АО, 2011, апрель Законодательная деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

2. Основные результаты законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва[1]

Уровень безопасности и качество решения социально-экономических задач в любой стране напрямую зависят от эффективности государства, его политических институтов, значительная роль среди которых принадлежит парламенту. Нормальная, стабильная деятельность высшего законодательного органа сигнализирует обществу о том, что ситуация в стране находится под контролем, а демократические основы общества – под надежной защитой.

За годы работы парламента новой России уже накоплен значительный положительный опыт, формируются определенные традиции российского парламентаризма. Приведенная далее характеристика основных направлений законотворческой деятельности Государственной Думы нынешнего – пятого созыва убедительно доказывает, что российский парламент в его нынешнем виде – не просто красивый атрибут демократического государства, а действенный и эффективный инструмент поступательного и динамичного развития нашей страны. Во взаимодействии с другими институтами государственной власти он обеспечивает оперативное реагирование на возникающие проблемы и вызовы, законодательную защиту интересов как российского государства в целом, так и всех его граждан.

* * *

В декабре 2007 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. Впервые эти выборы проходили с использованием пропорциональной избирательной системы, когда списки кандидатов в депутаты выдвигались только общероссийскими политическими партиями. По итогам выборов было вновь сформировано парламентское большинство. Как показывает опыт, условия парламентского большинства позволяют Государственной Думе максимально эффективно реализовывать свои полномочия, инициировать и оперативно принимать ответственные законодательные решения, сохраняя при этом высокий уровень взаимодействия с другими ветвями и органами власти.

В период работы пятого созыва были внесены определенные коррективы в организацию работы самой Государственной Думы: модернизирована структура комитетов, принято решение о том, что возглавлять их должны представители всех фракций. При этом оценку результатов деятельности комитетов определяет отнюдь не партийная принадлежность, а качество их работы. Поправками в Регламент Государственной Думы были расширены возможности участия Общественной палаты Российской Федерации в законотворческой деятельности.

Нельзя не отметить первый опыт участия непарламентских партий в пленарном заседании Государственной Думы. 10 декабря 2010 года все семь зарегистрированных в России партий обсуждали в Государственной Думе вопросы трудовых отношений. В целом первый опыт оказался успешным, и в дальнейшем эта новая демократическая парламентская традиция будет обязательно продолжена.

В пятом созыве сделан важный шаг в направлении усиления «парламентской дисциплины» - все фракции Государственной Думы поддержали поправки в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которые закрепили обязанность парламентариев лично участвовать в заседании соответствующей палаты парламента.

На период весенней сессии Государственной Думы 2008 года пришлась президентская избирательная кампания. Партии, представленные фракциями в Государственной Думе, приняли в ней участие – двое депутатов участвовали в выборах Президента Российской Федерации в качестве кандидатов. Государственная Дума пятого созыва, как и все российское общество, достойно прошла этот важнейший этап.

Сразу после вступления в должность Президент России Д.А.Медведев внес в Государственную Думу кандидатуру В.В.Путина на должность главы Правительства Российской Федерации, и его кандидатура была одобрена депутатами. Впервые лидер партии парламентского большинства стал Председателем Правительства. Тем самым была заложена важная политическая традиция, которая, кстати, характерна для многих демократических государств. Новый формат совместной работы законодательной и исполнительной власти уже оправдал себя.

В развитии институтов гражданского общества, укреплении его консолидации палата опирается на результаты встреч главы государства с руководством политических партий и Председателя Правительства – с лидерами парламентских фракций. Эти встречи предоставляют дополнительные возможности для обсуждения общих задач, в первую очередь законотворческих.

Ключевые задачи на перспективу, вызовы, на которые необходимо дать ответ, были обозначены в феврале 2008 года на заседании Государственного Совета, посвященном стратегии развития России до 2020 года. И сегодня «Стратегия-2020» является главным ориентиром в законодательной деятельности Государственной Думы. Кроме того, основные направления законотворческой работы всех органов государственной власти, и в первую очередь палат парламента, определяются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Наработанная в прошлых созывах практика организации законотворческой деятельности оказалась в полной мере востребована и получила свое продолжение в деятельности Государственной Думы пятого созыва. Палата сохранила высокий темп в рассмотрении законодательных инициатив – по состоянию на 1апреля 2011 года приняты 1221 федеральный закон и одобрены 25 федеральных конституционных законов, а также два закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

Время работы Государственной Думы пятого созыва отмечено рядом важных событий в общественно-политической, экономической, внешнеполитической сферах. Причем события эти имели как позитивный, так и тревожный характер. С одной стороны – это уже упомянутые президентские выборы, празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, подготовка к проведению XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, юбилейное – тысячное заседание Государственной Думы, празднование 105-летия парламентаризма в России, и другие события. С другой стороны – это мировой финансовый кризис, вторжение грузинских войск на территорию Южной Осетии и Абхазии, небывалые жара и засуха лета 2010 года, неослабевающая угроза терроризма, иные проблемы внутри- и внешнеполитического свойства. Все эти процессы не могли остаться без внимания и реакции парламента, имевших как политическую, так и законодательную составляющие.

Характеризуя основные направления законотворческой деятельности Государственной Думы текущего созыва, следует отметить следующие наиболее важные ее результаты.


[1] По состоянию на 1 апреля 2011 года