АВ 2011г. Выпуск 5 "Федеральные государственные образовательные стандарты в школе"

Основные данные статистики

Основные показатели деятельности общеобразовательных учреждений на начало учебного года приведены в таблице.

Основные показатели деятельности общеобразовательных учреждений на начало учебного года

2005/

2006

2006/

2007

2007/

2008

2008/

2009

2009/

2010

Число общеобразовательных учреждений

63174

61028

57992

55792

53102

в том числе: государственных и муниципальных

60771

58669

55710

53568

50977

негосударственных

726

719

697

691

680

Государственных и муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений

1677

1640

1585

1533

1445

Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, тыс.человек

15631

14787

14174

13825

13689

в том числе: в государственных и муниципальных

15113

14291

13695

13363

13258

в негосударственных

72

71

71

73

71

в государственных и муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях

446

425

408

389

360

В Российской Федерации на начало 2009/2010 учебного года работали 1494 гимназии (993 тыс. обучающихся), 1099 лицеев (673 тыс. обучающихся) [1].

Кроме того, характеризуя деятельность общеобразовательных учреждений, можно отметить, что в 2009/2010 учебном году численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях общего типа составила 16,6 тыс. человек; численность обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах - 96,4 тыс. человек; численность детей, обучающихся в форме семейного образования - 3,8 тыс. человек.

Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию образования.

Намерения получать высшее образование среди учащихся старшей школы остаются практически без изменений (около 74%). Более четверти учащихся школ пользуются частными образовательными услугами (занимаются с репетитором)[2]. На остальных уровнях образования (НПО, СПО, ВПО) эта доля, как правило, не превышает 10%.

Муниципальные и ведомственные барьеры зачастую препятствуют реализации права родителей и ребенка на выбор образовательного учреждения и формы получения общего образования.

Существующая сеть общеобразовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации не соответствует современному уровню демографии и расселения в этих территориях. Это приводит, с одной стороны, к неэффективному использованию имеющихся ресурсов, а с другой - к неспособности данной сети отвечать новым вызовам времени и общества, решать возложенные на нее задачи. В частности, обеспечить необходимое качество образования и уровень социализации детей, обучающихся в малокомплектных школах.

Особенно это касается сельских школ, где зачастую невозможно обеспечить реализацию образовательных программ по некоторым предметам из-за отсутствия педагогов данного профиля, низкой материально-технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры и т.д. Стоимость обучения одного учащегося в таких школах может в разы отличаться от соответствующих затрат в крупной сельской или городской школе. При этом расходы не соответствуют качеству предоставляемых образовательных услуг.

Численность учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по специальностям и уровню образования на 20 сентября 2009 года


Всего учителей (без совместителей), тыс.человек

Из них имеют образование, процентов

высшее профессио- нальное

из них педагогическое

среднее профессио-нальное

из них педагогическое

среднее (полное) общее

Всего учителей

1078,5

82,2

77,9

16,6

14,5

0,7

из них:







русского языка

и литературы

133,7

95,2

93,1

4,3

4,1

0,3

нерусского языка

и литературы

21,3

85,3

84,0

13,6

12,7

0,7

истории, права, обществознания, экономики

65,1

94,0

90,1

5,0

4,3

0,7

математики

107,0

96,2

93,3

3,3

3,0

0,3

информатики

29,9

87,6

72,8

10,4

7,4

1,4

физики

37,2

97,5

91,9

2,0

1,5

0,4

химии

30,4

97,8

91,7

1,7

1,3

0,3

географии

35,3

94,2

90,5

5,1

4,3

0,5

биологии

36,4

95,7

91,5

3,7

3,0

0,4

иностранных языков

111,8

91,0

87,6

8,0

7,3

0,7

Более 60% преподавателей на каждом образовательном уровне в течение последних трех лет проходили процесс повышения квалификации в той или иной форме. Чаще всего это прохождение обучения по программам повышения квалификации, прежде всего касающееся учителей школ (73,2% в 2006 г., 74,1% в 2009 г.), преподавателей системы НПО (63,3 и 58,5% соответственно).

Инфраструктура государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) [3] на начало учебного года

2005/06

2007/08

2009/10[4]

Число общеобразовательных учреждений, имеющих:

физкультурный зал

тысяч

44,3

43,5

43,4

в % от общего числа общеобразовательных учреждений

75,5

76,2

78,9

плавательный бассейн

тысяч

1,3

1,2

1,3

в % от общего числа общеобразовательных учреждений

2,2

2,1

2,3

актовый или лекционный зал

тысяч

...

...

23,8

в % от общего числа общеобразовательных учреждений

...

...

43,3

столовую или буфет

тысяч

49,5

49,0

49,4

в % от общего числа общеобразовательных учреждений

84,4

85,9

89,7

библиотеки (книжный фонд)

тысяч

56,8

54,1

51,5

в % от общего числа общеобразовательных учреждений

96,9

94,8

93,5



[1] Статистический бюллетень. – М., 2010.

[2] Источник: Опросы учащихся учреждений ВПО, СПО, НПО, родителей учащихся школ (2006–2009).

[3] До 2009/10 учебного года статистическое наблюдение осуществлялось один раз в два года.

[4] С 2009/10 учебного года включая специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.