АВ 2010г. Выпуск 11 О законодательных дефинициях в образовании
Непрерывное образование в российском праве
Концепция непрерывного образования, как современная система взглядов на образовательную практику, провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте, предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни, пока находится в стадии обсуждения. Формирование концепции зависит от многих составляющих и, в частности, от основной цели непрерывного образования.
Непрерывное образование рассматривают как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию.
Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении жизни. Целью непрерывного образования выступает развитие личности. Само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, удовлетворения ее познавательных, духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил и призвания.
Система непрерывного образования имеет целью представить возможность каждому человеку на любом этапе его жизни подключиться к образовательному процессу. Как открытая, гибкая и развивающаяся система, система непрерывного образования действует на основе иерархии подсистем дошкольного образования, школьного образования, профессионального образования, а также взаимосвязи и координации иных, основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных, муниципальных и частных, формальных и неформальных институтов. Обеспечивается это преемственностью структурных элементов системы на основе утвержденных единых образовательных стандартов, взаимодополнением различных типов и форм обучения. Принцип единства управления и самоуправления образовательных учреждений поощряет новаторство, педагогический поиск, творчество.
Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в развитии личности каждого человека. Этим определена интеграция всех образовательных подсистем и процессов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение отношений взаимодополнения между ними превращают совокупность подсистем в единую систему. Непрерывное образование есть целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.
Первые концептуальные положения доктрины непрерывного образования в России были сформулированы в 1988 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования и в дальнейшем получили реальное воплощение в ходе реформирования образования. Главные его идеи отражены в проекте Всесоюзной комплексной программы реализации концепции непрерывного образования . В этом документе сказано, что в современных условиях динамичного развития общества невозможно на каком-то определенном этапе жизни человека обеспечить его знаниями, достаточными для успешной общественной и профессиональной жизнедеятельности, поэтому образование должно носить непрерывный и прогностически ориентированный характер Следует отметить, что тогдашняя доктрина непрерывного образования не ставила целью обеспечить каждому возможность реализации собственной образовательной траектории.
_________________________
Каптерев А. И. Подход к непрерывному библиотечному образованию в СССР и США // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. 6. С. 34-36.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года , утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. 1663-р, есть специальный раздел Система непрерывного профессионального образования , где перечислены основные направления деятельности в этой области: формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования и изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.
Расширение предложения на рынке непрерывного образования предполагается обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг научных, образовательных и исследовательских организаций, получивших соответствующую государственную аккредитацию. Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь одинаковое право претендовать на государственное задание (заказ) по оказанию образовательной услуги, размещаемое на конкурсной основе.
Система непрерывного образования персонала играет особую роль в системе непрерывного образования. Постоянное повышение квалификации - право и юридическая обязанность каждого работника. Каждый работник обязан постоянно повышать свою квалификацию. Обязанность администрации - обеспечить каждому работнику общества необходимые условия для поддержания и повышения уровня профессиональной подготовки. В случае необходимости в интересах общества перехода на новые продукцию, технологию, методы организации производства и управления администрация обязана предоставить всем работникам, которые вследствие указанных причин могут потерять работу, возможность подготовки и переподготовки. При указанных обстоятельствах подготовка и переподготовка персонала осуществляется за счет средств общества. В случае если подготовка и переподготовка сопряжена с овладением работником специальными знаниями, требующими расходов, существенно превышающих обычно принятые, администрация и работник вправе согласовать условия о привлечении средств работника. Статистика непрерывного образования является особым видом деятельности. Становление в России экономики, основанной на знаниях, задает качественно новые требования к уровню подготовки кадров по перспективным направлениям и специальностям. Кроме того, необходимы постоянное совершенствование и актуализация навыков работников в соответствии с меняющимися потребностями социально-экономического и технологического развития. Расширение участия населения в непрерывном образовании призвано содействовать обеспечению возможностей для адаптации их на рынке труда и в конечном счете обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния общества. В связи с этим встает вопрос о разработке методологии и организации комплексного статистического мониторинга непрерывного образования в его различных проявлениях (формальное, неформальное, информальное образование) и институциональных формах.
Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указывает на модернизацию системы образования. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (Часть III Виды продукции и услуг Раздел M. Услуги в области образования) содержит раздел 804 Деятельность по формированию системы непрерывного образования для взрослых. Классификатор так описывает деятельность по формированию системы непрерывного образования: Эта группа включает виды деятельности, связанные с формированием системы непрерывного образования для взрослых, то есть образование для людей, которые не обучаются в системе высшего образования. Обучение может проводиться в дневное время или на вечерних занятиях, в школах или специальных учебных заведениях, предусмотренных для взрослых. Включаются также все виды обучения по радио или телевидению, а также заочное обучение. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы. Обычно большая часть деятельности в области этих видов образования предполагает добровольное согласие обучающегося на посещение занятий, поскольку он/она имеют особые мотивы для того, чтобы пройти эту программу. Включаются программы обучения грамоте для взрослых. Включается также образование первой и второй ступеней по специальным предметам, не включенное в другие группировки, и образование, которое не поддается подразделению на ступени .
_________________________
RUSSIAN CLASSIFICATION OF ECONOMIC ACTIVITIES AND PRODUCTS ОК 004-93.
Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. 803 Федеральной программы развития образования на 2006 - 2010 годы полагает, что формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.