АВ 2011г. Выпуск 8 "О правовой поддержке науки и инноваций в России"

Инвестиционный кредит

Инвестиционный налоговый кредит является формой отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов. Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; а также организациям, осуществляющим инвестиции в создание энергоэффективных объектов, - на сумму, составляющую не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется в соответствии с условиями договора, заключаемого с уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами[1]. Одним из условий предоставления кредита является предоставление обеспечения и соблюдение ограничений в части распоряжения имуществом, приобретение которого являлось условием предоставления кредита.

Определение инновационной и внедренческой деятельности не закреплено на уровне федерального законодательства. Одно из известных нам определений инновационной (внедренческой) деятельности было дано Минфином РСФР в начале 1990-х годов: инвестиционной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке, в т.ч. организация экспертиз, внедрение и тиражирование результатов интеллектуальной деятельности, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий, документации, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания новых образцов техники и технологий, патентно-лицензионная деятельность[2]. Одно из недавних определений инновационной деятельности предложено в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утв. председателем Правительства Российской Федерации 05.08.2005 № 2473п-П7, в соответствии с которыми под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

- на создание и организацию производства принципиально новой или обладающей новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования продукции;

- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Тем не менее, в связи с активизацией законодательных инициатив в рассматриваемой области можно ожидать, что определения инновационной и внедренческой деятельности в скором времени будут сформулированы на уровне федерального законодательства, в т.ч. для целей применения налогового инвестиционного кредита.

Что касается правовой квалификации инвестиционного налогового кредита, то, по мнению ВАС РФ (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23), отношения по предоставлению налоговых кредитов носят гражданско-правовой характер. Развивая данный подход, арбитражные суды признают: инвестиционные налоговые кредиты представляют собой долговые обязательства, проценты по которым подлежат учету для целей налогообложения по правилам ст. 269 НК РФ (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 02.03.2006 № Ф09-1077/06-C7). Налоговые органы занимают прямо противоположную позицию: проценты по инвестиционному кредиту не относятся к процентам по заимствованиям гражданско-правового характера (письмо ФНС России от 02.02.2005 № 02-1-07/2). Однако нельзя исключить, что в случае увеличения объема предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов подход налоговых органов к налоговому учету процентов изменится.

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией. Инвестиционный налоговый кредит является одной из форм осуществления, изменения срока уплаты налога Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Проценты, уплачиваемые организацией по инвестиционному налоговому кредиту, предоставленному в соответствии с Кодексом, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. 

Позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций в форме капитальных вложений. Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам. Фактически инвестор может получить данный кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до 5 лет слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.

Кредитный портфель в целом по банковской системе за последний год увеличился весьма незначительно, а инвестиционное кредитование находится на чрезвычайно низком уровне. Проблема эта после кризиса усугубилась, поскольку внешние источники заимствований практически закрылись, а внутренние носят ограниченный характер и доступны далеко не для всех банков. Не стимулируют к инвестиционному кредитованию и действующие надзорные требования Банка России по оценке кредитного риска (с большой долей вероятности можно утверждать, что значительная часть стартовых инновационных или венчурных проектов будет квалифицирована регулятором не выше чем в третью категорию качества, с резервами начиная от 21% от суммы выданных ссуд). Для развития инновационного кредитования необходимо на государственном уровне сформулировать критерии отбора банков-кредиторов (и сроки их достижения). При этом должны быть востребованы и региональные команды профессионалов банковского дела - на базе существующих «добросовестных банков». С нашей точки зрения, главным требованием должна являться возможность и способность банка принимать индивидуальные кредитно-инвестиционные решения, которые на базе стандартизированного сервиса банк и заемщик доводят до эффективного результата. Для этого важно, чтобы банк использовал новаторские подходы и имел опыт сопровождения таких кредитов и знания в области коммерциализации и трансферта технологий.[3]



[2] См.: письмо Минфина РСФСР от 14.05.1991 № 16/135В.

[3] Гуревич М. Развитие инновационного кредитования: предложения из региона// БДМ. Банки и деловой мир», № 5, май 2010 г.