МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"

8.Иркутская область (Законодательное Собрание Иркутской области)

Деятельность Законодательного Собрания Иркутской области определяется Конституцией Российской Федерации, основными направлениями государственной политики, закрепленными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, требованиями федерального законодательства и корректируется с учетом изменений, вносимых в федеральные законы, а также Уставом Иркутской области и законами Иркутской области.

1.Основные показатели деятельности Законодательного Собрания

В 2010 году проведено 11 сессий Законодательного Собрания Иркутской области. Всего принято в окончательном чтении 142 закона.

По областям правового регулирования:

Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении

50

Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово- экономическому и налоговому законодательству

27

Комитет по социально-культурному законодательству

16

Комитет по здравоохранению и социальной защите

17

Комитет по собственности и экономической политике

17

Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве

15

Комиссия по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями

0

Комиссия по контрольной деятельности

0

Итого

142

Всего на сессиях Законодательного Собрания Иркутской области в 2010 году рассмотрено 409 вопросов, из них: 386 – рассмотрение и принятие законопроектов и проектов постановлений, 4 – Правительственные часы, 2 – Депутатские часы, 13 – заслушано информаций. На 11 сессиях Законодательного Собрания в 2010 году принято 506 постановлений. Постоянные комитеты и постоянные комиссии Законодательного Собрания в 2010 году провели 144 заседания, на которых рассмотрено 692 вопроса, внесено на рассмотрение сессий Законодательного Собрания 399 вопросов.

2.Государственное строительство области и местное самоуправление

Принято окончательно 50 законов. Наиболее значимыми из них стали:

- «О статусе административного центра Иркутской области»,

- «О государственных должностях Иркутской области»,

- «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (принят в 1-м чтении).

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» 12 октября 2008 года было сформировано Законодательное Собрание Иркутской области как законодательный (представительный) орган нового субъекта Российской Федерации.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва были проведены 12 октября 2008 года в соответствии с Положением о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 года № 286. Указанное Положение применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва.

В последующем в соответствии со статьей 19 Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», наименование, срок полномочий и порядок формирования законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации определяются уставом и законами нового субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целью принятия законопроекта «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» является реализация предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий по осуществлению законодательного регулирования вопросов, связанных с проведением выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго и последующих созывов.

Закон Иркутской области от 21 июня 2010 года № 49-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области». В соответствии с Уставом Иркутской области административно-территориальное устройство области имеет целью оптимальную организацию государственной власти на территории области. Указанный Закон устанавливает не только административно-территориальное устройство Иркутской области, но и порядок его изменения.

В рамках развития гражданского общества, общества с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимого от государства, но взаимодействующего с ним, разработаны и приняты Закон Иркутской области от 18 июня 2010 года № 44-ОЗ «Об областном опросе», Закон Иркутской области от 18 июня 2010 года № 45-ОЗ «О народной правотворческой инициативе» и Закон Иркутской области от 19 июля 2010 года № 78-ОЗ «Об областном народном обсуждении».

Закон Иркутской области от 13 октября 2010 года № 92-ОЗ «О противодействии коррупции в Иркутской области» направлен на регулирование комплекса политических, организационных, информационно-пропагандистских, правовых, специальных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Иркутской области, иными государственными органами Иркутской области, направленных на предупреждение коррупции, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

3.Бюджет, ценообразование, финансово-экономическое и налоговое законодательство

Основным направлением законотворческой деятельности в этой сфере является совершенствование бюджетного законодательства, а также регулирование отношений в сфере образования, распределения и использования денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти Иркутской области и предназначенных для решения задач, стоящих перед Иркутской областью.

Наиболее значимой была работа по проектам законов Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2010 год». За отчетный период было внесено 8 изменений и дополнений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2010 год». Анализ всех поступивших проектов законов показывает, что каждая корректировка связана с поступлением дополнительных средств из федерального бюджета в областной бюджет.

Необходимо отметить, что проект закона «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2010 год», который был рассмотрен на заседании Законодательного Собрания Иркутской области 15 декабря 2010 года, предусматривал увеличение доходной базы областного бюджета за счет поступления дополнительных доходов от налога на прибыль и ряда других налогов, что позволило направить эти средства на погашение дефицита бюджета, а также на сокращение государственного долга.

Так, при последней корректировке областного бюджета в 2010 году были утверждены следующие основные характеристики областного бюджета на 2010год:

-общий объем доходов областного бюджета в сумме5 035 126,6 тыс.руб., в том числе:

- безвозмездные поступления в сумме4 051 136,1 тыс. руб., из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 24 038 138,9 тыс. руб.;

- общий объем расходов областного бюджета в сумме73 445 110,6 тыс. руб.;

- размер профицита областного бюджета в сумме 1 590 016,0 тыс. руб.

Закон Иркутской области от 21 декабря 2010 года № 133-ОЗ

«Об областном бюджете на 2011 год»

Проект закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2011 год» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области», а также в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 – 2013 годах, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Иркутской области на 2011 год.

Формирование основных параметров областного бюджета Иркутской области на 2011 год осуществлено в соответствии с требованиями действующего бюджетного и налогового законодательства с учетом планируемых с 2011 года изменений.

Основные параметры областного бюджета на 2011 год сформированы в следующих объемах:

доходы – 60 061 044,2 тыс. рублей;

расходы – 60 313 614,1 тыс. рублей;

дефицит – 252 569,9 тыс. рублей (0,5 %).

Прогноз доходов консолидированного бюджета области и областного бюджета на 2011 год осуществлен на основании инерционного варианта прогноза социально-экономического развития области на 2011 год.

4.Собственность и экономическая политика

Приоритетной задачей работы депутатов в этой сфере законотворческой деятельности в 2010 году стало рассмотрение Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 –2015 годы. Основные цели Программы: повышение качества человеческого потенциала и создание условий для нового экономического роста Иркутской области. Для достижения этих целей потребуется решение целого комплекса задач: улучшение демографической ситуации, развитие системы здравоохранения и улучшения состояния здоровья населения, обеспечение эффективного использования природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора в условиях устойчивого роста экономики Иркутской области и повышения качества жизни населения и многое другое.

Реализация Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 – 2015 годы осуществляется в рамках Плана действий регионального Правительства, ежегодно утверждаемого правовым актом Правительства Иркутской области.

Также наиболее значимой была работа над следующими законами Иркутской области:

Закон Иркутской области от 5 апреля 2010 года № 11-ОЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Иркутской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области»

Согласно статье 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации законом устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации. Предметом регулирования Закона Иркутской области от 7 октября 2004 года № 51-оз «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области» (далее – Закон) являются правоотношения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области. В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона сделки с объектами областной государственной собственности могут осуществляться на безвозмездной основе в случаях, установленных Законом. В виду неоднозначного толкования нормы, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона, возникли сложности в ее применении. В связи с этим потребовалось внесение соответствующего изменения в Закон в целях недопущения двоякого толкования анализируемой нормы и предотвращения судебных споров.

Закон Иркутской области от 8 ноября 2010 года № 107-ОЗ «Об особенностях реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области» (далее – Закон № 107-ОЗ)

В соответствии со статьями 3, 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Федеральный закон) предусматривается принятие законов субъекта Российской Федерации об установлении предельного значения площади арендуемых помещений и срока рассрочки оплаты арендуемого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества.

Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции Федерального закона преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства предоставлялось до 1 июля 2010 года, что было воспроизведено и в нормах соответствующих областных законов, которые действовали до 1 июля 2010 года и с этого момента утратили силу.

Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 16 июля 2010 года, срок предоставления преимущественного права продлен до 1 июля 2013 года.

В связи с указанными изменениями федерального законодательства потребовалось принятие Закона № 107-ОЗ.

Закон Иркутской области от 20 декабря 2010 года № 131-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 131-ОЗ)

В ранее действующей редакции Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210) органы местного самоуправления осуществляли полномочия по государственному регулированию тарифов организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляли более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

В настоящее время Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 210-ФЗ внесены изменения, согласно которым регулирование тарифов организаций коммунального комплекса в полном объеме отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

С учетом изложенного, принимая во внимание сложившуюся многолетнюю практику регулирования органами местного самоуправления тарифов организаций коммунального комплекса, когда на местах сложился устойчивый и квалифицированный кадровый состав регулирующих органов, система оперативного взаимодействия и обмена информацией между органом регулирования и хозяйствующими субъектами, органами государственной власти Иркутской области было инициировано принятие Закона № 131-ОЗ.

5.Здравоохранение и социальная защита

Среди принятых законов необходимо отметить законы, имеющие большую социальную значимость:

1. Закон Иркутской области от 5 марта 2010 года № 7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области» предусматривает меры по недопущению нахождения детей в местах, запрещенных для посещения детьми, а также в местах, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Закон также предусматривает меры по осуществлению контроля за посещаемостью детьми общеобразовательных учреждений, устанавливает полномочия Законодательного Собрания Иркутской области, Правительства Иркутской области в сфере содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также регламентирует вопросы, связанные с участием органов местного самоуправления в оказании такого содействия.

В рамках работы комитета по данным законам в мае и октябре 2010 года был проведен мониторинг по практике их применения на территориях муниципальных образований Иркутской области. Муниципальными образованиями были представлены предложения по совершенствованию законодательства о мерах, направленных на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Предварительный анализ практики реализации Закона показал, что во многих муниципальных образованиях области достаточно активно идет процесс реализации полномочий по осуществлению мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, предусмотренных частью 2 статьи 7 Закона. Во всех муниципальных образованиях созданы экспертные комиссии по определению мест, запрещенных для посещения детьми, а также мест, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

На заседании Молодежного Парламента при Законодательном Собрании Иркутской области совместно с комитетом по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области был заслушан вопрос «О реализации Закона Иркутской области от 5 марта 2010 года № 7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области».

Исполнение данного Закона в 2011 году будет находиться на контроле комитета.

2. Закон Иркутской области от 5 марта 2010 года № 3-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области и порядке предоставления им жилых помещений» .

Принятие данного Закона вызвано необходимостью приведения Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года № 6-оз «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области и порядке предоставления им жилых помещений» в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».

В результате принятия данного Закона области исключено условие предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде срока постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данным Законом области установлен порядок предоставления единовременной денежной выплаты ветеранам на строительство или приобретение жилого помещения.

3. Комитетом по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области проделана работа по разработке и принятию законов Иркутской области в области здравоохранения в преддверии разработки проекта программы модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011 – 2012 годы:

- Закон Иркутской области от 5 марта 2010 года № 4-ОЗ «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области». В данном Законе комплексно разграничены полномочия в сфере здравоохранения между законодательной и исполнительной властью области. Целью принятия Закона являлось, прежде всего, осуществление законодательного регулирования правоотношений, связанных с реализацией органами государственной власти области отдельных полномочий в сфере здравоохранения, закрепленных за ними Федеральным законом № 184-ФЗ и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- Закон Иркутской области от 8 ноября 2010 года № 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания специализированной дерматовенерологической, противотуберкулезной, психоневрологической медицинской помощи». Закон предусмотрел наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по оказанию специализированной медицинской помощи;

- Закон Иркутской области от 21 декабря 2010 года № 132-ОЗ «О внесении изменения в статью 10 Закона Иркутской области «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи в Иркутской области». В нем устанавливается, что работающим гражданам, не являющимся инвалидами, перенесшим острый инфаркт миокарда, операции на сердце и магистральных сосудах, пролеченным после нестабильной стенокардии, острого нарушения мозгового кровообращения, непосредственно после стационарного лечения, предоставляется санаторно-курортное лечение в порядке и на условиях, установленных исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным Правительством Иркутской области. Данный Закон – это способ создать механизм, позволяющий осуществлять финансирование соответствующих расходов в 2011 году за счет средств областного бюджета.

6.Социально-культурное законодательство

Решение проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является залогом для реализации возможностей этих ребят успешно выстроить свою жизнь, самореализоваться. Именно поэтому депутаты Заксобрания одобрили пакет законов Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области».

- Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области».

Указанный Закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливает для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии прав на жилое помещение и регулирует отдельные вопросы их реализации в Иркутской области;

- Закон Иркутской области от 18 июня 2010 года № 47-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма».

Указанный Закон направлен на определение порядка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с законодательством области;

- Закон Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (городские округа и муниципальные районы) государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Таким образом, определенно не только право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение, но и определен механизм его реализации.

Среди принятых законов необходимо отметить Закон Иркутской области от 8 ноября 2010 года № 103-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

На территории Иркутской области действовали законы Иркутской области, предусматривающие возмещение расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее – сельская местность) и работающих в государственных учреждениях Иркутской области, муниципальных образовательных учреждениях, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в нем. В частности, Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 113-оз «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» и Закон Иркутской области от 14 ноября 2007 года № 73-оз «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях».

В вышеназванных законах Иркутской области содержался различный подход к предоставлению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и работающим в государственных учреждениях Иркутской области, муниципальных образовательных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – оплата ЖКУ).

Принятие указанного Закона направлено на обеспечение единообразного подхода к вопросам, связанным с возмещением расходов на оплату ЖКУ педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, что предполагает повышение уровня социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.

В отчетный период были рассмотрены изменения в следующие программы:

- областная государственная целевая программа «Пожарная безопасность на 2007 – 2010 годы». Принятые изменения в программу позволили перераспределить финансовые средства на приобретение пожарно-технического вооружения для оборудования автотранспорта подразделений пожарной охраны области;

- областная государственная целевая Программа поддержки и развития учреждений дошкольного образования в Иркутской области на 2009 – 2014 годы и областная государственная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Иркутской области» на 2009 – 2011 годы. Изменения в данные программы приняты с целью эффективного использования средств областного бюджета области;

- областная государственная социальная программа «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005 – 2019 годы. Изменения в областную государственную социальную программу «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005 – 2019 годы предусматривали продолжение набора новых участников, продления сроков исполнения мероприятий Программы до 2019 года и увеличение возраста обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя до 35 лет, которым при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации областной государственной социальной программы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005 – 2019 год.

7.Природопользование, экология и сельское хозяйство

Особую актуальность имеют законы:

- «О предельных максимальных ценах кадастровых работ в отношении земельных участков» ( от 5 апреля 2010 года № 12-ОЗ). Закон принят в целях реализации части 3 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и устанавливает предельные максимальные цены кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (далее – предельные максимальные цены).

- «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в Иркутской области» (от 12 июля 2010 года № 70-ОЗ).

Цель принятия Закона – определить максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в Иркутской области;

- «Об отдельных вопросах в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области» (от 18 июня 2010 года № 46-ОЗ).

Законом осуществляется правовое регулирование отдельных вопросов в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для работы над проектом закона была создана рабочая группа.

- «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» (от 18 октября 2010 года № 93-ОЗ).

Закон принят в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования. Закон определяет порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и устанавливает правила приема, учета и транспортировки древесины на территории Иркутской области. Комитетом проведена большая работа и собраны мнения различных государственных, коммерческих и общественных организаций, имеющих отношение к лесной отрасли. Также получены мнения глав муниципальных образований о необходимости принятия данного закона.

- «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Иркутской области» (от 8 октября 2010 года № 85-ОЗ).

Законом определены обязанности охотпользователей по обеспечению пожарной безопасности.

В течение года на сайт Законодательного Собрания (рубрика «Получи землю бесплатно») приходили обращения жителей Иркутской области, касающиеся реализации Закона от 12 марта 2009 года № 8-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». По итогам рассмотрения проблем, возникающих в правоприменительной практике, внесены изменения в части уточнения категорий граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно для ведения индивидуального жилищного строительства, строительства жилого дома на приусадебном земельном участке.

Мероприятия по реализации положений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

Положения Послания стали для Законодательного Собрания Иркутской области ориентиром, который определил планы работы депутатского корпуса на 2010 год.

За прошедший год была проведена большая законотворческая работа по созданию правовой базы для реализации программы модернизации политической системы.

Среди конкретных шагов, направленных на предоставление дополнительных гарантий равенства в конкурентной борьбе политических партий, необходимо отметить принятие в окончательном чтении законов Иркутской области «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Иркутской области, при освещении их деятельности региональным телеканалом» и «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Иркутской области, при освещении их деятельности региональным радиоканалом», а также принятый в первом чтении проект закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области». Приняты поправки в Регламент Законодательного Собрания Иркутской области, благодаря которым уже с 2011 года партии, не представленные в Законодательном Собрании, получат право на участие в работе областного парламента по определенному в уставном порядке вопросу.

Приоритетом в деятельности Законодательного Собрания было исполнение всех социальных обязательств, принятие дополнительных мер поддержки людей, оказавшихся в трудной ситуации. Всего в 2010 году Законодательным Собранием Иркутской области было принято 33 закона, имеющих социальную направленность (в том числе законы, которые приводились в соответствие с федеральным законодательством). На социальные выплаты, оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда из областного бюджета по итогам 2010 года будет направлено более 16,5 млрд рублей.

В год 65-летия Победы под особый контроль депутатов было взято исполнение поручения Президента России по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В рамках реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» в Иркутской области по состоянию на 1 ноября 2010 года 3 976 ветеранов Великой Отечественной войны реализовали свое право на улучшение жилищных условий.

Важнейшей задачей, обозначенной Президентом, является проведение государственной политики, которая стимулирует поиск, разработку и внедрение инноваций, в том числе в малом бизнесе. В рамках работы в этом направлении 24 мая 2010 года в Законодательном Собрании Иркутской области состоялись депутатские слушания «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности».

На слушаниях был выработан целый ряд предложений по совершенствованию правовых механизмов, которые не только обеспечивали бы спрос и заказы на инновации, но и увязывали бы его с конкретными проектами Стратегии развития Сибири и программы социально-экономического развития Иркутской области.

Одно из положений Послания Президента Российской Федерации касалось оказания содействия инновационным предприятиям, которые создаются при вузах и научных учреждениях, а также создания на базе современных вузов бизнес-инкубаторов. В контексте этой задачи Законодательным Собранием Иркутской области была оказана поддержка Иркутскому государственному техническому университету, который вошел в число победителей национального конкурса программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет». Сегодня благодаря четко заявленной позиции у Иркутской области есть все возможности войти в число лидеров в сфере развития инноваций.

Депутаты Законодательного Собрания ведут мониторинг реализации в муниципальных образованиях Иркутской области Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит новые механизмы стимулирования эффективного расходования энергоресурсов.

Комиссией по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области на заседании были рассмотрены результаты проверок использования средств областного бюджета, выделенных в 2009 году на централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования. По выявленным нарушениям министерству здравоохранения Иркутской области были даны рекомендации по их устранению.

Также были рассмотрены результаты проверок реализации на территории Иркутской области приоритетного национального проекта «Здоровье», использования служебных жилых помещений, находящихся в областной государственной собственности Иркутской области, в 2008 – 2010 годах.

Состояние образования, социального развития села, сельского хозяйства – эти вопросы также были в поле зрения депутатов Законодательного Собрания Иркутской области. Нерешенных проблем в этих направлениях достаточно. Взятый депутатами в октябре 2008 года курс на последовательное их разрешение остается в основе работы депутатского корпуса.