МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ"

7.Сахалинская область (Сахалинская областная Дума)

Сахалинская областная Дума пятого созыва избрана 12 октября 2008 года в составе 28 депутатов: 14 депутатов областной Думы избраны по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты областной Думы, 14 депутатов областной Думы - по одномандатным избирательным округам, образованным на территории Сахалинской области.

В прошедшем году областная Дума исполняла свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Сахалинской области, законами Сахалинской области и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Сахалинской области.

Областная Дума осуществляла свою деятельность на основе Программы законодательной работы на 2010 год и плана мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Приоритетные направления деятельности областной Думы - разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственного строительства, экономики, бюджета, налогов и финансов, создающих базу для развития экономики области, развития социальной сферы, реформирования органов государственной власти, местного самоуправления.

Значительное внимание было уделено приведению законодательства Сахалинской области в соответствие с изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве.

1.Основные статистические показатели законодательной деятельности

Законодательная деятельность Думы в 2010 году осуществлялась в соответствии с Уставом Сахалинской области, Законом Сахалинской области «О законодательной деятельности в Сахалинской области», Регламентом Сахалинской областной Думы, которые регулируют порядок разработки, оформления, внесения и рассмотрения проектов законов, принятия и повторного рассмотрения законов Сахалинской области, реализации Сахалинской областной Думой права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в соответствии с Программой законодательной работы и квартальными планами.

Согласно Уставу Сахалинской области право законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе принадлежит 57 субъектам. В течение 2010 года ими было внесено в областную Думу 170 законопроектов (в 2009 году - 154), из них 25 законопроектов были в дальнейшем отозваны, 132 - рассмотрены на заседаниях областной Думы, однако 13 законопроектов, внесенных в Думу в 2010 году, не были рассмотрены на заседаниях и находятся в постоянных комитетах.

Помимо законопроектов, внесенных субъектами права законодательной инициативы в 2010 году, областной Думой пятого созыва были рассмотрены 8законопроектов, внесенных в Думу в предыдущем году.

Всего на заседаниях областной Думы в прошедшем году был рассмотрено 140 законопроектов .

Из общего числа законопроектов, рассмотренных Думой, приняты: 131 закон Сахалинской области, 6 законопроектов - в первом чтении, 3 законопроекта - рассмотрены Думой и отклонены (в том числе 1 законопроект, по которому ранее было принято постановление о принятии в первом чтении). (Для сравнения: в 2009 году был рассмотрен 141 законопроект, приняты 136 законов, 3 законопроекта, 2 законопроекта отклонены).

Вступили в силу 127 законов Сахалинской области. 4 закона Сахалинской области приняты Сахалинской областной Думой в 2010 году, но подписаны Губернатором Сахалинской области в 2011 году.

Перечень законов и законопроектов, рассмотренных и принятых Думой в 2010 году, прилагается (приложение 1).

Из общего числа рассмотренных и принятых законов и законопроектов – 29 (21%) «базовых», 105 - о внесении изменений в законы области (76,6 %), о признании утратившими силу законов либо отдельных норм законов Сахалинской области, принятых в предыдущие годы - 3 (2,2 %).

Распределение законов и законопроектов, рассмотренных Думой в 2010 году, по постоянным комитетам, ответственным за их прохождение:

Наименование постоянного комитета областной Думы

Всего рассмотрено

Принято законов

Принято законопроектов
в 1 чтении

Отклонено

по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению

44

40

3

1

по бюджету и налогам

23

23

-

-

по экономическому развитию

31

30

-

1

по социальной политике

42

38

3

1

Итого

140

131

6

3

Анализируя законодательную деятельность с точки зрения длительности прохождения законопроектов в областной Думе, следует отметить, что сроки прохождения (от даты внесения законопроекта до даты подписания) по сравнению с 2009 годом сократились – 90 процентов принятых законов рассматривались в пределах полугода.

Принятие постановлений Сахалинской областной Думы является частью общего процесса нормативно-правового регулирования. В 2010 году Сахалинской областной Думой принято 447 постановлений по различным направлениям деятельности областной Думы. (Для сравнения: в 2009 году - 698 постановлений)

2. Законы и законопроекты Сахалинской области

2.1.Государственное строительство и местное самоуправление, обеспечение конституционных прав граждан

Значительное внимание в 2010 году областной Думой уделялось вопросам государственного строительства, деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, обеспечения конституционных прав граждан, законности, правопорядка, приведению законодательства Сахалинской области в соответствие с федеральным законодательством. В сфере государственного строительства и местного самоуправления приняты 43 закона и законопроекта.

Законами Сахалинской области внесены изменения в Устав Сахалинской области. В частности, Законом « О внесении изменений в Устав Сахалинской области» предусматривается, что областная Дума ежегодно заслушивает отчет Правительства Сахалинской области о результатах его деятельности, которые представляет Губернатор Сахалинской области.

Законом, принятым в декабре 2010 года, в Устав Сахалинской области включен перечень названий всех островов, прилегающих к острову Сахалин, а также островов Большой Курильской гряды и Малой Курильской гряды.

Тремя принятыми законами области внесены изменения в Закон Сахалинской области «О статусе депутата Сахалинской областной Думы».

В целях приведения к единообразию гарантий и компенсаций, предусмотренных лицам, замещающим государственные должности Сахалинской области в Сахалинской областной Думе и избирательной комиссии Сахалинской области (об условии выплаты выходного пособия депутату, члену избирательной комиссии Сахалинской области, замещавшему государственную должность не менее двух лет), внесены изменения в Законы области « О статусе депутата Сахалинской областной Думы» и «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области».

Внесены изменения в ряд «избирательных» законов.

Законом «О внесении изменений в статью 8 Закона Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области» предусматривается возможность установления вида избирательной системы в муниципальных районах и городских округах Законом Сахалинской области (если это не определено уставом муниципального образования).

Законом «О внесении изменений в статью 4 Закона Сахалинской области «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» срок, на который избираются депутаты Сахалинской областной Думы, увеличен с четырех лет до пяти. Эти изменения касаются депутатов шестого и следующих созывов.

Законом «О внесении изменения в статью 29 Закона Сахалинской области «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ предусматривается возможность регистрации кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в действующих на день официального опубликования решения о назначении выборов законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии).

Законы «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» приняты в целях приведения закона Сахалинской области в соответствие с изменениями федерального законодательства.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации предлагается снизить «барьер», преодолев который, избирательное объединение получит допуск к распределению депутатских мандатов, до 5 процентов голосов избирателей.

Предусматривается введение института повторного голосования для кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу, набравших равное количество голосов избирателей.

Уточняется порядок использования открепительных удостоверений при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы.

Согласно принятому 1 июля Закону Сахалинской области « О гарантиях равенства политических партий, представленных в Сахалинской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом » такие каналы определяет соответствующим актом Губернатор Сахалинской области. Установлены принципы освещения в СМИ деятельности партий. В частности, информация о партиях должна распространяться в равном объеме, при условии творческой независимости редакций. Контролировать равное распределение эфирного времени будет избирательная комиссия Сахалинской области.

2.2. Бюджетное, налоговое законодательство

По вопросам бюджета, финансов, налогов в 2010 году принято 23 закона области.

Законами области утверждены отчеты об исполнении областного бюджета Сахалинской области за 2009 год, бюджета Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год.

Значительное внимание областной Думой уделялось вопросам исполнения областного бюджета Сахалинской области за 2010 год. В связи с получением дополнительных доходов в Закон об областном бюджете вносились коррективы.

Закон Сахалинской области «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2010 год» принят 08.04.2010.

Внесенные изменения предусматривают предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Внесены изменения в сводную бюджетную роспись областного бюджета в части увеличения бюджетных ассигнований на сумму 967145 тыс. рублей на строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Предусмотрено, что межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, неиспользованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном году на те же цели.

Законом, принятым 17 июня 2010 года, запланировано увеличение годовых бюджетных ассигнований (по сравнению с утвержденным Законом) практически по всем разделам расходной части бюджета. Однако основную сумму планируется направить на финансовое обеспечение расходов по разделам «Национальная экономика», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Социальная политика», «Межбюджетные трансферты».

16 сентября 2010 года принят Закон Сахалинской области « О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2010 год», внесенный депутатами областной Думы.

Поправки связаны с необходимостью реализации мероприятий по строительству новых и реконструкции действующих объектов растениеводства и животноводства, по модернизации и техническому перевооружению сельского хозяйства в рамках областной целевой программы « Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009-2012 годы ».

В соответствии с принятым 30 ноября 2010 года Законом « О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2010 год» доходная часть областного бюджета на 2010 год увеличилась на 5,8 млрд. рублей за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов на 1,7 млрд. рублей и безвозмездных поступлений из федерального центра и других источников на 4,1 млрд. рублей.

Основное увеличение доходов произошло за счет налога на прибыль организаций, в том числе уплаты российскими участниками Консорциума авансовых платежей по проекту «Сахалин-1» и уже поступившего налога в рамках реализации СРП по проекту «Сахалин-2».

Почти на 1 млрд. рублей пополнилась областная казна за счет безвозмездных поступлений. Согласно соглашению, заключенному между Правительством Сахалинской области и ООО «Газпром Инвест Восток», ООО "Газпром" должен компенсировать ущерб, наносимый дорожной сети области при строительстве магистрального газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток.

Таким образом, уточненные параметры бюджета-2010 стали выглядеть так: доходная часть - 45,2 млрд. рублей, расходная – 59,2 млрд. руб., при дефиците 14 млрд. рублей.

Дополнительные доходы распределены практически по всем разделам расходной части. Наибольший удельный вес составят межбюджетные трансферты муниципальным образованиям. В числе статей, на которые направлены значительные средства: капитальный ремонт объектов социальной сферы, ликвидация последствий Невельского землетрясения, компенсация убытков и выпадающих доходов предприятий ЖКХ и организациям, представляющим населению услуги электроснабжения, лекарственное обеспечение льготников, оплата расходов санитарной авиации.

Значительное внимание уделялось формированию бюджета на 2011 финансовый год. Принятию Закона Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2011 год» предшествовали парламентские слушания, проведенные 12 ноября 2009 года, организаторами которых выступила Сахалинская областная Дума совместно с Правительством Сахалинской области.

Предварительно рассмотрев прогноз социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 год, Сахалинская областная Дума 18 ноября приняла постановление « О проекте закона Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2011 год» и основных направлениях бюджетной и налоговой политики Сахалинской области ».

30 ноября 2010 года Закон Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2011 год» был принят в окончательной редакции.

Доходная часть бюджета на предстоящий год сформирована и утверждена в размере 38,6 млрд. рублей, расходная – 43,3 млрд., при дефиците - 4,7 млрд. рублей.

В 2010 году принят ряд законов области по вопросам, касающимся налоговой системы.

Законом Сахалинской области от 31.03.2010 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Сахалинской области» установлены принципы, условия и порядок поддержки инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемых посредством предоставления налоговых льгот.

Законом Сахалинской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Сахалинской области «О льготах по налогу на прибыль организаций» установлены принципы, условия и порядок поддержки инвестиционной деятельности. Предусматривается пониженная ставка налога на прибыль организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Сахалинской области.

2.3. Экономическая политика, управление государственной собственностью

В 2010 по вопросам экономического развития, управления государственной собственностью приняты 30 законов Сахалинской области. В их числе:

Законом Сахалинской области « О внесении изменений в Закон Сахалинской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам» уточняются некоторые нормы и формулировки закона области в части установления максимальных размеров земельных участков, предоставляемых за плату.

Закон Сахалинской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Сахалинской области «О розничных рынках в Сахалинской области» принят во исполнение изменений, внесенных в федеральное законодательство.

Закон Сахалинской области « О признании утратившим силу Закона Сахалинской области «Об участии граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности в Сахалинской области » принят в целях приведения законодательства Сахалинской области в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятием нового Градостроительного кодекса Российской Федерации.

1 июля 2010 года принят Закон Сахалинской области «О приватизации государственного имущества Сахалинской области». Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Сахалинской области и связанные с ними отношения по управлению государственным имуществом области.

Законом определяется компетенция Сахалинской областной Думы, Правительства Сахалинской области, а также уполномоченного органа в сфере приватизации государственного имущества области.

Принятым Законом Сахалинской области « О внесении изменения в Закон Сахалинской области «О программе приватизации областного государственного имущества на 2010 год» дополнительно перечислено областное государственное имущество, которое будет приватизировано в 2010 году путем внесения его в качестве вклада Сахалинской области в уставный капитал открытого акционерного общества «Сахалинская энергетическая компания».

Законами Сахалинской области, принятыми в 2010 году, принят ряд изменений в Закон Сахалинской области « Об областной целевой программе «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» в части установления возможности использования остатков бюджетных средств отчетного финансового периода на продолжение реализации мероприятий Программы в текущем финансовом году, изменения объемов финансирования отдельных мероприятий Программы, уточнения размера предоставляемой социальной выплаты для молодых семей и молодых ученых, объема финансирования и уменьшения участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых специалистов на селе».

В сентябре 2010 года принят Закон Сахалинской области « О признании утратившими силу Закона Сахалинской области «Об областной целевой программе «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года » и некоторых законодательных актов Сахалинской области».

Начиная с 2011 года в полной мере вступает в действие долгосрочная целевая программа « Строительство жилья в Сахалинской области на 2010 – 2015 годы», утвержденная Правительством Сахалинской области.

Двумя законами области внесены изменения в Закон Сахалинской области « Об областной целевой программе «Переселение граждан, проживающих в Сахалинской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2005-2015 годах » в части ресурсного обеспечения мероприятий Программы.

Внесены изменения в Закон Сахалинской области «Об утверждении региональной программы «Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой» в части установления возможности оплаты мероприятий Программы за счет остатков средств областного бюджета, сложившихся на начало очередного финансового года, а также частичного перераспределения финансирования мероприятий.

Законом, принятым 30.09.2010, «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «О лесопользовании в Сахалинской области» предусмотрены правила использования лесных участков только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотохозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.

Двумя законами « О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об утверждении областной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2007-2011 годы » внесены изменения в позиции «исполнители мероприятий Программы», внесены изменения в позицию «Объемы и источники финансирования Программы» в части финансирования мероприятий Программы путем перераспределения и увеличения бюджетных средств.

2.4. Социальная политика

В современных условиях реализация общих принципов социальной политики, установленных на федеральном уровне, и решение проблем социальной защиты населения переместились в регионы. В связи с этим областная Дума уделяла пристальное внимание социальным вопросам.

В 2010 году областная Дума приняла 38 законов и 3 проекта закона в первом чтении, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере социальной защиты, пенсионного обеспечения, охраны здоровья граждан, регулирования трудовых отношений.

В целях реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят Закон Сахалинской области « Об осуществлении деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений ».

Закон Сахалинской области « О внесении изменений в Закон Сахалинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по формированию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав » разработан с целью совершенствования мер по созданию условий для организации эффективной деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Законом вносятся изменения в порядок расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, а также изменения в порядок расчета количества штатных работников муниципальных комиссий.

Законом Сахалинской области « О внесении изменений в Закон Сахалинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по обеспечению на дому лежачих инвалидов и инвалидов-колясочников книжным фондом, газетами и журналами » органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в части приобретения передвижного документного фонда.

Закон Сахалинской области «О внесении изменений в Закон Сахалинской области « О форме и порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим в Сахалинской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем » принят в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О ветеранах» (в части обеспечения жильем и улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны), которым предусматривается, что ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их письменным заявлениям.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы, взимаемой за содержание детей в указанных образовательных учреждениях и организациях в размерах, установленных в статье 52.2 Закона Российской Федерации «Об образовании», принят Закон Сахалинской области «О внесении изменения в статью 12 Закона Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области».

В целях привлечения молодых квалифицированных кадров в областные государственные и муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения принят Закон Сахалинской области « О денежных пособиях молодым специалистам, прибывшим на работу в областные государственные или муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения ». Настоящим Законом установлены увеличенные размеры денежного пособия отдельным категориям молодых специалистов за счет средств областного бюджета и определен порядок назначения пособия.

Внесены изменения в Закон Сахалинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству», которыми увеличиваются объемы субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Сахалинской области по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Закон Сахалинской области «Об основах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области» определяет основные принципы организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, устанавливает основные направления деятельности и разграничивает полномочия органов государственной власти в этой сфере.

Поправка, принятая Законом Сахалинской области « О внесении изменения в Закон Сахалинской области «О комплексной целевой программе «Дети Сахалина» на 2007-2010 годы», позволит привлекать к профилактической работе с детьми и молодежью при проведении ярмарок «Здоровья» с выездами в муниципальные образования Сахалинской области врачей психиатров-наркологов, специалистов областного центра по профилактике борьбы со СПИДом.

В октябре 2010 года принят Закон Сахалинской области «О стипендиальном обеспечении обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Сахалинской области».

23 декабря 2010 года принят Закон Сахалинской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области», который разработан в целях унификации законодательства Сахалинской области и регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Сахалинской области за счет средств областного бюджета.

Законом Сахалинской области «О социальной поддержке семей, имеющих детей, проживающих на территории Сахалинской области» объединяются правовые нормы, регулирующие указанные правоотношения. Законом предусматривается увеличение срока предоставления ежемесячного пособия на детей с 16 до 18 лет и единовременная денежная выплата при одновременном рождении трех и более детей.

В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве принят Закон Сахалинской области « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области».

В первом чтении принят проект закона Сахалинской области « О внесении изменения в статью 4 Закона Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области», устанавливающий меры социальной поддержки педагогам, преподающим родные языки коренных малочисленных народов Севера.

3.Парламентские общественные слушания, работа с общественностью

В целях выявления интересов населения Сахалинской области, учета их в своей деятельности, привлечения общественности к подготовке и обсуждению нормативных правовых актов, выработки на основе изучения общественного мнения рекомендаций и предложений по вопросам законотворческой и контрольной деятельности Сахалинской областной Думой в 2010 году активно использовались такие формы работы, как парламентские и общественные слушания, «круглые столы», гражданские дискуссии, семинары, другие формы работы. Создан общественный консультативный Совет, Молодежный парламентский центр при Сахалинской областной Думе.

В 2010 году были проведены два парламентских слушания. В частности, 2 июня 2010 года в соответствии с постановлением Сахалинской областной Думы по проекту закона Сахалинской области состоялись парламентские слушания на тему: «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Сахалинской области за 2009 год».

Отличительной особенностью 2009 года являлось влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие Сахалинской области, но несмотря на это обстоятельство, 2009 год для Сахалинской области был самым успешным (рекордным) по всем параметрам областного бюджета. В течение года в первоначально утвержденный бюджет вносились изменения, в результате которых утвержденный объем доходов был увеличен на 23%, объем расходов был увеличен на 38%.

Проведенный анализ основных параметров исполнения областного бюджета Сахалинской области за период с 2002 года по 2009 год показывает, что доходы областного бюджета за указанный период увеличились более чем в 8,4 раза - с 6,2 млрд. рублей в 2002 году до 52,2 млрд. рублей в 2009 году,при этом рост налоговых и неналоговых доходов составил 35,8 млрд. рублей (увеличение в 14,2 раза по сравнению с объемом налоговых и неналоговых доходов в 2002 году). Расходы областного бюджета за указанный период увеличились более чем в 7,5 раза - с 6,3 млрд. рублей в 2002 году до 47,5 млрд. рублей в 2009 году.

За счет средств областного бюджета в отчетном году удалось значительно укрепить материальную базу областных и муниципальных бюджетных учреждений . Приобретены учебные кабинеты и аппаратно-программные комплексы для школ, оборудование для учебных мастерских, технологическое оборудование для столовых, обновлена учебная техника в учреждениях профтехобразования. Проведены капитальные ремонты во многих областных учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты и культуры.

Значительные средства в отчетном периоде вложены в инвестиции. Северные регионы, в том числе Сахалинская область, вносят в экономику страны существенный вклад, но экономическое положение самих регионов и уровень жизни их населения оставляет желать лучшего. В области по-прежнему сохраняется низкий уровень технического состояния инфраструктуры и жилищного фонда. Стоимость транспортных и жилищно-коммунальных услуг в несколько раз выше, чем в других регионах России. Большинство граждан, проживающих в Сахалинской области, не имеют возможности выехать в благоприятные для проживания регионы России за счет собственных средств.

Проблема качества атмосферного воздуха является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние окружающей среды городов и населенных пунктов, а также на здоровье населения.

В целом, благодаря областному бюджету, область достойно пережила кризис, принесший неприятности многим российским регионам. Участники слушаний высказали ряд замечаний по статьям бюджетного планирования. Все предложения вошли в итоговые рекомендации, которые нашли свое отражение при составлении проекта закона о бюджете области на 2011 год.

Также был сделан акцент на разделе "Национальная экономика": расходы на поддержку отраслей промышленности по отношению к первоначальному бюджету текущего года увеличены на 1,8 млрд. рублей и планируются в сумме 8,9 млрд. руб. В данном разделе учтены средства на реализацию мероприятий по государственной поддержке топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы, сельского, рыболовного, лесного и дорожного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и других вопросов в области национальной экономики.

По поводу межбюджетных отношений было заявлено, что они претерпели значительные изменения и в настоящее время выбрано направление, обеспечивающее большую самостоятельность муниципальных образований. Эти правила установлены бюджетной политикой государства, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации.

Также в новом бюджете запланировано финансирование 33 законов и 32 областных целевых программ, значительные средства предусмотрены на поддержку экономики бюджетообразующих предприятий и малого бизнеса. Не оставлено без внимания и сельское хозяйство. В частности, на областную целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области» предусмотрено 362 млн. рублей. За счет этих средств планируют приобрести сельхозтехнику и оборудование, предоставить субсидии на животноводческую продукцию, на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота и поставку молодняка племенных животных.

Главные позитивные итоги реализации государственной политики в области общественных отношений заключаются в том, что удалось сформировать концептуальные основы и принципы региональной политики в области взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественного сектора в регионе; сотрудничество Сахалинской областной Думы, с общественными и иными некоммерческими объединениями осуществляется систематически; создать условия для обеспечения более эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии области; внедрить формы социального партнерства; обеспечить практическую реализацию механизмов поддержки деятельности общественных и иных некоммерческих организаций.