АВ 2010г. Выпуск 10 О дефинициях науки в законодательстве России

Вводные замечания
Законодательные дефиниции требуют особой точности и корректности при введении в оборот. Дефиниция - это краткое определение какого-либо понятия , отражающее существенные, качественные признаки предмета или явления. Применительно к законодательному акту этот  вид текста должен адекватно раскрывать содержание того  или иного понятия, называть его родовые и (или) видовые  признаки, включать характеристики в сжатой и обобщающей  форме.
_________________________
Апт Л. Ф. Правовые дефиниции в законодательстве //Проблемы юридической техники. - Нижний Новгород, 2000. - С. 301 - 315.
    Гражданско-правовые  дефиниции являются самостоятельными, специфическими, отличными от норм права элементами механизма гражданско-правового регулирования, представляющими собой краткие определения используемых в гражданском законодательстве понятий. Они характеризуются наиболее высоким уровнем обобщения существенных признаков правовых явлений, предшествуют нормативному закреплению гражданских прав и обязанностей, имеют отличную от правовых норм структуру. Гражданско-правовые дефиниции могут находиться с нормами права в тесной структурно-функциональной связи. Эта связь выражается в использовании определений различных гражданско-правовых понятий для законодательного закрепления содержания различных элементов правовых норм. Любое определение уязвимо для критики, поэтому далеко не всегда уместно в тексте нормативного правового акта. Определения терминов, употребляемых в нормативных правовых актах, должны быть краткими, обозначать существенные, качественные признаки предметов, явлений, имеющих прямое отношение к их юридической характеристике. Одновременно следует избегать излишних определений юридических понятий, если понятие ранее дефинировано в нормативных правовых актах либо если отсутствует необходимость возложения на данное понятие смысловой нагрузки. В  российской юридической науке даже такие фундаментальные теоретические понятия, как право, отрасль права и правовое отношение являются дискуссионными.
_________________________
Власенко Н.А. Проблемы точности выражения формы права (лингвологический анализ): Автореф. дис... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1997. Краснов М. Законодательные дефиниции не всегда полезны // Российская юстиция. 2003. 2.
    Особую роль в формировании гражданско-правовых дефиниций играет Конституционный Суд Российской Федерации. Благодаря  толкованию или интерпретации этим судом правовых предписаний они приобретают реальное содержание, смысл и начинают действовать, причем иногда в ином понимании, нежели которое им придавалось законодателем. При этом значительное место в деятельности суда занимает толкование гражданско-правовых понятий. Следует отметить, что содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации  толкования различных аспектов понятий гражданского права имеют существенное значение не только для правоохранительной практики, но и для совершенствования всей системы гражданско-правовых дефиниций.
_________________________
Митюков М.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник парламентского права. Эффективность закона. Методология и конкретные исследования. - М., 1997. С. 137; Комментарии к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Под ред. Б.С. Эбзеева. - М., 2000. С. 275 - 577.
     Система понятий может быть интерпретирована как одно (развитое) понятие сущности предмета, - эта система понятий представляет собой теорию. Определить понятие означает развить его, включить в узловую линию понятийных превращений. Это означает, далее, определить его через место в системе понятий, в теоретической структуре. Будучи включенными в теоретическую систему, понятия, как и научные законы, принципы, образуют своего рода иерархии. Содержание понятия и его место в системе понятий определено его "теоретическим окружением", его связью с другими понятиями, представлениями.
_________________________
Библер В. С. Понятие как процесс // Вопросы философии. 1965. 9. С. 48. Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. - М., 1967. С. 53. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. - М., 1973. С. 131.
    Нормы, регулирующие общественные отношения, взаимосвязанные глубинным единством экономического, социального и политического содержания, требующие обособленного, юридически своеобразного правового регулирования, объединяют в наиболее крупные звенья системы права - отрасли права. Среди главных признаков отрасли права выделяют: предмет правового регулирования как совокупность качественно однородных общественных отношений; содержание и отражающие его принципы, функции, механизм регулирования и метод как способ воздействия норм права на общественные отношения, на поведение людей; структурные признаки соответствующего нормативно-правового оформления (наличие общей и особенной части); известная обособленность законодательства. Правоотношения в науке, статус субъектов деятельности в науке не обладают той обособленностью, которая позволила бы выделить право науки в особую отрасль. Отмечая необходимость унификации правовой терминологии, следует помнить, что унификации подлежит не вся терминология, используемая в правотворчестве, а только определенная ее часть - специальные юридические понятия-термины, имеющие в нормативном акте свое особое, более узкое ключевое значение.
    Вследствие этого большинство терминов и дефиниций в законодательстве науки заимствовано из иных отраслей права. Определение правовых понятий при помощи оценочных и нравственных категорий всегда вызывало недовольство в научной среде. Еще проф. И.А.Покровский подвергал жесткой критике идею "доброй совести" и "добрых нравов" (bona fides), которая была возрождена с рецепцией позднего римского права в ряде европейских кодексов XIX в., в частности, в Швейцарском и Германском гражданском уложениях. "Как только мы выйдем из пределов этого ясного и определенного понятия, мы попадем на наклонную плоскость, по которой мы неизбежно докатимся до полного судейского контроля за всей областью оборота, с точки зрения современных субъективных и произвольных представлений о "справедливости", "социальном идеале" и т.п.". И далее: "И нельзя не согласиться с тем, что допущение такого широкого простора судейскому усмотрению было бы со стороны закона чудовищным "моральным харакири".
_________________________
Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Статут, 1998. С. 259-260.
    Реформирование российской государственности ставит перед исследователями непростые задачи. Сегодня происходит переосмысление многих понятий и категорий права, более четко определяются его институты. Важнейшее требование совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации - единство употребления юридической терминологии не только в рамках отдельно взятого закона, но и во всей соответствующей отрасли законодательства. Основой для структурирования нормативных предписаний является терминология, содержащаяся в конституционных и федеральных законодательных актах. Для обеспечения единого правового пространства на всей территории России особенно важно унифицированное формирование правотворческой системы законодательства.
_________________________
Магомедов С.К. Унификация нормативной правовой терминологии и единое правовое пространство России // Журнал российского права. 2004. 3.
    В целях обеспечения единого правового пространства на всей территории Российской Федерации, единообразного и унифицированного понимания и применения правовых норм в тексты нормативных правовых актов целесообразно вводить нормативные определения понятий в случаях, если:
    а) термин обозначает объекты, отношения, явления или процессы, которые раньше не находили отражения в законодательстве Российской Федерации;
    б) необходимо определить и ограничить действие закона или иного нормативного правового акта;
    в) понятия созданы в процессе переосмысления общеупотребительных слов либо с использованием нетрадиционной лексики;
    г) понятия оформлены с помощью слов, которые вызывают множественные смысловые ассоциации;
    д) понятия по-разному трактуются юридической наукой и правоприменительной практикой;
    е) с учетом целей проектируемого нормативного правового акта данное понятие специфично;
    ж) используются специальные юридические и технические термины.
    В истории человечества и в современных условиях создавалось и существует множество самых различных объединений людей. Среди них различные общественные и религиозные организации, клубы и иные сообщества людей по интересам (например, общества филателистов и т.п.), спортивные союзы, хозяйственные товарищества, существуют международные объединения и т.д. Но объединение и взаимодействие  ученых носит особый характер. Без такого объединения научное сообщество и научная деятельность существовать не могут. В науковедческой литературе, все большее признание завоевывает подход к науке как особому виду деятельности. Н.А.Майзель отмечает по этому поводу, что исследование научной деятельности и научного знания может быть успешным только при учете их взаимообусловленности . Процесс научной деятельности может быть представлен в виде относительно самостоятельных моментов: формирование общественных потребностей в научных знаниях; адекватное отражение этих потребностей в сознании ученого; идея и мотивация в выборе предмета исследования; формулирование цели исследования; выбор средств, исследования; акт деятельности; продукт деятельности; организация научной деятельности; реализация результатов научного исследования.
_________________________
Майзель H.А. К вопросу о соотношении научной деятельности и научного знания //В сб.: Проблемы деятельности ученого и научных коллективов, вып. 2. - Л., 1969. С. 28. Дмитриенко В.А. О некоторых особенностях научной деятельности // В сб.: Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - Л.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1971. С. 24.
    В любом коллективе (особенно если это постоянный коллектив) необходимо какое-то руководство, управление им, иначе коллектив распадется. В устойчивых и организованных научных коллективах, такое руководство перерастает во власть, принимая необходимые для этого правила поведения и обычаи делового оборота. Научная деятельность обретает правовые свойства и качества вследствие свершения определенного юридического факта. Результат исследовательского процесса обретает правовой статус научного результата только после признания этого результата новым научным знанием. Юридически значимым фактом научной деятельности является факт появления нового знания и, соответственно, прав автора по отношению к результату.
_________________________
Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. 2009. 7.
    Основные процедуры регулирования научной деятельности направлены на получение и легитимизацию нового знания. Процедуры могут включать ведение реестра авторов научных результатов, формальное описание базы научных знаний или иное.
     Правовое регулирование научной деятельности должно учитывать следующие обстоятельства: новое научное знание человек не создает, а лишь обнаруживает или проявляет; формирование нового знания является результатом деятельности физического лица, а не организации; обеспечение доступности исследовательского процесса, направленного на получение нового научного знания, для каждого члена общества; необходимость учета имущественных и не имущественных прав на научное знание, а также, что, в свою очередь, все стадии доведения до практического использования нового научного знание, как правило, является результатом деятельности организации.
     Государственная власть является высшей формой публичной власти, поскольку, во-первых, ее социальный источник - особый территориальный коллектив, народ всей страны, во-вторых, в силу этого только она обладает суверенным характером, является суверенной разновидностью публичной власти, в-третьих, только она может регулировать все вопросы жизнедеятельности общества, в-четвертых, именно она юридически наделяет кругом предметов ведения и полномочиями остальные публичные территориальные коллективы, наделяет основами компетенции их органы. Государство - официальный представитель всего общества страны в его государственных границах и на международной арене. Власть  субъектов Российской Федерации  по предметам их ведения (в том числе совместным с Федерацией) названа в Конституции Российской Федерации   государственной властью. Правительство Российской Федерации организует единую государственную политику в области образования и науки. В ст. 10 Конституции Российской Федерации  названы три упомянутые ветви государственной власти, но в ст. 11 говорится также о государственной власти Президента Российской Федерации.