АВ 2011г. Выпуск 4 "Проблемы нормативно-правового обеспечения борьбы с морским пиратством"

2.2. Современное состояние проблемы борьбы с морским пиратством у берегов Сомали

Международное Морское Бюро (ММБ, IMB) сообщило о 293 нападениях пиратов по всему миру в 2008 году, что на 11% больше, чем в 2007 [1]. Аденский залив, известный как «Аллея пиратов», был наиболее опасным местом в мире, так как здесь произошло 111 инцидентов. Существенный рост активности сомалийских пиратов привел к росту атак на суда почти вдвое в течение первого квартала 2009 года по сравнению с тем же периодом в 2008 году. В первые три месяца 2009 года в Центр отчетности о пиратах Международного Морского Бюро (IMB Piracy Reporting Centre) было доложено о 102 инцидентах, в то время как в первом квартале 2008 года произошло 53 нападения. Согласно ежеквартальному отчету, атаки возросли на 20% по сравнению с последним кварталом 2008 года[2].

Аналитики приписывают быстрый рост пиратства почти 20-летнему периоду беззакония и хаоса в Сомали, который наступил, когда силы США помогли изгнать исламистских правителей из боязни, что страна станет пристанищем террористов. В результате хаоса в стране более 1 миллиона человек потеряли кров, более трети населения нуждается в гуманитарной продовольственной помощи, чтобы выжить, и эта неспокойная обстановка распространилась и на морские судоходные пути, проходящие рядом со страной.

Жители Сомали считают, что пиратство началось в ответ на незаконный вылов рыбы, сброс токсичных отходов западными судами вблизи побережья Сомали. Они указывают на два направления пиратства: первое, которое представляло собой незаконный вылов рыбы иностранными траулерами и судами, которые в то же время сбрасывали промышленные, токсичные и, по некоторым сообщениям, даже ядерные отходы. Сомалийцы считают, что эти действия иностранных судов повлекли за собой все теперешние проблемы. И вторым направлением пиратства является охота на суда. Когда жители Сомали ощутили последствия сокращения морских ресурсов, загрязнения вод, бедность по всей стране – рыбаки стали пиратами, охотящимися на суда тех стран, которые сбрасывали отходы и вылавливали рыбу у их берегов[3].

В настоящее время в Аденском заливе можно выделить четыре вида присутствия военно-морских сил.

1. Силы коалиции (Coalition Task Force 150). Комбинированная целевая коалиция - это международная группа военно-морских сил. В составе коалиции военные корабли США, Великобритании, Франции, Канады, Германии, Пакистана и Дании. Кроме этих стран в патрулировании принимают участие также Австралия, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, Испания и Турция. Главная задача этих сил – борьба с терроризмом, что бы ни понималось под этим, и, скорее всего, самая главная – деблокада Ормузского залива, если Иран все-таки его заблокирует. Перекрытие Ормузского залива для мировой экономики будет страшнее и несравнимо болезненней, нежели перекрытие Суэцкого канала. Около 40% всей потребляемой миром нефти идет через Ормузский пролив, тогда как Суэцкий канал – это, все-таки, главным образом гигантские грузопотоки из Азии в Европу и США – готовая продукция дешевого китайского и индийского производства. Силы коалиции воспринимают борьбу с сомалийским пиратством как досадную и ненужную им нагрузку, а переориентировать их на пиратов очень сложно, если вообще возможно[4].

2. Корабль той или иной страны, снаряжаемый на некоторое время для охраны судов, следующих с гуманитарным продовольствием в Сомали. Корабль назначается по согласованию с ООН и Программой продовольственной гуманитарной помощи, и борьба с пиратством в его задачи не входит [5].

3. Самостоятельные силы отдельных государств – в лице Малайзии, направившей в регион три корабля своих ВМС с исключительной целью обеспечить безопасный проход судов отечественных судовладельцев. Компания MISC, два танкера которой находятся в сомалийском плену, а на контейнеровоз (океанский контейнеровоз с несколькими тысячами контейнеров на борту с грузом стоимостью сотни миллионов долларов) недавно было совершено нападение, является одним из крупнейших судовладельцев в мире. Компания имеет большое значение для экономики всей Малайзии. Защита судов MISC – это защита Малайзией своих национальных интересов[6].

4. В октябре 2008 года Евросоюз принял решение: а) создать в Брюсселе командный центр по борьбе с сомалийским пиратством; б) возможно, послать в Аденский залив многонациональное соединение кораблей именно и только для борьбы с пиратством, угрожающим экономике Евросоюза – если контейнеровозы, танкеры и сухогрузы пойдут в обход Суэцкого канала, это нанесет сильнейший удар как по экономике стран ЕС, так и по кошелькам рядовых граждан Европы, в том числе и граждан России[7].

Однако проблема не исчерпывается вопросом о формах и методах силового противодействия морскому пиратству. Сомалийское пиратство вскрыло массу юридически неурегулированных проблем и пробелов в международных отношениях. Например, что делать с захваченными пиратами? Куда, на какой берег какой страны их передавать, и для чего именно? «Существует решение Совбеза ООН о разрешении захода кораблей иностранных военно-морских сил в территориальные воды Сомали для борьбы с пиратством. Прежде всего, каждая конкретная страна должна получить разрешение от временного правительства Сомали, хотя это и формальность, но все-таки. Но самое главное – это суть решения. Технически разрешение преследовать пиратов в территориальных водах Сомали ничего не дает, это фикция. В территориальных водах Сомали давно уже ходят только сумасшедшие, все без исключения нападения и захваты происходят вне пределов этих вод и более того – в территориальных водах, например, Йемена. Как только пираты высадились на судно, так сразу вариант его силового освобождения исключается, он повлечет за собой гибель части или всего экипажа»[8]. В территориальные воды Сомали уводят уже захваченные суда, и преследующие пиратов корабли все равно ничего не смогут сделать. Патрулировать воды региона также давно уже следует не в территориальных водах Сомали, а в международных водах, пираты давным-давно выскакивают на захват не из бухточек вдоль побережья, а солидно выходят далеко в море на судах-базах, и чтобы их отлавливать, надо охотиться за судами-базами.

Как показывают факты, у берегов Сомали пираты нападают как на торговые, так и на пассажирские суда. Нападения пиратов (по природе своей абсолютно идентичные) могут иметь успех, а могут и встретить ожесточенное сопротивление со стороны экипажа и, соответственно, провалиться. Огласке предаются не все случаи захватов судов, поэтому есть смысл говорить о тысячах нападений, о которых мы просто не знаем. И, наконец, во всех широко известных случаях пираты освобождали заложников, получив требуемый выкуп, но никаких мер ответственности за совершенные ими действия не наступало.

2 июня 2008 года Совет Безопасности ООН, как уже упоминалось ранее, разрешил иностранным военным кораблям при преследовании пиратов входить в территориальные воды Сомали по согласованию с местными властями. Соответствующая резолюция за номером 1816 была подготовлена США и Францией и единогласно принята Советом Безопасности. Срок действия резолюции – 6 месяцев, после чего она должна всякий раз возобновляться. Уже 4 июня 2008 года канадский фрегат «Калгари», находящийся в зоне Аденского залива вместе с двумя другими канадскими кораблями в рамках операции по борьбе с терроризмом «Незыблемая свобода» сорвал захват пиратами торгового судна. Получив данные радиоперехвата о том, что торговое судно обстреляно пиратами из стрелкового оружия, командир фрегата направил к месту инцидента вертолет и изменил курс корабля. Увидев вертолет, два пиратских катера поспешили ретироваться в территориальные воды.

В настоящее время пиратам в той или иной мере противостоит несколько корабельных групп и отдельных кораблей. Это восемь кораблей, участвующих в антитеррористической операции «Незыблемая свобода», эскадра из семи кораблей НАТО, имеющая целевую задачу по борьбе с пиратством, один корабль от стран, откликнувшихся на призыв ПАМ (это по очереди были корабли от Франции, Дании, Голландии и Канады), российский сторожевой корабль «Неустрашимый» - всего 17 кораблей[9].

Группа пиратов была задержана в 2008 году британскими военными моряками при попытке нападения на датское грузовое судно в Аденском заливе. Следствие продолжалось два года. Прокурор требовал для пиратов пожизненного заключения, однако судья смягчил приговор, сославшись на молодость подсудимых [10]. Позднее – в 2010 году в Кении закончился судебный процесс над восемью сомалийскими пиратами, каждого из подсудимых приговорили к 20 годам тюремного заключения. В настоящее время в Кении ожидают суда более 100 подозреваемых в пиратстве граждан Сомали.

После того, как международное сообщество предприняло жесткие меры по борьбе с пиратством у берегов Сомали, возникли юридические трудности в организации процессов над пиратами.
Французские ВМС обезвредили сразу 35 сомалийских пиратов
Пострадавшие от захватов суда ходили под флагами различных государств, их команды состояли из иностранцев и зачастую были интернациональными, а груз принадлежал третьим странам. Для преодоления этих трудностей США, Европейский союз и Великобритания заключили соглашение, по условиям которого судить захваченных их военно-морскими силами пиратов будут в Кении, остальные же государства вправе судить пиратов по законам своей страны.

Однако известен также случай, когда Сомалийский пират Абдулвали Мусе, взятый в плен 12 апреля 2009 года в ходе операции по освобождению капитана Ричарда Филлипса у берегов Сомали, предстал перед судом США. 19-летний Мусе возглавлял группу из четырех пиратов, захвативших в заложники во время нападения 8 апреля 2009 года на американский контейнеровоз «Маерск Алабама» его капитана – Ричарда Филлипса. 12 апреля в ходе операции по освобождения Филлипса трое пиратов были убиты, а Абдулвали Мусе взят в плен[11]. Ранее США рассматривали возможность передачи Мусе для проведения суда над ним властям Кении, однако судебный процесс все же состоялся в суде Южного округа Нью-Йорка.




[1] Жуков А. Пираты на обломках государства // Независимая газета. 11 марта 2009

[2] Там же.

[3] Жуков А. Пираты на обломках государства // Независимая газета. 11 марта 2009.

[4] Войтенко М. Д. «Джентльмены удачи» не трепещут // Независимое военное обозрение. 10 марта 2008

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Войтенко М. Д. «Джентльмены удачи» не трепещут // Независимое военное обозрение. 10 марта 2008

[8] Войтенко М. Д. «Джентльмены удачи» не трепещут // Независимое военное обозрение. 10 марта 2008

[9] См. там же.

[10] В Кении вынесли приговор восьми сомалийским пиратам // Lenta.ru 11 марта 2010

[11] Там же.