МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"

1.Республика Алтай (Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай)

1.1.Законодательная деятельность Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в 2010 году

Законопроектная деятельность в 2010 году осуществлялась Парламентом Республики Алтай на основании постановлений Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, утвердивших планы законопроектной и контрольной деятельности Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, его Президиума и Аппарата на первое и второе полугодия 2010 года.

Государственным Собранием–Эл Курултай в 2010 году было принято 75 законов Республики Алтай, в том числе в сферах:

-государственного строительства, местного самоуправления и защиты прав граждан – 20 (из них по плану - 9) (в 2009 году – 17, из них по плану – 4);

-в сфере бюджетной и налоговой политики – 12 (из них по плану -11) (в 2009 году – 18, из них по плану – 8);

-в сфере экономической политике, предпринимательства и туризма – 19 (из них по плану – 11) (в 2009 году – 14, из них по плану – 5);

-в сфере социальной защиты и охраны здоровья населения – 12 (из них по плану–9) (в 2009 году – 19, из них по плану – 6);

-в сфере образования, молодежной политики, культуры, спорта, средств массовой информации и общественных объединений – 3 (из запланированных 7) (в 2009 году – 12, из них по плану – 2);

-в сфере аграрной политики, природопользования и развития села – 9 (из них по плану – 6) (в 2009 году – 13, из них по плану – 1).

Парламентом Республики Алтай в 2010 году принято новых, базовых законов–21, в т.ч. в сферах:

-государственного строительства, местного самоуправления и защиты прав граждан – 6 (в 2009 году – 3):

Закон Республики Алтай от 31.05.2010г. № 6-РЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Алтай»;

Закон Республики Алтай от 31.05.2010г. № 17-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Алтай»;

Закон Республики Алтай от 24.06.2010г. № 28-РЗ «Об образовании населенного пункта»;

Закон Республики Алтай от 24.06.2010г. № 30-РЗ «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом»;

Закон Республики Алтай от 25.06.2010г. № 37-РЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Республики Алтай»;

Закон Республики Алтай от 03.11.2010г. № 57-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях»;

-в сфере бюджетной и налоговой политики – 5 (в 2009 году - 3):

Закон Республики Алтай от 21.06.2010г. № 27-РЗ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Алтай за 2009 год»;

Закон Республики Алтай от 21.06.2010г. № 25-РЗ «Об утверждении Методики распределения бюджетами поселений в Республике Алтай на осуществление переданных Российской Федерацией органам местного самоуправления поселений полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»;

Закон Республики Алтай от 01.10.2010г. № 52-РЗ «Об утверждении заключения договора от 31.12.2009г. № 2 о предоставлении государственных гарантий Республики Алтай»;

Закон Республики Алтай от 13.11.2010г. № 59-РЗ «Об особенностях правового положения государственных u1091 учреждений Республики Алтай в переходный период»;

Закон Республики Алтай от 03.12.2010г. № 69-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2011 год и на плановый период 2012-2013г.г.»;

-в сфере экономической политики, предпринимательства и туризма -5 (в 2009 году - 1):

Закон Республики Алтай от 31.05.2010г. № 5-РЗ «О Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014г.г.»;

Закон Республики Алтай от 24.06.2010г. № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения»;

Закон Республики Алтай от 25.06.2010г. № 33-РЗ «О полномочиях органов государственной власти в области регулирования торговой деятельности на территории Республики Алтай»;

Закон Республики Алтай от 01.11.2010г. № 56-РЗ «О величине прожиточного минимума пенсионера Республики Алтай на 2011 год»;

Закон Республики Алтай от 03.12.2010г. № 62-РЗ «Об установлении сроков наступления сезонов для исчисления гарантированных сроков на сезонные товары на территории Республики Алтай»;

-в сфере социальной защиты и охраны здоровья населения – 3 (в 2009 году - 4):

Закон Республики Алтай от 21.06.2010г. № 24-РЗ «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики

Алтай за 2009 год»;

Закон Республики Алтай от 03.12.2010г. № 63-РЗ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на 2011 год и на плановый период 2012-2013г.г.»;

Закон Республики Алтай от 03.12.2010г. № 65-РЗ «Об установлении в Республике Алтай квоты для приема на работу инвалидов»;

-в сфере аграрной политики и природопользования - 2 (в 2009 году - 0):

Закон Республики Алтай от 27.09.2010г. № 47-РЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории Республики Алтай»;

Закон Республики Алтай от 01.10.2010г. № 55-РЗ «О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Республики Алтай» .

1.2.Анализ основных направлений развития законодательства Республики Алтай в 2010 году

Конституционное, муниципальное и административное законодательство.

Конституционное законодательство: в 2010 году был принят ряд конституционных законов Республики Алтай о поправках в Конституцию Республики Алтай и о внесении изменений в конституционные законы Республики Алтай «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай» и «О Правительстве Республики Алтай».

Конституционными законами Республики Алтай от 31.05.2010г. № 1-КРЗ «О внесении поправок в ст.ст.103 и 113 Конституции Республики Алтай» и от 31.05.2010г. № 2-КРЗ «О внесении изменений в некоторые конституционные законы Республики Алтай» была введена ежегодная отчетность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай за деятельность Правительства Республики Алтай, в том числе по вопросам ведения Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай. Указанные нормы были внесены в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конституционным законом Республики Алтай от 03.11.2010г. № 6-КРЗ «О внесении поправок в Конституцию Республики Алтай» в Конституцию Республики Алтай были внесены поправки, которые можно разделить на несколько групп:

-первая группа поправок направлена на приведение Конституции Республики Алтай в соответствие с федеральным законодательством;

-вторая группа поправок направлена на совершенствование организации деятельности Парламента и Председателя Парламента (решен вопрос о компетенции по утверждению структуры и штатного расписания аппарата Парламента. Согласно принятым поправкам, указанный вопрос передан в ведение Председателя Парламента как представителя нанимателя, что полностью соответствует трудовому законодательству и законодательству о государственной службе);

-третьей группой поправок был увеличен срок полномочий депутатов Республики Алтай и Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай с 4 до 5 лет. Указанный Конституционный закон Республики Алтай был разработан Комитетом по правовой политике и местному самоуправлению и внесен на рассмотрение Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по предложению группы депутатов. Аналогичные изменения, касающиеся второй и третьей из указанных групп поправок, внесены в Конституционный закон Республики Алтай «О Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай» (Конституционный закон Республики Алтай от 03.11.2010 года № 7-КРЗ).

Конституционным законом Республики Алтай от 31.05.2010г. № 3-КРЗ «О внесении поправок в ст.ст.120 и 121 Конституции Республики Алтай» Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай было предоставлено право включать в состав Правительства Республики Алтай руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Республики Алтай, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Муниципальное законодательство: в целях развития сотрудничества и партнерства между республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления был принят Закон Республики Алтай от 31.05.2010г. № 17-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти Республики Алтай с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Алтай». Данным законом были установлены принципы, формы работы и полномочия органов государственной власти Республики Алтай по взаимодействию органов государственной власти Республики Алтай с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Алтай».

Законом Республики Алтай от 31.05.2010г. № 19-РЗ были внесены изменения в Закон Республики Алтай «О муниципальной службе в Республике Алтай». Этими изменениями были введены новые положения о классных чинах муниципальных служащих. Ранее республиканским законодательством было предусмотрено присвоение муниципальным служащим квалификационных разрядов. Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» возможность присвоения квалификационных разрядов или классных чинов не была предусмотрена. Субъектам Российской Федерации права вводить такие нормы также не было предоставлено. Это нарушало права муниципальных служащих и не соответствовало принципу соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, установленному указанным Федеральным законом, поэтому в него были внесены соответствующие изменения, что повлекло принятие соответствующего законодательного акта Республики Алтай.

Административное законодательство: в 2010 году в Закон Республики Алтай от 24.06.2003г. № 12-8 «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» законами Республики Алтай от 31.05.2010г. № 22-РЗ, от 24.06.2010г. № 31-РЗ, от 25.06.2010г. № 34-РЗ были внесены изменения:

-по введению административной ответственности за нарушение правил перевозки грузов и багажа;

-по введению административной ответственности за семейно-бытовое дебоширство;

-по приведению Закона в соответствие с правилами юридической техники (в основном исключения ссылок на статьи Закона, которые ранее были признаны утратившими силу).

В связи с установлением на федеральном уровне полномочий субъектов Российской Федерации по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был принят Закон Республики Алтай от 03.11.2010г. № 57-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях».

До 2008 года в городском округе и муниципальных районах существовали муниципальные административные комиссии, образованные на основании закона Республики Алтай о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями. В конце 2007 года Верховным Судом Российской Федерации было определено, что передача таких полномочий неправомерна, т.к. для субъектов Российской Федерации такого права федеральным законодательством не дано. По протестам прокуратуры республиканский закон (как и законы в других субъектах Российской Федерации) был признан утратившим силу. До принятия Закона Республики Алтай от 03.11.2010г. № 57-РЗ действовали административные комиссии, созданные Правительством Республики Алтай.

Законодательство по вопросам бюджетной, финансовой и налоговой политики: в 2010 году после беспрецедентных антикризисных мер, осуществленных в течение 2009 года, законотворческая работа Комитета по бюджету и налоговой политике была направлена на переход к сбалансированной бюджетной политике, был продолжен ряд антикризисных мер, доказавших свою эффективность, таких, как создание условий для самозанятости населения, грантовая поддержка начинающих предпринимателей, субсидирование сельхозтоваропроизводителей. Взвешенная бюджетная и налоговая политика органов государственной власти республики позволили объем доходов бюджета республики увеличить до 11,5 млрд.руб., что практически на 2,0 млрд.руб. выше первоначально запланированных в бюджете на 2010 год.

Примечательно, что также возросли объемы собственных доходов до 2,5млрд.руб., несмотря на то, что большая часть налоговых и неналоговых доходов была делегирована в местные бюджеты. По итогам 9-ти месяцев 2010 года Республика Алтай занимает абсолютное лидерство в Сибирском федеральном округе и по стране по темпам роста бюджетных доходов с результатом 50%. Однако в консолидированный бюджет поступило лишь 4,1 млрд.руб., что связано с низкой налогооблагаемой базой и последствиями кризиса 2009 года. Вместе с тем, удалось выполнить все социальные обязательства бюджета перед населением, а также сохранить и профинансировать ряд инвестиционных программ.

Практически полностью реализованы рекомендации, изложенные в постановлении Парламента Республики Алтай при принятии бюджета республики на 2010-2012г.г. Комитетом в рамках законотворческой и контрольной деятельности в 2010 году проведено 12 заседаний Комитета, на которых рассмотрено 26 законопроектов и более 30 постановлений. С учетом внеплановых трансфертов из федерального бюджета и дополнительных доходов в течение года четырежды корректировался бюджет республики на 2010 год.

В течение нескольких месяцев в соответствии с Законом Республики Алтай «О бюджетном процессе в Республике Алтай» проведена большая работа над проектом республиканского бюджета на 2011-2013г.г. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на указанный период депутаты рассмотрели на сентябрьской сессии 2010 года. Были сформированы рабочие группы по основным направлениям деятельности профильных комитетов Парламента, работа которых координировалась головным Комитетом по бюджету и налоговой политике. По ходу работы депутатских групп были сформированы конструктивные предложения в проект республиканского бюджета. Итогом совместной работы депутатского корпуса с Правительством Республики Алтай и муниципальными образованиями является то, что в профильный Комитет не поступило ни единой поправки в республиканский бюджет при его принятии во втором чтении. Все конструктивные предложения депутатов сформированы в постановлении Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай в виде рекомендаций органам исполнительной власти и местного самоуправления, которые в течение года будут отслеживаться и исполняться профильными комитетами Парламента республики.

Основная концепция принятия бюджета на предстоящие три года заключается в ярко выраженном социальном характере расходов, которые составляют 62,2% или 5,5 млрд.руб. из общих ассигнований, а также в продолжении курса на государственную поддержку реального сектора экономики.

На агропромышленный комплекс предусмотрены 437,0 млн.руб., на поддержку малого и среднего предпринимательства–141,0 млн.руб., на создание инфраструктуры Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа – 400,0 млн.руб., на дорожную отрасль–633,0 млн.руб., из них впервые 56,0 млн.руб.направляется на ремонт дорог в сельских поселениях.

Особенностью принятого на 2011-2013г.г. республиканского бюджета является восстановление Республиканского дорожного фонда с обозначением источников его формирования, а также всемерного снижения его дефицита, чтобы он не стал препятствием для развития и сведение на нет внутреннего долга по госгарантиям Республики Алтай. Кроме того, в бюджете на 2011 год заложен Резервный фонд в сумме 563,0 млн.руб. на решение наиболее острых социальных проблем в регионе.

Принятый в 2010 году Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2011 год и на плановый период 2012-2013г.г.» уже сегодня во многом созвучен с содержанием Послания Президента страны Федеральному Собранию Российской Федерации. Так, для решения ключевой проблемы, связанной с нехваткой детских садов, предусмотрено более 120,0 млн.руб. на строительство и реконструкцию 6 дошкольных учреждений более чем на 700 мест. Предусмотрены средства на дистанционное обучение детей-инвалидов, будет продолжено строительство 14 школ и 3 районных больниц.

Законодательство по вопросам экономической политике, предпринимательства и туризма.

Экономическая политика: наиболее значимым с точки зрения создания правовых условий, необходимых для реализации структурных реформ, инвестиционной стратегии, направленных на диверсификацию и повышение конкурентоспособности экономики, развитие продуктивной системы партнерства государства и частного бизнеса, следует отметить Закон Республики Алтай от 31.05.2010г. № 5-РЗ «О Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010- 2014г.г.».Основная цель принятого Закона–создание условий для повышения уровня благосостояния и качества жизни населения, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала Республики Алтай, привлечения инвестиций в экономику республики, преодоление последствий влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Алтай.

Данный Закон был принят с учетом предложений не только депутатов, но и общественности Республики Алтай. В частности, были учтены предложения Общественной палаты Республики Алтай, научных работников Горно-Алтайского государственного университета, а также Совета молодых ученых и специалистов Республики Алтай. В целях реализации указанного Закона принято 20 постановлений Правительства Республики Алтай.

В связи с необходимостью осуществления социальных доплат к пенсии пенсионерам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума пенсионера в 2011 году, принят Закон Республики Алтай от 01.11.2010г. № 56-РЗ «О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Алтай на 2011 год». Расчет величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Алтай на 2011 год осуществлен на основании потребительской корзины в Республике Алтай и информации об уровне потребительских цен на товары и услуги, предоставленной Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай, прогнозных темпов роста цен на продовольственные и непродовольственные товары (в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Алтай на 2011 год и на период до 2013 года). Средневзвешенная величина прожиточного минимума пенсионера на 2011 год составляет 4 930руб.

Анализ показывает, что большая часть принятых законов, находящихся введении Комитета Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по экономической политике, предпринимательству и туризму, касается совершенствования программно-целевого управления социально-экономическим развитием республики. В данном направлении в 2010 году приняты следующие законодательные акты Республики Алтай:

-Закон Республики Алтай от 31.05.2010г. № 11-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Автомобильные дороги Республики Алтай (2008-2010г.г.)». Указанным Законом предусмотрено новое мероприятие по строительству автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Алтай за счет средств федерального бюджета, а также перераспределение средств республиканского бюджета Республики Алтай, направленных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай.

Объем финансирования за счет средств республиканского и федерального бюджетов согласно Программе на 2008-2010г.г. составлял 8 714 716,68 тыс.руб., фактически выделено средств в размере 1 792 888,1 тыс.руб. (20,6%), в т.ч. по годам: 2008 год–505 615,7 тыс.руб.; 2009 год–689 814,0 тыс.руб.; 2010 год–597 458,4 тыс.руб.

-Закон Республики Алтай от 25.06.2010г. № 38-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Развитие аэропорта «Горно-Алтайск» в Республике Алтай на 2008-2010г.г.». Закон принят с целью перераспределения средств с программных мероприятий, осуществление которых не относится к компетенции Республики Алтай (в связи с переходом акций ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» в частную собственность), на строительство нового аэровокзального комплекса, отвечающего современным требованиям по обслуживанию пассажиров, обеспечению авиационной безопасности.

В связи с необходимостью приведения объемов финансирования плановых мероприятий Программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года» в соответствие с Соглашением о предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Алтай на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации законами Республики Алтай от 31.05.2010г. № 9-РЗ и от 25.06.2010г. № 36-РЗ внесены соответствующие изменения.

Экономический и социальный эффект реализации указанной целевой программы выражается в обеспечении бесперебойного энергоснабжения населения, объектов социальной сферы и жилищно-коммунальной сферы отдаленных и труднодоступных сел в местах проживания коренных малочисленных народов: с.с.Курмач-Байгол, Бийка, Чуйка, Суранаш, Аркыт, Коо, Язула, Беле и Кок-Паш, а также в введении в эксплуатацию двух школ на 130 ученических места: в 2010 году–основной общеобразовательной школы на 80 учащихся в с.Сайдыс Майминского района, в 2011 году–основной общеобразовательной школы на 50 мест с пришкольным интернатом на 10 мест в с.Курмач-Байгол Турочакского района, что обеспечит общедоступное бесплатное начальное, общее, среднее (полное) образование в местах проживания коренных малочисленных народов.

Законодательство в сфере предпринимательской деятельности: Законом Республики Алтай от 03.12.2010г. № 64-РЗ «О внесении изменения в ст.4 Закона Республики Алтай «Об установлении предельных значений площади арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Алтай или муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты такого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего u1087 предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества» продлен срок, позволяющий субъектам малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности Республики Алтай или муниципальной собственности предоставлять в соответствии с Федеральным законом преимущественное право на приобретение такого имущества. Кроме того, продлен срок рассрочки оплаты субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Алтай и муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

В связи с реализацией на территории Российской Федерации государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства Законом Республики Алтай от 31.05.2010г. № 8-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010г.г.» расширен перечень мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

-предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат при приобретении техники по договорам лизинга;

-предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.

Мероприятия по развитию лизинга оборудования способствующие высвобождению оборотных средств предприятия за счет неединовременной уплаты стоимости необходимого для производства имущества, и, в то же время, не будут препятствовать привлечению традиционных средств, необходимых для производства продукции, работ, услуг-кредитов и займов. Поскольку, в случае привлечения кредита под покупку оборудования, качественно ухудшилась бы структура баланса в части увеличения кредиторской задолженности предприятия, что снизило бы привлекательность его как для потенциальных инвесторов, так и для кредиторов.

Результатами реализации мероприятий по развитию лизинга оборудования станут обновление производственных фондов и приобретение дорогостоящего имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, рост количества товаропроизводителей и увеличение количества предпринимателей, начинающих собственный бизнес, снижение нагрузки указанных организаций по уплате первоначального взноса и процентов по привлеченным кредитам на приобретение техники по лизингу.

Мероприятия по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства облегчат доступ субъектов малого предпринимательства к объектам инженерной инфраструктуры.

По результатам действия Закона Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010г.г.» за 2010 год реализованы, в частности, следующие мероприятия:

-грантовая поддержка проектов, направленных на развитие предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Финансовую поддержку получили 202 субъекта малого и среднего предпринимательства на сумму 52,5 млн.руб., в т.ч. из средств республиканского бюджета -10,5 млн.руб., средств федерального бюджета - 42,0 млн.руб.;

-предоставление субсидий муниципальным образованиям в Республике Алтай для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. из средств республиканского бюджета - 4,25 млн.руб., средств федерального бюджета-17,0 млн.руб., размер софинансирования из местных бюджетов составил 3,3 млн.руб.;

-субсидии микрофинансовым организациям на формирование и пополнение их фондов. 53 субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлен микрозайм на сумму 40,74 млн.руб.

Общий объем запланированного финансирования мероприятий Программы составлял 1 818,76 млн.руб., из которых расходы республиканского бюджета Республики Алтай - 455,69 млн.руб., расходы федерального бюджета - 1 328,57 млн.руб., расходы местных бюджетов - 34,5 млн.руб. Фактически выделено 438,69 млн.руб., что составляет 25% от запланированного.

Законодательное регулирование туристской деятельности: туризм является одним из приоритетных направлений социально- экономического развития Республики Алтай, что закреплено в ряде документов стратегического планирования, в т.ч. в Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, в Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, а также в Среднесрочном стратегическом плане действий исполнительных органов государственной власти Республики Алтай на 2008-2012 гг.

В 2010 году Законом Республики Алтай от 31.05.2010г. № 7-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010г.г.» уточнены мероприятия по государственной поддержке туристских предприятий и объемы их финансирования без изменения общего объема финансовых затрат. Предложенные изменения обусловлены необходимостью продвижения туристского продукта Республики Алтай на российский и международный рынки, сотрудничества с республиканскими и российскими средствами массовой информации, участием в специализированных туристских выставках, организации и проведении рекламных кампаний, популяризации развития туризма и активного отдыха среди населения Республики Алтай, в том числе молодежи, проведения научно-исследовательских работ в сфере туризма, повышения квалификации работников туриндустрии бизнеса. Это требует значительных финансовых затрат и без государственной поддержки реализовать указанные мероприятия невозможно.

По итогам действия указанного Закона Республики Алтай были достигнуты, в частности, следующие результаты:

-динамика туристских посещений (туристический поток): 2008 год-до 1млн.чел., 2010 год-1,2млн.чел.;

-рост количества предприятий различных форм собственности, оказывающих туристические услуги (включая участников сельского туризма): 2008 год–558 предприятий, 2010 год–585 предприятий;

-увеличение количества действующих туристских объектов, предоставляющих услуги коллективных средств размещения: 2008 год - 161 туробъект, 2010 год –1 72 туробъекта.

Законодательство по вопросам аграрной политики и природопользования: работа Комитета Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по аграрной политике, природопользованию и развитию села была сформирована согласно Плану законопроектной деятельности Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай на 2010 год. В 2010 году деятельность Комитета проводилась по следующим направлениям:

-приведение законодательной базы Республики Алтай в соответствие с принятыми на федеральном уровне нормативными правовыми актами;

-подготовка и принятие нормативных правовых актов Республики Алтай в области земельных отношений, аграрной политики и природопользования;

-содействие своевременному и полному финансированию отраслей, относящихся к предмету ведения Комитета в соответствии с Законом Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2010 год и на плановый период 2011-2012 гг.»;

-анализ финансирования принятых законодательных актов в области поддержки аграрного сектора республики, охраны окружающей среды и профильных республиканских целевых программ.

-приведение в соответствие федеральному законодательству нормативных правовых актов Республики Алтай в сфере аграрной политики, охраны окружающей среды и природопользования.

Жилищное и градостроительное законодательство: в течение 2010 года законами Республики Алтай от 31.05.2010г. № 10-РЗ, от 03.11.2010 года № 58-РЗ, от 03.12.2010г. № 66-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Жилище» на 2008-2010г.г.» внесены дополнительные мероприятия в республиканскую целевую программу «Жилище» на 2008-2010г.г., а именно:

-по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Республике Алтай;

-по газификации Республики Алтай;

-по финансовому оздоровлению предприятий, оказывающих жилищно- коммунальные услуги;

-по оказанию мер финансовой поддержки (предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай) организациям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим содержание объектов, находящихся в собственности Республики Алтай, в целях распространения этого мероприятия не только на организации жилищно-коммунального хозяйства, а на все организации, осуществляющие содержание объектов, находящихся в собственности Республики Алтай.

Законодательство в сфере социальной политики и охраны здоровья населения: в целях реализации поставленных задач в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год, реализации мероприятий Парламента Республики Алтай и Правительства Республики Алтай по минимизации последствий финансово-экономического кризиса, а также исполнения плана законопроектной деятельности Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай на 2010 год в сфере социальной защиты и охраны здоровья населения были приняты, в частности, следующие нормативные правовые акты:

1.Законом Республики Алтай от 31.05.2010г. № 14-РЗ «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Старшее поколение на 2009-2011г.г.» средства, предусмотренные на мероприятия по строительству комплекса вспомогательных зданий и сооружений ГУ РА «Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 4» в 2010 - 2011г.г. были перемещены на проведение мероприятий по капитальному ремонту зданий ГУ «Республиканский Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 2», ГУ «Республиканский Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3» и ГУ «Республиканский психоневрологический интернат». Принятие данного Закона Республики Алтай позволило привлечь средства Пенсионного фонда Российской Федерации на капитальный ремонт учреждений социального обслуживания, улучшить условия проживания граждан пожилого возраста, решить вопросы капитального ремонта жилых корпусов и санитарно-технических коммуникаций учреждений.

2.Закон Республики Алтай от 31.05.2010г. № 13-РЗ «О внесении изменений в ст.2 Закона Республики Алтай «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по газификации жилых помещений в Республике Алтай», уточняющий категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки.

3.Целью принятия Закона Республики Алтай от 27.09.2010г. № 39-РЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» стало приведение положений Закона Республики Алтай от 15.06.2006г. № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей», а также Закона Республики Алтай от 31.03.2008г. № 23-РЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» в соответствие федеральному законодательству.

4.С целью уточнения источников оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и устранения коррупциогенных факторов был принят Закон Республики Алтай от 27.09.2010г. № 42-РЗ «О внесении изменений в ст.ст.1 и 2 Закона Республики Алтай «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения».

5.Законом Республики Алтай от 27.09.2010г. № 44-РЗ «О внесении изменений в ст.3 Закона Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан» дополнен перечень полномочий Правительства Республики Алтай в области охраны здоровья граждан в части установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленных производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и осуществления контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

6.Для реализации права на труд инвалидов, ищущих работу, а также обеспечения социальной защиты данной категории граждан от безработицы был принят Закон Республики Алтай от 03.12.2010г. № 65-РЗ «Об установлении в Республике Алтай квоты для приема на работу инвалидов» (в связи с чем потребовалось признание утратившим силу ранее действовавшего Закона Республики Алтай от 26.01.2000г. № 15-11 «О квотировании рабочих мест для, лиц особо нуждающихся в социальной защите»).

Законодательство в сфере культуры и образования: в 2010 году Комитетом Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по образованию, молодежной политике, спорту, культуре, средствам массовой информации и общественным объединениям большое внимание уделялось актуальным проблемам системы образования республики по следующим концептуальным направлениям:

-регулирование вопросов, возникших в условиях введения новых систем оплаты труда работников образования в Республике Алтай;

-обеспечение условий по переходу на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

-принятие мер по реализации Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

-обеспечение реализации этнокультурной составляющей содержания образования и разработка долгосрочной республиканской целевой программы сохранения и развития алтайского языка.

Особое внимание Комитетом в 2010 году было уделено решению вопросов бюджетного финансирования отраслей социально-культурной сферы. В 2010 году доля финансовых расходов на образование от общего объема средств консолидированного бюджета составила 38%. Бюджетные ассигнования республиканского бюджета на образование в целом позволяют обеспечить на территории Республики Алтай условия для реализации конституционных прав граждан на образование, повышение социального статуса учителя и его профессионального уровня, реализацию приоритетного национального проекта «Образование», развития региональной системы управления оценки качества образования. Вместе с тем, несмотря на проводимую работу, направленную на повышение качества образования в республике, проблема качества образования продолжает оставаться крайне актуальной и требует принятия кардинальных мер по ее решению.

В целях решения данной проблемы, а также ряда других насущных задач образовательной сферы республики постановлением Правительства Республики Алтай от 15.04.2010г. № 58 утверждена республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Алтай на 2010-2012г.г.». На реализацию мероприятий Программы потребуется 45 266тыс.руб., в т.ч. за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай – 44 522тыс.руб., за счет средств местных бюджетов – 744 тыс.руб.

Участие Республики Алтай в реализации приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования создало условия для позитивных изменений в образовательной сфере республики. Вместе с тем, реформирование образовательной системы, в т.ч. апробация и внедрение нового содержания и технологий обучения, форм и механизмов организации образовательной деятельности обозначило отставание правового регулирования отношений в сфере образования от ее потребностей.

Необходимо отметить ряд актуальных проблем в развитии системы регионального образования:

-недостаточный уровень удовлетворения потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях, слабая материально-техническая база в большинстве детских садов;

-совершенствование качества образования в Республике Алтай;

-создание региональной системы введения федерального государственного образовательного стандарта и его финансового обеспечения;

-обновление системы повышения квалификации педагогических работников, принятия мер, направленных на повышение их статуса;

-недостаточный уровень развития учебно-материальной базы сельских школ, в т.ч. малокомплектных школ;

-необходимость разработки механизма реализации этнокультурной составляющей содержания образования;

-развитие воспитательной составляющей образовательного процесса.

В целях законодательного обеспечения реализации этнокультурной составляющей образования в Республике Алтай необходимо разработать соответствующие Концепцию и законопроект. Также необходимо в предстоящем периоде:

-разработать и утвердить республиканскую целевую программу по сохранению и развитию алтайского языка на долгосрочный период;

-разработать и утвердить Концепцию научной, инновационной политики Республики Алтай;

-разработать программу развития профессионального образования в Республике Алтай;

-разработать программу модернизации профессионального образования Республики Алтай.

В целях дальнейшего формирования нормативной правовой базы в социально-культурной сфере, реализации инициатив, заявленных Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 и 2011гг., необходимо активизировать законотворческую деятельность по ряду важнейших направлений:

-содействие осуществлению мероприятий, направленных на создание в течение 2011 года для каждой школы в Республике Алтай проекта развития (школа будущего);

-содействие в разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих cовершенствование системы поиска и поддержки талантливых детей в Республике Алтай;

-разработка и реализация программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов.

1.3.Тенденции дальнейшего развития законодательства Республики Алтай в 2011 году

Мониторинг законотворческой деятельности в Республике Алтай свидетельствует о достаточной урегулированности на законодательном уровне всех сфер общественных отношений. Вместе с тем, ряд нормативных правовых актов как федерального, так и республиканского уровня, требуют более сложной, коррекционной проработки в целях их более эффективной реализации, в том числе в целях реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Кроме того, в целях устранения правовых пробелов требует разработки и принятия ряд нормативных правовых актов Республики Алтай.

Имеется в виду, что совершенствование законодательства Республики Алтай будет идти, в частности, по следующим направлениям:

1.В целях реализации посланий Президента Российской Федерации на 2010 и на 2011г.г. дополнительно необходимы разработка и принятие следующих законодательных актов Республики Алтай:

-по вопросу создания института Уполномоченного по правам ребенка в Республики Алтай;

-проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О государственной гражданской службе Республики Алтай» в части заключения контрактов, в соответствии с которыми оплата труда зависит от показателей результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего Республики Алтай;

-проекта закона Республики Алтай об установлении единовременной выплаты семьям при рождении третьего и последующего ребенка;

-проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай» и принятие подзаконных актов, устанавливающих порядок предоставления бесплатного питания обучающимся общеобразовательных школ из числа многодетных семей;

-проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по выплате компенсации части родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» с целью развития негосударственных дошкольных образовательных организаций;

На подзаконном уровне в целях реализации посланий Президента Российской Федерации требуется разработка и принятие:

-республиканской целевой программы «Доступная среда для инвалидов» (срок реализации-2011 год и плановый период);

-республиканской целевой программы «Информатизация учреждений здравоохранения Республики Алтай» (срок реализации-2011 год и плановый период);

-республиканской целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов» (срок реализации-2011 год и плановый период).

2.В целях устранения пробелов и коллизий, противоречий, устаревших и недействующих норм законодательства Республики Алтай требуются разработка и принятие, в частности, следующих законодательных актов Республики Алтай:

а) единой концепции государственного регулирования этнических процессов в Республике Алтай (в целях осуществления учета религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, проживающих на территории Республики Алтай, соблюдения равного статуса вероисповеданий, воспитания чувства уважения и доверия между народами);

б) проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» в части уточнения сроков подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010г. № 344-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

в) проекта Закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай» в части принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности и др. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», вступающего в силу с 1 июля 2011 года;

г) проекта закона Республики Алтай «О введении на территории Республики Алтай патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей» в целях легализации «теневого» малого бизнеса м(законодательные акты с аналогичным предметом правового регулирования уже приняты и действуют на территориях многих субъектов Российской Федерации);

д) проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в ст.7 Закона Республики Алтай «О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части установления соответствующих полномочий Правительства Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст.10 и 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно указанному Федеральному закону органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по принятию решений о выплате единовременных денежных компенсаций гражданам Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым данная помощь будет оказана;

ж) проекта закона Республики Алтай, регулирующего вопросы молодежной политики в Республике Алтай, поскольку нормы Закона Республики Алтай от 24.01.1997г. № 17-11 «О государственной молодежной политике в Республике Алтай» потеряли актуальность и за более чем 10-летний срок действия указанного законодательного акта морально устарели;

з) в связи с возникающими у органов местного самоуправления в Республике Алтай вопросами правоприменения положений Закона Республики Алтай от 01.08.2003г. № 13-1 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай» необходимо рассмотрение вопроса о конкретизации процедуры бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан в части:

-установления срока постоянного проживания граждан на территории соответствующих муниципальных образований;

-установления конкретного перечня документов, подтверждающих период постоянного проживания;

-детализации критериев, при которых у гражданина возникает право на получение земельного участка (в частности, установить, что право на получение

в собственность бесплатно земельного участка имеют только те граждане, которые не имели ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства и не имели ранее и не имеют на момент обращения в собственности жилых помещений на одного члена семьи менее учетной нормы);

и) в связи с принятием большого массива законодательных актов Республики Алтай в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями необходимо рассмотрение вопроса о разработке Порядка оказания органами исполнительной власти Республики Алтай консультативной и методической помощи органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.

Последовательное совершенствование и развитие законодательства Республики Алтай в 2010 году явилось важнейшим условием социально-экономического развития республики и решения стратегической задачи повышения качества жизни жителей Республики Алтай. В указанный период Парламентом Республики Алтай проведена системная работа по поддержанию сбалансированности республиканского законодательства, поиску и внедрению действенных механизмов его реализации, обеспечению надежности инструментов защиты прав граждан.