АВ 2011г. Выпуск 7 "Библиотеки учебных заведений, как субъекты правоотношений"
Библиотеки учебных заведений
Библиотечный фонд вузов, как правило, профессионально ориентирован. Учебники и учебные пособия, согласно лицензионным требованиям формируют состав указанного фонда. Например, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляющий совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 130102 Технология геологической разведки образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию содержит требование: «Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся».
Подобная картина и в школах. В школах библиотеки участвуют в воспитательном процессе, что имеет огромное значения для учебного процесса. Если школьная библиотек не участвует в воспитательном и образовательном процессе, отстраняется от него, то это тоже имеет значение, правда явление носит негативный оттенок.
По каждому уровню, ступени образования, виду образовательной программы (основная, дополнительная), направлению подготовки, специальности, профессии, наименованию предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом приводятся наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных электронных образовательных ресурсов (электронных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том числе изданий и информационных баз данных), и количество экземпляров, точек доступа.[1]
Примерное положение, определяющее уровень базисных требований, рекомендуется к практическому применению в библиотеках общеобразовательных учреждений различных организационно-правовых форм и адресуется работникам, участвующим в разработке положений для конкретных библиотек. [2] Примерное положение является основой для создания положения о библиотеке и распространяется на все библиотеки общеобразовательных учреждений таких, как: начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, школа-сад, школа-интернат, вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная) и иные.
Школьная библиотека есть компонент педагогической системы образовательного учреждения, то соответственно работа школьной библиотеки должна строиться, вводя в практику работы с детьми инновационные технологии.
Ребёнок может пойти в любую библиотеку. В каждой ему должны оказать квалифицированную помощь в подборе информации и работе с ней. Но школьная библиотека для ребёнка - своя. Она находится там, где он каждый день бывает. В свою библиотеку обратиться легче. До детской публичной библиотеки дойдут те, кто уже сформировался как читатель или чьи родители этим озаботились. До школьной дойдут все за учебником или другой обязательной книжкой. Хорошая библиотека в школе - это информационно-образовательный и культурный центр школы. В наибольшей степени такая роль библиотеки зависит от профессионализма библиотекарей и понимания руководителями школы того, как должно быть.
Школьные библиотеки — неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания, самообразования и приобщению к культуре, школьные библиотеки призваны выполнять следующие задачи: [3]
● Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в
концепции школы и в школьной программе;
● Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни;
● Предоставлять возможности для создания и использования информации как ради получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия;
● Побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя и применять полученные данные на практике, обращая особое внимание на способы коммуникации
внутри общества;
● Обеспечивать доступ к местным, региональным, национальным и международным ресурсам, а также использовать иные возможности, которые сообщают
учащимся различные идеи, опыт и мнения;
● Организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание и содействующие эмоциональному развитию;
● Работать с учащимися, учителями, администрацией и родителями, содействуя
реализации задач школы;
● Отстаивать идею, что свободный доступ к информации и интеллектуальная
свобода являются важнейшими условиями воспитания активной заинтересованной гражданской позиции, основанной на демократических принципах;
● Пропагандировать чтение, а также ресурсы и службы школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами.
Для осуществления этих задач школьная библиотека вырабатывает свою политику, развивает службы, комплектует необходимые ресурсы, обеспечивает физический и интеллектуальный доступ к необходимым источникам информации, предлагая консультационные услуги и нанимая профессионально обученных сотрудников.
[1] Зернова И. Порядок осуществления лицензирования образовательной деятельности// Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 12
[2] Письмом Минобразования РФ от 23.03.2004 N 14-51-70/13 направлено Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
[3] Манифест школьных библиотек, ИФЛА Принят в 2000 году на 66_й Генеральной конференции ИФЛА