МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


ПАНКРАТОВ В.Г. Добрый день, уважаемые коллеги!
    Вот мы достаточное количество времени сегодня работаем, поэтому я просто не буду зачитывать весь тот доклад, который своим выступлением подготовил, а просто вот фрагментально поделюсь, может быть, некоторыми моментами, некоторыми своими проблемами, которые, на наш взгляд, были бы интересны всем вот таким вот подразделениям Законодательных Собраний субъектов Российской Федерации.
    Вот для того чтобы как-то формализовать, урегулировать, норматировать информационно-аналитическую деятельность, мы два года назад, когда были избраны депутаты уже четвёртого созыва, мы издали соответствующее распоряжение председателя Думы об информационном, аналитическом, правовом и консультативном обеспечении деятельности депутатов нашей Думы. И вот этим распоряжением председателя Думы мы утвердили регламенты и стандарты подготовки аналитических материалов.
    Здесь мы изучили опыт аналитических служб и других субъектов, и Государственной Думы, и Совета Федерации. И вот, кстати, о чём говорилось, вот эта трудоёмкость на подготовку материалов. Мы вот этим распоряжением действительно попытались урегулировать: сколько дней, за сколько дней, в каком виде подаётся заявка. И в этом же распоряжении указано и техническое задание. То есть заказчик: будь то отдел комитета или какой-то депутат, или какой-то комитет, он формирует требования содержания аналитических материалов. И в зависимости от этого мы и готовим информационно-аналитические или информационно-справочные материалы.
    Вот для получения... Это, наверное, важно, вот какая-то достоверная и полная информация. Мы в прошлом году заключили соглашение с правительством Самарской области о сотрудничестве и об обмене информационными, аналитическими и справочными материалами.
     И, по крайней мере, наряду вот с такими традиционными запросами, когда депутат запрашивает отраслевые министерства какие-то там, ссылаясь на ту или иную статью закона, мы вот, ссылаясь на тот или иной пункт вот этого соглашения, получаем от отраслевых министерств и департаментов материалы, которые также используем при подготовке аналитических материалов.
    Это вот в прошлом году заключено было такое соглашение.
    Но вся информационно-аналитическая деятельность, она осуществляется в разных формах: бывают и объёмные, и подробные информационно-аналитические записки. Но вот в последнее время возрастает роль представительских функций депутатов. И поэтому здесь уже появляются аналитические материалы, как мы их условно называем, малой формы: короткие и конкретные справки, записки, телефонные индивидуальные консультации, брифинги, для того чтобы обеспечить материалов вот именно представительские функции наших депутатов.
    Вот в целях информирования депутатского корпуса о деятельности федеральных и областных законов и нормативных актов органов местного самоуправления на территории области мы уже пять лет ведём мониторинг законодательства и выпускаем ежегодные доклады о состоянии законодательства. Ну вот пятый доклад в этом году за 2009 год. На сайтах все эти доклады опубликованы.
     И вот к мониторингу привлекаются депутаты всех уровней, представители отраслевых органов и местного самоуправления, общественные организации, правоприменители, учёные, специалисты.
    Наша вот губернская Дума заключила договора о сотрудничестве с 18 вузами, крупными и серьёзными вузами нашего региона по участию в мониторинге, в законотворчестве.
     По проблемным вопросам (вычленяются проблемные вопросы) на портале нашей Думы открываются Интернет-форумы, и здесь мы проводим вот такой интерактивный опрос и также используем эти материалы для того, чтобы потом вносить те или иные изменения в законодательства.
     Во время проведения мониторинга законодательства, и вот недавно тоже и на Совете Федерации, на совещании шла речь, сегодня уже необходимо большее значение уделять прогнозу принятия того или иного закона. И вот для того, чтобы нам более точно, более адресно, а главное, более эффективно работал закон, мы внесли соответствующие изменения в порядок разработки, внесения, принятия законов Самарской области, и предусмотрели направлять наши проекты законов на общественную экспертизу и в Общественную палату Самарской области, и создали специальный общественно-правовой центр. Вот в этом общественно-правовом центре 13 человек, 11 из них юристы, специалисты по тем или иным отраслям права, представители госорганов, общественных организаций, и они проводят и комплексные, и узкоспециальные научные экспертизы.
     Надо сказать, что ещё по экспертизе законов и подготовке материалов очень активно работает общественный совет при Самарской Губернской Думе. И теперь при рассмотрении того или иного законопроекта на отраслевых отделах комитетов, на Совете Думы, на принятии Думы обязательным условием является учитывание мнений этой экспертизы как и общественно-правового центра, так и общественного совета.
     Важное направление информационно-аналитической деятельности заключается в создании информационных ресурсов и подготовке аналитических материалов. И мы у себя в Самарской Губернской Думе сегодня создали различные тематические, информационные ресурсы, и всеми правдами и неправдами стараемся, чтобы использование этих ресурсов, они трудоемкие по созданию, было эффективным, и они использовались бы. И опять тоже попытались здесь урегулировать и выпустили ещё одно распоряжение Председателя Думы Об информационно-справочном обеспечении деятельности депутатов , где конкретно всё расписали, каким ресурсом за снятие информации, допустим, за обобщение информации с этого ресурса. Кто вот отвечает? Информационно-аналитическое управление, аналитический отдел или помощники депутатов, секретариат или отраслевые комитеты.
     Но надо сказать, что законодательный орган такие регламентные стандарты, они, ну, если работники аппарата - они как бы законопослушные более, то секретариаты и сами депутаты, конечно, здесь приходится тяжеловато, но идем навстречу, и чаще всего работу выполняем за них, хотя пытаемся всё больше и больше приучить наших депутатов через своих помощников самостоятельно использовать наши информационные ресурсы.
     Но поскольку прошлые два года были печальными, мы создали новый информационный ресурс, антикризисные меры , и сейчас вот ресурс посткризисного периода . И вот на этом ресурсе была создана опять же распоряжением Председателя специальная рабочая группа, мы обобщали, накапливали опыты регионов по противодействию мировому финансовому кризису. И сегодня опыт регионов, опыт других субъектов о том, какими способами, путями они выходят из посткризисного пространства. Вот два таких интересных ресурса.
     Наряду с вышеупомянутыми ресурсами у нас, естественно, создана, я думаю, у вас она тоже, база данных статистики, у нас заключены договоры со статистиками, причем как по федеральному списку, так и по дополнительному. И вот эту статистику мы также используем в подготовке информационно-аналитических материалов. Вот очень активно в последнее время мы используем сайт Общественной палаты, вот то, что касается экспертизы законов. И интересные материалы, авторитетные люди.
     И последнее. Я хотел сказать, что есть Совет Федерации, вот у нас, наверное, как бы пятый раз отвечает, что портал Самарской Губернской Думы, он как бы один из лучших. Мы два раза занимали, три раза, первые места, сейчас специальными дипломами. И вот на нашем портале мы периодически открываем те или иные моменты, ведём форум для проведения социологических исследований, опросов, это постоянно действующая работа у нас там. Открываем правовые консультации для населения, где мы не только основные вопросы, которые интересуют население по действию, по норме того или иного закона, но и вот в данный момент очень интересную схему сделали мы, как бы реализацию закона, вот то, что касается качества жизни граждан, мы сделали в виде схем, таких листовок, куда гражданину пойти. Например, он хочет приватизировать дачу или, условно говоря, оформить землю под гаражом, и вот стрелочками там такие цветные листовочки, куда, чего, с каким набором документов ходить.
    Ещё интересная серия. Мы в прошлом году создали новый ресурс - это сайт молодёжного парламента и ещё ресурс для детей, юным гражданам Самарской губернии, а также их родителям. И вот сегодня уже занимаемся тем самым правовым просвещением, начиная уже со среднего возраста в школах, и издаём вот такую специальную серию - Парламентские уроки , - это цветные, где в доступной форме мы также юным гражданам нашей губернии рассказываем о нашем законодательстве. В, общем-то, всё, коротко.
    И, единственное, я хотел бы ещё отметить, вот то, что деятельность Парламентской библиотеки, создание ваших информационных ресурсов. Да, мы тоже сегодня закупили для своего справочного кабинета программу для того, чтобы по ключевым словам можно было отделом комитетов и так далее делать, но мы ориентируемся на вас. И, правда, у нас, как правило, по одному из специалистов занимаются, это в рамках наших аналитических управлений. То есть, мы считаем, что деятельность парламентской библиотеки - это наша перспектива на сегодня, по крайней мере, в создании и использовании информационных ресурсов. Спасибо вам.
    БЕЛОУСОВ А.Н. Спасибо, Валерий Геннадьевич. Я хотел бы предоставить слово Федотовой Марине Фёдоровне, начальнику аналитического сопровождения законодательной деятельности Информационно-аналитического управления Аппарата Московской городской Думы.