АВ 2011г. Выпуск 7 "Библиотеки учебных заведений, как субъекты правоотношений"
Развитие электронных библиотек
В настоящее время идет активный процесс создания национальных электронных библиотек («Цифровая библиотека» Великобритании, «Немецкая библиотека», Национальная библиотека Франции и др.). Преимуществом при оцифровывании пользуются редкие книги и рукописи. В процессе этих работ стало конкретизироваться понятие «электронная библиотека», стали определяться и уточняться ее цели, задачи и функции, что, однако, не привело еще к однозначной трактовке проблемы. Так в качестве синонимов для понятия «электронная библиотека» можно встретить такие словосочетания как «цифровая библиотека» (digital library) и «виртуальная библиотека» (virtual library).
Существенное развитие работы по электронным библиотекам получили на рубеже 90-х годов, когда появились адекватные средства вычислительной техники и информационные технологии, обеспечивающие надежное сохранение, оперативную обработку и эффективное использование больших массивов разнородной информации, прежде всего текстовой. Именно в это время в ряде стран стали подготавливаться проекты электронных библиотек. Некоторые из них легли в основу соответствующих национальных и международных программ. В 1990-х годах в США и странах Европы начали активно разрабатывать программы развития электронных библиотек. В 1992 г. конференция Национального научного фонда США положила начало использованию самого понятия «цифровая библиотека» в современном контексте.
Многие проекты в области электронных библиотек успешно развиваются. Организации Европейского сообщества финансируют ряд крупных проектов, таких как «Телематика для библиотек» - обеспечение доступа к знаниям, содержащимся в библиотеках ЕС, CANDEL (контролируемый доступ к сети цифровых библиотек Европы), DECOMATE II (доставка авторских материалов в электронной форме) DIEPER (оцифрованные европейские периодические издания), специализированный проект «Miracle» для пользователей с ограниченным зрением. Особенный интерес представляет проект «Bibliotheca Universales» («Всемирная библиотека»), начатый в 1995 г. при участии 11 партнеров, в основном национальных библиотек. Новая инициатива Европейского союза - «Европейская электронная библиотека» возникла как ответ на инициативу американской компании «Google» по переносу книг на цифровые носители и последующее размещение их в Интернете. Многие европейские и мировые проекты в области ЭБ прямо ориентированы на молодежь, например ЭБ для детей «Chilias».
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» был сформирован и поставлен во все школы Российской Федерации стандартный (базовый) пакет программного обеспечения, в состав которого вошел программный комплекс «1С: Управление школой», включавший в себя, помимо прочего, конфигурацию «1С: Школьная Библиотека», предназначенную для автоматизации рабочих мест библиотекаря, преподавателя и читателя в школах. На основе базовой конфигурации «1С: Школьная Библиотека» разработана программа с расширенным функционалом «1С: Школьная Библиотека ПРОФ.», в которую включены новые возможности, касающиеся обмена данными. Для автоматизации работы библиотек учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом специфики структуры и особенностей организации учебного процесса предназначена конфигурация «1С: Библиотека Колледжа».
Автоматизированная информационно-библиотечная система «1С: Библиотека ВУЗа» предусматривает автоматизацию библиотек учреждений высшего профессионального образования, позволяя на качественно ином уровне оптимизировать бизнес-процессы библиотеки и информационное обслуживание потребителей.
Для освоения специфики, реализованной в программных продуктах, разработан специализированный учебный курс «Основы автоматизации библиотек образовательных учреждений на платформе «1С: Предприятие».