АВ 2010г. Выпуск 17 Законодательное обеспечение государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в соответствии с целями и задачами реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации


  Драганов В.Г., первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности.
     Спасибо большое, Юрий Алексеевич.
     Уважаемые  наши гости, уважаемые депутаты, коллеги!
     Комитет по промышленности весьма остро ставит вопросы о состоянии военно-промышленного  комплекса. Мы крайне озабочены и низкими темпами модернизации и особенно, уважаемые представители правительства, Владислав Николаевич (Путилин) и, конечно же, Антон Германович (Силуанов), мы крайне озабочены непоследовательностью правительства в реализации намеченных неоднократно, стратегических в том числе, и обнародованных президентом и премьером целей. Я хочу сразу оговориться, мы отделяем позицию президента и премьера от линии некоторых министерств на чёткое исполнение поручений, которые дают премьер и президент.
    Я напомню, что премьер-министр Владимир Путин является ещё и лидером нашей партии. И нам небезразлично, как в некоторых министерствах решаются проблемы  финансирования, Но еще в большей степени нам небезразличны запоздалые инициативы правительства  по созданию надлежащей законодательной базы для  стимулирования внутри крупных корпораций военно-промышленного комплекса конкуренции. Эти инициативы направлены на то, чтобы предпринять попытку сократить отставание на, как одни говорят, 15 лет, другие - на 30. Дело не в цифрах.  Когда в Государственной Думе на пленарном заседании присутствуют представители ВПК, то они высказывают очень компетентные профессиональные и открытые суждения. Сергей  Борисович Иванов заявил, спасибо ему откровенно. Что доля комплектующих баз так называемого  "хайтека" в гражданском секторе составляет 10 процентов всего лишь, а в ВПК, тут Владислав Николаевич меня поправит, не более 50. Это, конечно, никак не обеспечивает ни высших национальных интересов, ни  экономической модернизации, ни решения социальных вопросов, поскольку  от того, как будет быстро идти модернизация в военно-промышленном комплексе, зависит социальное самочувствие  граждан России.  Мы - страна с колоссальным промышленным потенциалом, до сих пор сосредоточенным главным образом в военно-промышленном комплексе.  
     Я хочу сказать, что, несмотря на  некоторое жёсткое начало моего выступления, мы с уважением относимся к  целому списку стратегий, которые Министерством промышленности утверждены, мы  помогали и содействовали продвижению этих стратегий. Мы  понимаем Министерство финансов, но не всегда до конца. Почему и ФЦП, и отдельные, в том числе и бюджетные обязательства могут не выполняться  в срок? Хотя справедливости ради нужно сказать, что стало гораздо лучше. По крайней мере, в рамках антикризисной тематики обязательства, принятые государством, перед отраслью, в том числе, как нам известно в Комитете по промышленности, в основном выполнены.
     Я хочу вернуть нас, себя, в первую очередь, к огарёвскому совещанию, которое мне кажется весьма и весьма значимым для жизни и развития ОПК. И напомнить, что когда Владимир Владимирович Путин перечислял основные приоритеты, то ведь он в первую очередь говорил опять-таки о коренной модернизации производственной базы. Это, конечно, Ахиллесова пята. Там техническая отсталость, доставшаяся в наследство, и очень слабые попытки диверсифицировать эту деятельность, продвигая её вглубь малого бизнеса, и так далее.
    В этом смысле поставленная там же задача улучшения взаимодействия государственных заказчиков с поставщиками и военной техники - это ведь старая-старая проблема.
    Конечно, мы понимаем, что многое ещё нужно сделать для того, чтобы дебюрократизировать эти технологии. С другой стороны, мы все находимся под грузом ответственности некоторых, скажем мягко, нюансов и специфики отрасли.
     Но в то же время брошу один такой тезис общего порядка, прошу не искать в нём каких-нибудь случайностей. Мы обязаны хранить секреты, мы обязаны думать о высших национальных интересах, но не за счёт малого бизнеса, который туда не пускают, и там ограничивают.
    Я вам приведу простой пример. В моём избирательном округе есть ЗАТО. Серьёзная войсковая часть обеспечивает важные стратегические интересы. Люди живут на скудные бюджетные деньги. Вы извините, что я так говорю: скудные. Но какое там может быть большое финансирование в муниципальном образовании с населением пять тысяч? Откуда нужно взять деньги? Конечно, от создания рабочих мест и от создания производств. Сплошь ограничения, потому что люди живут на территории очень важного стратегического объекта. Иначе как недоразумением это не назовёшь. Это всего лишь пример.
    Наконец, мне кажется, что депутаты, по крайней мере, в Комитете по промышленности, несмотря на критику, должны проводить устойчивую линию на увеличение финансирования государственного участия в стратегически важных отраслях. В этом у меня нет никакого сомнения. И прошу меня не заподозрить в каких-то старых атавизмах.
     С другой стороны, я не понимаю: почему в Министерстве финансов не хотят поддерживать нас и разрабатывать закон о промышленной политике? Именно в этом законе можно записать нормы, которые смогут обеспечить разумный баланс между соблазном деньги вбухать, или этого не делать, между интересами стимулирования малого бизнеса в ВПК, между интересами стратегических отраслей и нужд гражданского общения, с тем, чтобы и у правительства, и у министерств, и у заказчиков, и у поставщиков были обязанности записаны в бюджете, которые будут вытекать из этого   закона о промышленной политике.
         Мы не идём по пресловутым заманчивым, банальным льготам, преференциям, таможенным налогам, мы предлагаем другие инструменты. У нас сегодня один сторонник, и то очень робкий - Министерство промышленности. Я уверен, что мы примем закон "О промышленной политике", мы будем расширять легитимность своего настойчивого наступления в этом направлении.
       Если не нравится вам словосочетание "промышленная политика", то назовите  по-другому. Но суть в том, что не может такая огромная экономика с таким колоссальным промышленным потенциалом самостоятельно, только на рыночных условиях, выжить. Обратитесь к истории других государств, в том числе с ярко выраженным капиталистическим укладом, и не только.
    Я по духу рыночник, я по духу человек демократически настроенный. Но я знаю, что моё Отечество будет жить только тогда, когда государство будет участвовать в жизни правительства и в его развитии реально. И дело совсем не в деньгах, а в законах, в инструментах стимулирования, мотивации и поддержки.
    Извините, что моё выступление было несколько эмоциональным. Я совсем этого не хотел. Спасибо большое.
    Председательствующий. Спасибо, спасибо большое, Валерий Гаврилович.
    Уважаемые товарищи, переходим к выступлениям. Первым я приглашаю ВИО начальника вооружения Вооружённых Сил Российской Федерации Олега Петровича Фролова выступить по теме: "Соответствие нормативной правовой базы задачам Государственной программы вооружения, обеспечению выполнения государственного оборонного заказа и проведению реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации". Пожалуйста, Олег Петрович.