МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ"

1. Прохождение в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ [1]

В Государственную Думу пятого созыва внесено или перешло из прошлых созывов 180 проектов федеральных законов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, что составляет 10,2 % от количества законопроектов, поступивших в Государственную Думу 5-го созыва от всех законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из 180 законопроектов по 137 Государственной Думой работа завершена, это составляет 76,1 % от числа поступивших .

Из числа законопроектов, работа над которыми завершена, 125 законопроектов отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены, при этом надо отметить, что:

· 28 % из них сняты с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.

· 58,4 % были отклонены Государственной Думой по различным причинам на стадии рассмотрения законопроекта в первом чтении.

· 13,6 % от общего числа законопроектов, работа над которыми завершена, были возвращены субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, либо законопроект, предусматривал внесение изменений в закон, утративший силу.

В период работы Государственной Думы пятого созыва принято 12 федеральных законов, проекты которых были внесены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, это 9,6 % от количества законопроектов, работа над которыми завершена (12 от 125). Этот показатель практически соответствует показателю уровня принятия законопроектов, внесенных в целом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва, который в настоящее время составляет 10,8 %.

Результаты прохождения в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ

Подписаны Президентом РФ

Отклонены в первом, втором или третьем чтениях

Сняты в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы

Возвращены для выполнения требований Конституции РФ и Регламента ГД либо как вносящие изменения в закон, утративший силу

1.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

1

10

7

2

2.

Законодательное Собрание Камчатского края

4

5

2

4

3.

Законодательное Собрание Приморского края

1

13

0

0

4.

Законодательная Дума Хабаровского края

1

6

1

1

5.

Законодательное Собрание Амурской области

0

8

4

0

6.

Магаданская областная Дума

1

5

0

2

7.

Сахалинская областная Дума

1

13

13

4

8.

Законодательное Собрание Еврейской автономной области

3

11

3

3

9.

Дума Чукотского автономного округа

0

2

5

1

ИТОГО:

12

73

35

17

Тематика принятых Федеральных законов :

· Федеральные законы в части создания и упразднения некоторых районных (городских) судов и об изменении числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах - 9;

· Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 215 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (внесен Советом народных депутатов Камчатской области 24.08.2005 г., опубликован 05.05.2009 г.);

· Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (внесен Сахалинской областной Думой 12.09.2008 г., опубликован 02.07.2009 г.);

· Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (внесен Законодательным Собранием Еврейской автономной области 21.04.2008 г., опубликован 09.12.2008 г.).

Надо отметить, что в Государственной Думе ведется активная работа по повышению эффективности принятия законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что дает свои положительные результаты.

Необходимо отметить следующие направления этой работы:

  • Работа Комитетов Государственной Думы;
  • Работа Аппарата Государственной Думы – Правовое управление, Аналитическое управление, Управление по организационному обеспечению деятельности Государственной Думы, Парламентская библиотека и др.;
  • Ассамблея российских законодателей при Государственной Думе;
  • Координационный Совет руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации;
  • Правовое содействие субъектам законодательной инициативы на стадии подготовки проекта закона к внесению в Государственную Думу (т.н. «нулевое чтение»).


[1] Здесь и далее статистические данные приведены на основании сведений АСОЗД по состоянию на 23 мая 2011 года.