МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


МОРОЗОВ О.В. Уважаемые коллеги! В Государственной Думе складывается очень хорошая практика системной работы с регионами, причём на всех уровнях. Некоторое время тому назад мы обратили внимание на то, что законодательные инициативы субъектов Федерации очень часто не получают поддержку в Государственной Думе и, естественно, это вызывало у регионов вполне оправданные вопросы.
     Мы провели некое исследование и выяснили, что порядка 2-3 процентов от общего числа законодательных инициатив субъектов Федерации получали в Думе поддержку. Тогда мы стали думать о том, как всё-таки наладить эту работу, сделать её более системной, последовательной. Сделать так, чтобы то, на что реагируют региональные законодатели, получало бы адекватную поддержку в Государственной Думе. И вот мы начали создавать такую систему, причём, она многоуровневая. Я знаю, что у нас по линии Аппарата Государственной Думы ведётся тоже системная работа с аппаратами законодательных органов власти субъектов Федерации, в том числе сегодняшний ваш семинар является отражением этой работы.
    Затем мы создали систему предварительной экспертизы законодательных инициатив субъектов Федерации. Прямо скажу, что это дополнительная нагрузка, которую мы взяли на себя. Профильные комитеты, Экспертный совет парламентского большинства, наша фракция ЕДИНАЯ РОССИЯ , наше Правовое управление, которые, скажем так, в факультативном режиме дают предварительную экспертизу тех законодательных инициатив, которые готовятся в субъектах Федерации. Это не означает, что наш вердикт в ходе этой экспертизы является окончательным и бесповоротным. Но после того, как наши эксперты смотрят законопроект, высказывают свои рекомендации, которые могут быть учтены на субъектовом уровне, к нам эта законодательная инициатива либо не возвращается, если субъект Федерации видит, что замечания носят существенный характер и законодательная инициатива не имеет перспектив, либо возвращается уже в доработанном виде и получает перспективу.
    На сегодняшний день мы можем сказать, что у нас процент прохождения через Думу законодательных инициатив субъектов Федерации сейчас где-то на уровне 12-13 процентов - это достаточно высокий показатель. Могу сказать, что если сравнить это с законодательными инициативами нашими же, имеется в виду депутатскими законодательными инициативами, то эти цифры вполне сопоставимые.
    Должен сказать, что мы создали и ещё один, на мой взгляд, очень важный механизм, который сейчас заработал, фактически уже заработал. Мы создали Ассамблею российских законодателей, в которую вошли представители всех законодательных органов власти субъектов Федерации. И мы создали и рабочий инструмент этого органа, у нас сейчас созданы комиссии по различным направлениям права, они не совпадают, эти комиссии, в полной мере с комиссиями и комитетами в Государственной Думе ни числом, ни названием, но аккумулируют практически всю ту проблематику, которая касается существующего законодательства. Причём, эти комиссии на паритетных началах возглавляет председатель комитета Думы, одного из профильных комитетов, и представитель, как правило, это председатель Законодательного Собрания одного из субъектов Федерации. Они являются сопредседателями этих комиссий, через которые мы тоже собираемся наладить взаимодействие при рассмотрении законодательных инициатив между субъектом Федерации и Государственной Думой, чтобы предварительно туда стекались все законодательные инициативы. Мы, конечно, заинтересованы, чтобы эти законодательные инициативы предварительно обсуждались хотя бы на уровне вот этих вот территориальных ассамблей (они, по-моему, по-другому как-то называются), объединения законодателей по федеральным округам. И такой опыт, кстати, есть, например, в Центральном федеральном округе, они, как правило, все свои законодательные инициативы всех своих субъектов предварительно рассматривают на этих заседаниях. Вот мы хотим создать достаточно эффективную, понятную, работоспособную систему продвижения тех или иных законодательных инициатив субъекта Федерации на федеральный уровень.
     И тогда, как мы уже сейчас видим, во-первых, число брака юридического, очевидного брака становится намного ниже, потому что прямо скажу, и здесь я обращаюсь к вам, как представителям аналитических управлений, что очень часто законодательные инициативы субъектов Федерации (не в обиду им будет сказано) откровенно не вписываются в логику современного права, в логику Конституции. И заведомо эти инициативы обречены на то, что иногда мы обязаны их просто вернуть, даже без рассмотрения, хотя мы стараемся этого не делать. Но если Правовое управление устанавливает, что эта инициатива противоречит Конституции, мы даже не можем принимать её к рассмотрению.
     Понятно, что это скрупулёзная работа, которая должна вестись на субъектовом уровне. И каждая законодательная инициатива, которая выходит от субъекта, она, конечно, должна быть продиктована не только тем, что это некая реакция на происходящие процессы или на то, что что-то там хочется подправить субъекту. Это ещё и должна быть качественная правовая, юридическая работа для того, чтобы это в итоге, действительно, стало законопроектом. Хочу обратить ваше внимание ещё и на то, что в последнее время мы принимали целый ряд законодательных инициатив субъектов, которые имеют, скажу так, такое крупное политическое звучание.
    Ну, вот вы знаете, что мы сейчас на законодательном уровне протранслировали норму, которая сейчас является нормой Конституции и которая, кстати говоря, будет реализована в ближайший вторник - это отчёт Правительства перед парламентом, перед Государственной Думой, в том числе по вопросам, поставленным депутатами. И у нас во вторник будет выступать с таким отчётом Владимир Владимирович Путин. И мы сейчас на Совете, почему, собственно, я задержался и приношу вам свои извинения, мы подробно обсуждали процедуру, по которой будем организовывать этот отчёт.
    Так вот, эта норма сегодня протранслирована на субъектовый уровень, и законодательная инициатива принадлежала оренбуржцам. Они внесли эту законодательную инициативу. И эта законодательная инициатива была поддержана Государственной Думой. Другими словами я хочу сказать, что мы все: и мы на федеральном уровне, и вы на субъектовом - мы нуждаемся в такой системной, последовательной работе, создании механизмов, которые позволяли бы нам совершенствовать всю политическую правовую систему в нашей стране. Кстати сказать, сейчас принят целый ряд важных законодательных инициатив Президента, он реализует ту программу, которую он заявил в своём Послании Федеральному Собранию. И все эти инициативы прямо касаются субъектов Федерации. Собственно, они практически и направлены на совершенствование политических процессов, повышение конкурентности политической борьбы, прав малых партий на уровне субъектов Федерации. И понятно, что вам, видимо, придётся внимательно посмотреть, я имею в виду вашим законодателям и вам, как людям, которые работают вместе с ними, придётся внимательно посмотреть на то, как нужно будет инкорпорировать эти федеральные нормы, вернее, как ваши нормы регионального законодательства скоррелировать с нормами федерального законодательства. Я думаю, что это потребуется сделать практически всем.
     Ну вот, собственно, всё, что я хотел сказать в качестве такого приветственного слова для открытия вашей работы. Поэтому я хотел бы пожелать успеха в работе вашего семинара-совещания. И предлагаю к этой работе приступить. Спасибо. Если у вас есть какие-то ко мне вопросы, то я располагаю ещё до 11 часов временем, я могу отвечать на вопросы. Если вопросов нет, можно будет сразу перейти к выступлениям моих коллег. Если есть, пожалуйста, я готов.
     ШУВАЛОВ Ю.Е. Видимо, нет. Спасибо, Олег Викторович. Я хотел бы предоставить слово Руководителю Аппарата Государственной Думы Сигуткину Алексею Алексеевичу.