МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


ШИРЯЕВА Я.Д. Добрый день!
    Я хотела бы рассказать о статистических источниках обеспечения деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Аналитическим обеспечением деятельности собрания занимается сектор аналитического и правового обеспечения в составе Юридического управления аппарата.
    Мы готовим статистические справочные аналитические материалы для депутатов по различным проблемам. Одной из задач сектора является выполнение заявок на информационно-аналитическое обслуживание, которые поступают не только от депутатов, но и от Комитета по законодательству, постоянных и профильных комиссий Законодательного Собрания.
    Мы разделили заявки на информационно-аналитическое обслуживание на три вида. Первый - это заявки, для выполнения которых необходима преимущественно статистическая информация. Второй вид - те заявки, для выполнения которых необходимы преимущественно аналитические материал. И очень небольшой процент заявок - это примерно менее пяти - менее двух процентов те, на которые дать исчерпывающий ответ невозможно или затруднительно по объективным причинам.
    Я привела примеры заявок, для которых необходима статистическая информация. Например, запрашивают статистические данные по уровню жизни населения, бедности, доходов, численности пенсионеров, сирот и детей в Санкт-Петербурге и так далее. Очень разнообразные заявки, и нужно сказать, что запрос статистической информации с началом кризиса резко возрос.
    Заявки, для выполнения которых необходим преимущественно аналитический материал. Например, могут спрашивать о коррупции и антикоррупционных мерах в России, о подростковом алкоголизме и так далее. И, например, те заявки, на которые мы не можем ответить в полной мере по объективным причинам. Например, у нас запросили сведения об общей численности госслужащих в Российской Федерации. При этом попросили учесть гражданских служащих, а также МВД России, Минобороны, службу внешней разведки, ФСБ, ФСО. Понятно, что на такой вопрос мы в полной мере ответить не можем.
    Пять особенностей заявок. Интересует не только положение дел в Петербурге, но также и в регионах Российской Федерации и различных странах. Хотят самые свежие данные, которые ещё не доступны из официальной статистики, и тут нам приходится выворачиваться, использовать связи, хорошие связи с Петростатом.
    Существуют запросы, для выполнения которых требуется доступ к ведомственной статистике, а этом зачастую затруднительно. И вот встречаются запросы о сведениях, отнесённых к гостайне, в соответствии с Законом Российской Федерации О государственной тайне .
    И типичная проблема - существует дефицит времени на выполнение заявок, как говорится депутаты хотят, чтобы всё было готово ещё вчера. Мы сотрудничаем с Петростатом в плане получения официальной статинформации, это территориальный орган федеральной государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Петростат является одним из крупнейших в системе госстатистики России, и руководит госстатистикой на территории двух крупных субъектов Российской Федерации: и Петербурга, и Ленинградской области.
    Тут показаны следующие виды статпубликации, которые мы получаем от Петростата, начиная от сборников, бюллетеней, экономических докладов. Например, очень востребован у депутатов и их помощников доклад Социально-экономической положение Санкт-Петербурга и Ленобласти . Он ежемесячный, и характеризует экономическую ситуацию на основе срочной отчётности.
     Мы пользуемся изданиями статкомитета СНГ очень полезной, по нашему мнению, - статистический бюллетень - Статистика СНГ , выходит два раза в месяц. В нём зачастую информация по России та, которая не публикуется Росстатом и различные издания Росстата и издания Петростата. Мы видим, начиная от валового регионального продукта Санкт-Петербурга и заканчивая агропромышленным комплексом.
    Мы выделили следующие недостатки российской официальной статистики. Во-первых, отсутствует система статпоказателей по организационно-правовым формам. Мы не можем выделить, что происходит с СО, что происходит с различными акционерными обществами, с ГУПами. Не сформирована система показателей экономического роста, хотя в большинстве случаев нужно доказывать именно экономический рост.
    Российской статистикой прекращён расчёт качественных показателей экономики, таких как фонда Вооружённость , фонда Отдача , производительность труда. Не оценивается национальное богатство. Очень серьёзный недостаток, что отсутствует городская и муниципальная статистика. Произошёл регресс статистики ... поведения, не развивается гендерная статистика. В Росстате совершенно некорректные группировки, во многих случаях по возрасту, по среднедушевым доходам. Они зачастую останавливаются, например, на среднедушевом доходе 5 тысяч рублей, а дальше пишут - 5 тысяч и более.
    Не завершена ещё система национальных счетов, идёт обновление, и не корректная статистика инновационной деятельности. Встречаются методологические серьёзнейшие ошибки в официальных публикациях Росстата.
    Хотелось бы привести пример выполнения заявки депутата. Запросили проанализировать процесс приватизации объектов недвижимости малым и средним бизнесом. Как мы знаем, был в 2008 году принят 159 федеральный закон, который разрешил приватизацию субъектов малого и среднего предпринимательства, объектов нежилого фонда.
    Мы пользовались открытыми данными КУГИ Санкт-Петербурга. Взяли распоряжение КУГИ, которые касаются выкупа нежилых помещений, посмотрели, что происходит, завели в базу данных, осуществили группировку, после этого рассчитали статистические показатели.
    Сами показатели рассчитаны за 8 месяцев 2009 года. Всего в базе было, в информационно-поисковой системе кодекса размещено 303 распоряжения КУГИ. При этом удовлетворено менее половины заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства. Очень часто, когда один субъект претендует на выкуп сразу нескольких объектов. На 303 помещения претендовали 251 субъект малого предпринимательства, на два объекта - 31 предприятие.
    Рассмотрели мы вариацию по организационно-правовым формам, по регистрации и выяснили, что, например, большинство индивидуальных предпринимателей, которые участвуют в малой приватизации - это мужчины, их 56 процентов.
    Рассмотрели динамику принятия распоряжений КУГИ. Хотя доступна приватизация стала с января месяца, первые распоряжения, три процента, появились только в апреле. Дальше, в июле-августе количество распоряжений КУГИ возросло.
    Варьирует площадь выкупаемого объекта, в основном более 50 процентов до 150 метров хотят выкупить. Варьирует и стоимость выкупаемых помещений. Примерно половина помещений стоит до 2 до 6 миллионов рублей. Нужно сказать, что встречаются совершенно фантастические случаи. У нас за один объект площадью 338 квадратных метров, которые находятся в центральном районе Санкт-Петербурга, была назначена такая сумма выкупа, как 112,5 миллиона рублей. Рассмотрели, варьирует НДС при выкупе. Большая часть малых и средних предприятий собирается выкупать с рассрочкой, которая предоставляется по желанию, с максимальной - восемь кварталов, таких 80 процентов.
     Ежеквартальный платёж достаточно высок, больше чем у половины малых и средних предприятий составляет от 250 тысяч до полутора миллионов рублей. Ну и цена достаточно велика, цена квадратного метра выкупаемых помещений. Мы отсортировали по районам, и выяснилось, что больше всего хотят выкупать в районах, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга, в центральном, Петроградском, Василеостровском, и там же назначена наибольшая цена выкупа. Как мы видим, идёт процесс малой приватизации, вот один из примеров.
    Какие мы выводы можем сделать по статистическим источникам обеспечения деятельности? Во-первых, необходимо регулярное поступление оперативной статинформации, которая бы позволила нам оценивать состояние и динамику развития региона, а также проводить сравнительные межрегиональные и межстрановые исследования.
     Необходимо обеспечить и постоянные контакты с исследовательскими институтами и организациями для получения аналитических материалов, которые позволят получать всестороннее представление о взаимосвязях социально-экономических процессов в регионе и стране в целом. Современная российская статистика, к сожалению, не позволяет нам в полной мере отвечать на запросы депутатов. И возникают большие трудности с получением ведомственной статистики, медицинской, МВД, госнаркоконтроля.
    Ну и нужно сказать, что нас очень сильно выручает участие в научно-практических конференциях и семинарах, которые проводятся университетами и исследовательскими институтами, поскольку позволяют получать комплексную и дополнительную информацию, а также результаты исследовательских проектов, проводимых ими, и освещающих социально-экономическую ситуацию. И это также компенсирует недостаточность сведений ведомственной статистики. Спасибо.

Аналитическая деятельность в
Законодательном Собрании Санкт-Петербурга

     - Аналитическим обеспечением деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга занимается сектор аналитическо-правового обеспечения юридического управления Аппарата.
     - Сектор готовит статистические, справочные и аналитические материалы для депутатов по проблемам развития Санкт-Петербурга, требующим законодательного регулирования, а также по вопросам эффективности законодательного процесса, обобщает отечественный и зарубежный парламентский опыт.
    - Одной из задач сектора является выполнение заявок на информационно-аналитическое обслуживание, поступающих от депутатов, комитета по законодательству, постоянных и профильных комиссий ЗС СПб.
    

Заявки на информационно-аналитическое обслуживание

     - заявки, для выполнения которых необходима преимущественно статистическая информация;
    - заявки, для выполнения которых необходимы преимущественно аналитические материалы;
    - заявки, на которые дать исчерпывающий ответ невозможно или затруднительно по объективным причинам.

    

Заявки, для выполнения которых необходима
статистическая информация

     - Численность населения по районам Санкт-Петербурга за 2007-2009 гг. и методика ее расчета.
     - Статистические данные по уровню жизни населения, бедности, доходов, численности пенсионеров, сирот и детей в Санкт-Петербурге.
    - Количество детей, родившихся в 2008-2009 гг. в РФ (двойняшки, тройняшки и т.д.).
     - Численность женщин, родивших детей в 2008-2009 гг. в РФ. Средняя зарплата женщин в 2008 г.
    - Число уволенных работников; количество и перечень предприятий, перешедших на сокращенную рабочую неделю/день; задолженность по выплате заработной платы и снижение уровня оплаты труда.
    - Заработная плата работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
    - Динамика социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
    - Объемы потребления молока на душу населения в РФ, в субъектах РФ, в мире.

    

Заявки, для выполнения которых необходимы
преимущественно аналитические материалы

     - Развитие малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге и других регионах РФ.
    - Проблемы социального обеспечения инвалидов и детей-инвалидов в Санкт-Петербурге, а также проблемы организации среды для жизнедеятельности инвалидов и детей-инвалидов.
    - Права ребенка и защита материнства и детства в РФ и Санкт-Петербурге.
    - Коррупция и антикоррупционные меры в РФ.
    - Подростковый алкоголизм: законодательство, статистика, решение проблемы.
    - Состояние и законодательное обеспечение безопасности аттракционов в Санкт-Петербурге.
    - Воинский призыв в Санкт-Петербурге. Проблемы патриотического воспитания молодежи Санкт-Петербурга.
    - Бюджетная политика в Санкт-Петербурге.
    - Инновационная политика России и Правительства Санкт-Петербурга.
     - Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Санкт-Петербурга. Экологическая защита населения Санкт-Петербурга.

Заявки, на которые дать исчерпывающий ответ невозможно
или затруднительно по объективным причинам

     - Сведения об общей (суммарной) численности государственных служащих в РФ. При определении общей (суммарной) численности государственных служащих учесть гражданских служащих, а также МВД России, Минобороны России, ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ФСО России.
     - Сведения об общей (суммарной) численности лиц, работающих в государственном секторе экономики, получающих заработную плату за счет средств федерального бюджета.

    

Особенности заявок
на информационно-аналитическое обслуживание

     - часто интересует не только положение дел в СПб, а также в регионах РФ и в различных странах;
    - интересует самые свежие данные, которые еще не доступны из официальной статистики;
    - существуют запросы, при выполнении которых требуется ведомственная статистика, доступ к которой затруднен;
    - встречаются запросы о сведениях, отнесенных к государственной тайне в соответствии с Законом РФ О государственной тайне ;
    - существует дефицит времени на выполнение заявок.

    

Петростат

     - Официальную статистическую информацию, касающуюся СПб, сектор аналитическо-правового обеспечения получает от Петростата (Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
     - Петростат является одним из крупнейших в системе государственной статистики России, он осуществляет руководство государственной статистикой на территории двух субъектов РФ - Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    

Основные виды статистических публикаций

     - Сборник - статистическое издание, содержащее данные в динамике, может содержать информацию по нескольким видам экономической деятельности или характеризовать крупную экономическую тему, например: Валовой региональный продукт Санкт-Петербурга и Ленинградской области . Выпускается один раз в год или один раз в несколько лет.
     - Бюллетень - статистическое издание, содержащее данные с квартальной и (или) месячной периодичностью. Формируется на основе текущей отчетности, поэтому данные, могут быть скорректированы в последующих изданиях.
     Например, Строительство в Санкт-Петербурге , Наука и инновации Санкт-Петербурга и Ленинградской области .
    - Экономический доклад - статистическая публикация по отдельной проблеме. Помимо статистических таблиц и графиков содержит аналитические характеристики и заключения.
    Доклад Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области характеризует ежемесячную экономическую ситуацию. Оперативное издание, сформированное на основе срочной отчетности, представляет собой набор табличного и графического материала.
     - Экспресс-информация - оперативная статистическая информация по отдельному, узкому вопросу, подготавливаемая непосредственно после сбора и обработки статистических данных (на 2-3 день). Обычно предшествует выпуску бюллетеня или сборника, отличается краткостью - 1-2 страницы.
     Например, Средняя заработная плата одного работника в Санкт-Петербурге , Численность и состав безработных, трудоустройство населения Санкт-Петербурга .
    

Недостатки российской официальной статистики

     - Отсутствует система статистических показателей по организационно-правовым формам.
    - Не сформирована система показателей экономического роста.
    - Прекратился расчет качественных показателей экономики (производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и др.).
    - Нет оценки национального богатства.
    - Отсутствует городская и муниципальная статистика.

     - Регресс статистики девиантного поведения.
     - Не развивается гендерная статистика.
    - Некорректные группировки (по возрасту, по среднедушевым доходам).
    - Не завершена система национальных счетов.
    - Некорректна статистика инновационной деятельности.

    
ВЫВОДЫ

     - Необходимо регулярное поступление оперативной статистической информации, позволяющей оценивать как состояние и динамику развития региона, так и проводить сравнительные межрегиональные и даже межстрановые исследования.
    - Требуется обеспечить постоянные контакты с исследовательскими институтами и организациями в целях получения аналитических материалов, позволяющих получать всестороннее представление о взаимосвязях социально-экономических процессов в регионе и стране в целом.
    - Современная российская статистика не позволяет в полной мере отвечать на разнообразные запросы депутатов в силу недостаточного охвата различных областей и территориальных образований, а также слабой сопоставимости данных;
    - Возникают большие трудности с получением ведомственной статистики (МВД, медицинской, Госнаркоконтроль и пр.);
    - Участие в научно-практических конференциях и семинарах, проводимых университетами и исследовательскими институтами, позволяет получать комплексную дополнительную информацию и результаты исследовательских проектов, освещающих социально-экономическую ситуацию, а также компенсирует недостаточность сведений ведомственной статистики.

    
     БЕЛОУСОВ А.Н. Спасибо.
    Я хотел бы предоставить слово начальнику информационно-аналитического отдела аппарата Народного Хурала Республики Калмыкия Джорджиевой Ольге Борисовне.