категории знание в науке и в образовании различны. Различие между образовательной и научной деятельностью по отношению к знанию можно увидеть в том, что целью ученого, как субъекта научной деятельности, является добыча нового знания, дотоле никому не известного, а целью образовательной деятельности является передача и усвоение известного и апробированного в общественном обиходе знания. Научный работник добывает научное знание для человечества, а учащийся приемлет знание для себя.
_________________________
См.: Черешнев В.А., Лебедев С.В., Фетисов В.П., Панов В.И.,  Сафаралиева С.Г., Бердашкевич А.П. О дефинициях науки в законодательстве России: Аналитический вестник. Вып. 10. - М.: Издание Государственной Думы, 2010.
    Толкования термина знание многообразны и не имеют единственного варианта по отношению к сущности и содержанию термина знание . Знание определяют и как информационный массив, и как обладание информацией, и как результат постижения действительности, и как иные предметы либо действия. Поэтому использовать данный термин в законотворческой практике следует с большой осторожностью. При включении термина в системную юридическую текстовую конструкцию необходимо указать, в каком смысле использовано данное слово. Часто образовательную деятельность представляют, как процесс передачи и усвоения знаний. При таком подходе важно максимально точно определить границы понимания термина знание .
    Знание может быть отнесено к начальным аксиоматическим понятиям, не подлежащим определению через более простые. В бытовом представлении процедуры передачи и усвояемости знаний считаются главными для педагогической деятельности. Для использования упомянутых процедур в текстах нормативных актов необходимо предусмотреть квалификацию их в качестве текущих, завершенных или несостоявшихся юридических действий. В определённой степени вместо понятия знание для целей правового регулирования может быть использован термин информация . В отличие от известной и могущей быть измеренной категории информация , знание нельзя измерить, нельзя передать или пустить в экономический и юридический оборот. Поэтому целесообразно избегать использования такой дефиниции, как знание в нормативных правовых актах.
    В качестве носителей знания, используемого в целях образования, могут выступать физические лица, учебники, технические устройства или иные объекты, материальные и виртуальные носители информации (Интернет, электронный диск или иное). Соответственно и способы представления, передачи или контроля знаний могут быть разными: устный, письменный, аудиторный, виртуальный, очный, заочный, сочетанный или иной. Образовательные организации вправе реализовывать с использованием дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий общеобразовательные и профессиональные образовательные программы различных уровня и направленности при всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании, за исключением случаев, установленных законом.
    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Под электронными образовательными технологиями понимаются дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет. Дистанционные образовательные и (или) электронные образовательные технологии используются с целью предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья.
    Образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы по профессиям, направлениям подготовки и специальностям, обучение по которым в очно-заочной и заочной формах не допускается, могут использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронные образовательные технологии при реализации таких программ в очной форме только по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам. При обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается реализация основных образовательных программ в основном посредством дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий, за исключением отдельных видов учебных занятий и практик, определяемых образовательной организацией, а также промежуточной и итоговой аттестации.
     Образовательная организация вправе применять в образовательном процессе дистанционные образовательные и (или) электронные образовательные технологии при наличии у нее имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимым для освоения соответствующей образовательной программы, а также специально оборудованных помещений с соответствующими техническими средствами и программно-аппаратным обеспечением.
     Образовательная организация может реализовывать учебные курсы, предметы, дисциплины, модули образовательной программы с использованием дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий как по месту нахождения, так и через свои филиалы, а также в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями и (или) организациями, осуществляющими обучение.
    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливает порядок использования в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях дистанционных образовательных технологий и (или) электронных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ (в том числе требования к условиям образовательного процесса, порядок установления соответствия аудиторных занятий их инфокоммуникационным аналогам (телелекции, тестирование, телеконсультирование, телефорумы, работа с обучающими программами, тренажерами и др.) и расчета их трудоемкости, а также особенности использования таких технологий при обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья по основным образовательным программам.