АВ 2011г. Выпуск 8 "О правовой поддержке науки и инноваций в России"

Вводные замечания

Основной задачей государственного регулирования в настоящее время является повышение конкурентоспособности российской экономики, ее модернизация и технологическое обновление. Поэтому налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования инновационной среды. Предоставляя налоговую льготу, государство берет на себя часть затрат на научные исследования и внедрение их результатов в производство. Инновация - это выдвижение новых идей и воплощение их в жизнь. Одно из самых широких трактовок термина «инновации», данное Баклером, определяет ее как весь спектр мероприятий, необходимых для предложения новых ценностей потребителям и обеспечения удовлетворительного дохода для самой организации. Инновации - это некая среда, культура, духовная сила, которая существует в организации и определяет процесс создания ценностей. В любом случае люди лишь тогда будут заинтересованно относиться к новому и активно стремиться к практическому внедрению новых идей, когда увидят за этим реальную выгоду.

Понятие инновации имеет достаточно широкое смысловое наполнение. Одно из самых широких трактовок термина «инновации», данное Баклером, определяет ее как весь спектр мероприятий, необходимых для предложения новых ценностей потребителям и обеспечения удовлетворительного дохода для самой организации. Инновации - это некая среда, культура, духовная сила, которая существует в организации и определяет процесс создания ценностей. Его содержание изменялось с течением времени в связи с изменением представлений о его природе и структуре. Первоначально понятие инновации в документах международных организаций определялось для целей статистического учета и отчетности. Выработка единого понятия была необходима для обеспечения сопоставимости полученных данных. Руководство по сбору и интерпретации данных об инновациях, подготовленное ОЭСР в 1992 г., охватывало только инновацию продуктов и процессов в производстве. В настоящее время предлагается выделять более четырех типов инноваций, в том числе: продукта, процесса, маркетинга и организации (организационная инновация).

Под инновацией продуктов понимают товар или услугу, которые являются новыми или значительно улучшенными. Они включают значительные улучшения в технической спецификации, компонентах и материалах, программном обеспечении продукта, поддержке пользователей или иные функциональные характеристики. Под инновационным процессом понимают новую или значительно улучшенную продукцию или метод поставки (доставки), включая значительные изменения в технике, оборудовании и (или) программном обеспечении. Под инновацией маркетинга понимают новые методы маркетинга, затрагивающие значительные изменения в дизайне продукта или упаковке, месте размещения продукта, продвижении продукта или оценке (ценообразовании). Под организационной инновацией предлагается понимать новые методы организации в предпринимательской практике, организации рабочих мест или внешних связей [1].

Доктрины, как экономическая, так и юридическая, тоже не сформулировали единого понятия инновации, что также затрудняет выработку научно обоснованных системных подходов совершенствования законодательства.[2]

Современный этап развития российского права демонстрирует непрерывный количественный рост законодательства, отражающий потребность в специальном правовом регулировании отдельных общественных отношений. При этом одновременно происходит интеграция правового регулирования, выражающаяся во все более тесном и сложном взаимодействии и взаимовлиянии отдельных отраслей при правовом регулировании некоторых общественных отношений.

Профессиональная дискуссия о том, что представляет собой инновационная деятельность, о ее отраслевой принадлежности или самостоятельности инновационного права, а также о проблеме правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием инноваций, продолжается уже несколько лет. Международный форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», организованный под эгидой ООН в рамках Международного Дня интеллектуальной собственности, прошедший в Москве 23 апреля 2010 г. также не оставил без внимания проблемы перехода России на инновационный путь развития. Участники мероприятия отметили, что базовыми условиями такого перехода являются формирование рынка интеллектуальной собственности, развитие инновационной системы, решение проблемы несовершенства законодательства в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности.

Анализ многочисленных определений инновации позволяет выделить основные черты, характеризующие ее сущность:

непрерывность инновационного процесса от рождения инновационной идеи, ее техническое описание до производственного воплощения и коммерциализации;

практическое использование в производстве;

высокая степень риска;

высокая прибыльность практической реализации и коммерциализации.

Слова «инновации», «инновационная деятельность» стали общеупотребительными, определений множество, и каждый под инновациями понимает что-то свое. Так, в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы дается такое определение:

«Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Термин «инновация» происходит от латинского innovato, что означает «обновление, улучшение». Особенность инновации в том, что она связана с реализацией, внедрением и позволяет автору (разработчику) создать, получить дополнительную ценность. Исходя из такого подхода, разработка и продажа программного обеспечения для медицинских учреждений не являются инновациями до того момента, пока оно успешно не внедрено и не начало приносить пользу.

Список налоговых льгот и преференций, предусмотренных для компаний, занимающихся инновационной деятельностью, относительно невелик. Такие льготы могут быть разделены на две группы: применяющиеся ко всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность, и специально предусмотренные в отношении компаний, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (технопарков). [3]



[1] Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3 Ed. URL: http://www.oecd.org

[2] Журавлева О.О., Правовые принципы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере// Журнал российского права, № 5, май 2010 г.

[3] Зобнина С.В. ,Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности// Налоговый вестник, № 6, июнь 2010 г.