АВ 2011г. Выпуск 7 "Библиотеки учебных заведений, как субъекты правоотношений"
Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений
Цель Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации [1] (далее – Концепция) - определение основных направлений развития и модернизации школьных библиотек России до 2015 года. Положения Концепции основаны на анализе проблемной ситуации в деятельности российских школьных библиотек и учитывают происходящие в обществе демографические, политические, экономические и социально-культурные изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы страны в целом и школьных библиотек, в частности. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта. В концепции определяются цели, задачи, функции, основные проблемы и направления модернизации библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации на период до 2015 года.
Концепция декларирует в качестве основных целей отечественных школьных библиотек:
реализацию информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся и учителей;
содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
организацию библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;
обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.);
интеграцию усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.
Для реализации этих целей предполагается решение следующих задач:
формирование качественных библиотечных фондов;
оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования;
организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения.
[1] Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года: Общественно-государственный проект [Текст] / Русская школьная библиотечная ассоциация; Н.В. Бубекина, Т.Д. Жукова, Н. И. Гендина, Л.Е. Коршунова. — М.: РШБА, 2009. — 24 с.