МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"

11.Омская область (Законодательное Собрание Омской области)

В 2010 году Законодательное Собрание Омской области продолжило работу по созданию эффективных механизмов правового регулирования в различных сферах общественных отношений на основе конструктивного взаимодействия с Губернатором Омской области, Правительством Омской области и другими субъектами права законодательной инициативы.

Особое внимание уделялось реализации приоритетов государственной политики, обозначенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, с учетом поставленных перед органами власти задач совершенствования выборного законодательства, обеспечения социальной стабильности, создания условий для модернизации экономики, повышения качества жизни населения. Законодательное решение получили инициативы Президента России, связанные с развитием демократических институтов и обеспечением избирательных прав граждан.

Совершенствовалось правовое регулирование финансово-экономической сферы с целью создания условий для стимулирования экономики, а также развития межбюджетных отношений, обеспечения формирования бюджетов муниципальных образований Омской области преимущественно за счет собственных источников доходов, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств.

В сфере социальной политики продолжалась работа над детализацией адресного подхода в зависимости от уровня дохода социальных групп. Законодательное обеспечение получила проблема защиты граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Омской области.

В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне приняты дополнительные меры по социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны.

Приняты областные законы в сфере образования и молодежной политики в части мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных семей, а также поддержки талантливой молодежи. Установлены меры социальной поддержки в виде областного материнского (семейного) капитала.

Продолжалась работа по другим актуальным проблемам в различных сферах правового регулирования, отнесенным к полномочиям Законодательного Собрания, а также по организации контроля за исполнением областных законов, приведению их в соответствие с федеральным законодательством.

В 2010 году Законодательным Собранием проведено 12 заседаний, на которых рассмотрено более 270 вопросов. По результатам рассмотрения принято 367 постановлений, 95 законов Омской области. Законодательное Собрание рассмотрело 116 проектов законов Омской области, внесенных субъектами права законодательной инициативы.

I. Информационный обзор законов Омской области, принятых в 2010 году

1. Законодательство Омской области об основных демократических институтах развития государства и общества

1.1.Устав (Основной Закон) Омской области

В связи с изменениями в федеральном законодательстве в Устав (Основной Закон) Омской области внесены поправки.

Закон Омской области № 1251-ОЗ "О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области" принят в целях приведения Устава Омской области в соответствие с Федеральным законом от 17 декабря
2009 года № 319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О политических партиях".

С 14 до 10 дней уменьшен срок рассмотрения Законодательным Собранием представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры Губернатора Омской области. Изменены сроки вступления в должность Губернатора Омской области. Внесены поправки в части принесения присяги Губернатором Омской области.

В целях реализации Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" полномочия Губернатора Омской области дополнены нормой, в соответствии с которой он определяет исполнительные органы государственной власти Омской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора).

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 марта 2010 года № 29-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Законом Омской области № 1267-ОЗ "О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области" установлены контрольные полномочия Законодательного Собрания в отношении исполнительных органов власти Омской области в части представления и рассмотрения ежегодных отчетов Губернатора Омской области о результатах деятельности Правительства Омской области.

1.2.Органы государственной власти Омской области

В связи с изменением федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Омской области принят областной Закон № 1279-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О Законодательном Собрании Омской области" и Закон Омской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области";

Закон Омской области "О Законодательном Собрании Омской области" дополнен нормой, наделяющей правом партии, не представленные в Законодательном Собрании, один раз в год участвовать в его заседании, вносить на обсуждение областного парламента свои предложения. Полномочия Законодательного Собрания дополнены в части заслушивания ежегодных отчетов Губернатора Омской области о результатах деятельности Правительства Омской области;

в Законе Омской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области" уточнены основания досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания, определены ограничения, связанные с депутатской деятельностью. Кроме того, депутат, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе, теперь обязан представлять в кадровую службу Законодательного Собрания сведения о своих доходах, об имуществе, а также о доходах и имуществе своих супруги и несовершеннолетних детей.

23 декабря Законодательным Собранием принят к рассмотрению проект Закона Омской области "О предоставлении государственных услуг Омской области", который в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет компетенцию органов государственной власти Омской области в указанной сфере.

1.3.Выборы, референдумы и другие формы непосредственной демократии в Омской области

Закон Омской области № 1234-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "Об Общественной палате Омской области" уточняет порядок приема в члены Общественной палаты в случае досрочного прекращения полномочий одного из членов Общественной палаты, а также вносит изменения в порядок формирования рабочих групп Общественной палаты. Законом расширены полномочия Общественной палаты по поддержке ею гражданских инициатив, установлен порядок возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий члена Общественной палаты.

Законом Омской области № 1253-ОЗ "О внесении изменений
в статью 12 Закона Омской области "О выборах в органы местного самоуправления Омской области" уточнены порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Установлено, что если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Избирательная комиссия муниципального района, городского округа формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса.

Закон Омской области № 1275-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" принят с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством областных законов: "Об Избирательной комиссии Омской области", "О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области", "О выборах в органы местного самоуправления Омской области", "О референдуме Омской области", "О местном референдуме в Омской области". Законом предусмотрена передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Каждому такому списку кандидатов передается один депутатский мандат. Политическая партия, получившая депутатские мандаты таким образом, получает право иметь своих представителей в региональных и муниципальных избирательных комиссиях, регистрировать своих депутатов на следующих выборах без сбора подписей избирателей и получать бесплатное эфирное время.

Кроме того, изменен порядок досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления и срок полномочий избирательных комиссий.

Законом Омской области № 1283-ОЗ "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Омской области, при освещении их деятельности региональным государственным телеканалом и региональным государственным радиоканалом" установлена обязанность распространения информации о деятельности каждой партии, представленной в Законодательном Собрании, в равном объеме. Контроль за обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании, при освещении их деятельности региональным государственным теле- и радиоканалом осуществляется Избирательной комиссией Омской области.

Закон Омской области № 1299-ОЗ "О внесении изменения в Закон Омской области "Об Избирательной комиссии Омской области" принят в связи с изменением федерального и областного законодательства в части обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными теле-, радиоканалами – средствами массовой информации. Закон направлен на определение соответствующих полномочий Избирательной комиссии Омской области.

1.4.Местное самоуправление в Омской области

В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 года № 293-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" принят Закон Омской области № 1262-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования город Омск государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения". Полномочия Омской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и муниципального образования город Омск. Закреплена методика распределения субвенций местным бюджетам на осуществление этих полномочий.

Законом Омской области № 1263-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О порядке организации и ведения регистра муниципальных правовых актов Омской области" увеличены сроки представления информации о муниципальных нормативных правовых актах в целях ведения регистра, закреплены перечень дополнительных сведений, подлежащих включению в регистр, и положение о проведении юридической и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов.

Закон Омской области № 1284-ОЗ "О внесении изменения в Закон Омской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственным полномочием в сфере поддержки сельскохозяйственного производства" принят в связи с тем, что с 1 января 2010 года глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации, регулировавшая отношения по уплате единого социального налога, признана утратившей силу.

Единый социальный налог заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

1.5.Государственная и муниципальная служба в Омской области

Законом Омской области № 1237-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" изменена структура, порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ
"О муниципальной службе в Российской Федерации" Закон Омской области
№ 1241-ОЗ "О стаже муниципальной службы в Омской области" определяет периоды работы на должностях, которые включаются в стаж муниципальной службы муниципального служащего в Омской области, а также устанавливает порядок исчисления стажа муниципальной службы в Омской области и порядок зачета в него иных периодов трудовой деятельности.

Принят Закон Омской области № 1252-ОЗ "О внесении изменения в Закон Омской области "О денежном содержании государственных гражданских служащих Омской области". В соотношения размеров должностных окладов государственных гражданских служащих в органах исполнительной власти внесена дополнительно позиция о должностном окладе уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка.

Законом Омской области № 1260-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "Об оплате труда муниципального служащего в Омской области и о предоставлении муниципальному служащему в Омской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет" из ежемесячных выплат исключена доплата к должностному окладу муниципального служащего в Омской области за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов в качестве юриста или исполнителя, а также включена в перечень выплат к должностному окладу муниципального служащего ежемесячная надбавка за классный чин. Установлено соотношение оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

Закон Омской области № 1301-ОЗ "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим отдельные муниципальные должности в Омской области" устанавливает с 1 января 2011 года право на доплату лицам, замещавшим выборные должности Мэра города Омска, глав муниципальных районов Омской области два срока и более, полномочия которых прекратились не ранее 19 декабря 2004 года.

Закон Омской области № 1324-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" приводит в соответствие с федеральным и областным законодательством отдельные положения:

2. Законодательство Омской области в сфере бюджетной и налоговой политики

2.1.Бюджет и бюджетный процесс

Принятие девяти законов Омской области (№ № 1230-ОЗ, 1245-ОЗ,
1256-ОЗ, 1264-ОЗ, 1277-ОЗ, 1296-ОЗ, 1308-ОЗ, 1314-ОЗ, 1316-ОЗ) о внесении изменений в Закон Омской области № 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" обусловлено уточнением параметров областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам, безвозмездным поступлением из федерального бюджета, расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета.

Указанные средства направлены на: реализацию дополнительных мероприятий для снижения напряженности на рынке труда; поддержку организаций агропромышленного комплекса; обеспечение жильем отдельных категорий граждан, ветеранов Великой Отечественной войны; реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; компенсацию части потерь организациям железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот на проезд обучающихся общеобразовательных учреждений железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении; осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения и т.д.

Увеличены расходы на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, содействия занятости населения; лекарственное обеспечение региональных льготников; реализацию долгосрочных целевых программ Омской области; поддержку малого предпринимательства; обеспечение жильем молодых семей, ветеранов, инвалидов; Адресную инвестиционную программу Омской области; межбюджетные трансферты, передаваемые в бюджеты муниципальных образований Омской области, – и другое.

С учетом внесенных изменений доходы областного бюджета на 2010 год составили 43,5 млрд. рублей, расходы – 47,1 млрд. рублей, дефицит – 3,7 млрд. рублей, или 11,5 процента от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Принят Закон Омской области № 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год". Основные направления бюджетной политики Омской области на 2011 год определены исходя из задач и приоритетов социально-экономического развития Омской области на основе федерального и областного бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 −
2013 годах", послания Губернатора Омской области Законодательному Собранию "Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2011 год".

Бюджетная политика Омской области на 2011 год нацелена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета, снижение его дефицитности; безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь перед населением Омской области; повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества предоставляемых бюджетных услуг; сохранение и развитие налогового потенциала Омской области, увеличение доходности бюджета.

Областной бюджет на 2011 год утвержден по доходам в сумме 41,4 млрд. рублей и по расходам в сумме 42,1 млрд. рублей, дефицит областного бюджета установлен в сумме 684,0 млн. рублей.

Как и в предыдущие годы, доля социальных расходов в бюджете
2011 года составляет более половины бюджетных средств – 67,7 процента к общему объему расходов областного бюджета, или с ростом к уровню
2010 года на 6,2 процента. Законом предусмотрено повышение с 1 июня
2011 года на 6,5 процента заработной платы работникам бюджетных и казенных учреждений Омской области. Приоритетное направление при планировании расходов по социальной политике – сохранение действующей системы социальных выплат и льгот на территории Омской области. В сфере образования большое внимание уделено решению проблемы с обеспечением мест в детских дошкольных учреждениях, в сфере здравоохранения – реализации программы модернизации системы здравоохранения в Омской области.

В рамках Адресной инвестиционной программы Омской области запланированы расходы на строительство и реконструкцию социально значимых объектов, в частности, на строительство операционного корпуса Омского областного онкологического диспансера, реконструкцию здания Концертного зала, а также строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на Иртыше, Омского метрополитена и других объектов.

Законом Омской области № 1320-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "Об областном бюджете на 2011 год" доходы и расходы областного бюджета увеличены на 1,1 млрд. рублей, в том числе в целях: обеспечения повышения зарплаты педагогам и медицинским работникам с 1 апреля 2011 года на 10 процентов; обеспечения возможности использования средств областного (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения до истечения трех лет с момента рождения (усыновления) третьего и последующих детей.

Кроме того, увеличены расходы на социально значимые мероприятия, в числе которых: информатизация библиотек Омской области в соответствии с поручением Президента России Д.А. Медведева; строительство больничного комплекса Азовской районной больницы; покупка оборудования на выполнение федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, – и другое.

После внесения изменений параметры областного бюджета составили по доходам 42,5 млрд. рублей, по расходам – 43,2 млрд.рублей, дефицит остался прежним, что соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Законодательство Омской области в сфере социальной политики

3.1.Социальная защита населения

Закон Омской области № 1232-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О потребительской корзине в Омской области" предусматривает формирование потребительской корзины на основании Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

В рамках 65-летия Победы в Великой Отечественной войне с целью обеспечения ветеранов войны жильем и предоставления им дополнительных мер социальной поддержки принят Закон Омской области № 1236-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О государственной политике Омской области в жилищной сфере". Отдельные статьи указанного Закона приведены в соответствие с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части определения порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. В частности, право на однократное улучшение жилищных условий получили все ветераны Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, а не только ветераны, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Законом Омской области № 1246-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" приведены в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следующие законы Омской области:

"О государственной политике Омской области в жилищной сфере", –уточнен порядок постановки органами местного самоуправления на регистрационный учет и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Установлена норма предоставления сиротам площади жилого помещения (33 кв.м) вне зависимости от состава семьи. Причем стоимость 1 кв.м не может превышать среднюю стоимость 1 кв.м общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования, определяемую органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса.

В Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (далее – Кодекс) внесены изменения в части увеличения размера ежемесячного денежного вознаграждения на осуществление обязанностей по договору о приемной семье.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до окончания обучения. Кроме того, Кодекс дополнен нормой, предусматривающей обеспечение детей-сирот при выпуске из государственных и муниципальных образовательных учреждений Омской области одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием.

Законом Омской области № 1255-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлено, что отдельные группы граждан и лица, страдающие отдельными категориями заболеваний, при их амбулаторном лечении обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения или лекарственными средствами со скидкой в размере 50 процентов стоимости в соответствии с федеральным и областным законодательством. Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения утверждается Министерством здравоохранения Омской области.

С 1 июля 2010 года в соответствии с Законом Омской области
№ 1261-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" более 15,5 тысячи многодетных семей в Омской области получили право на денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов общей площади жилых помещений в пределах 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена многодетной семьи, коммунальных услуг и услуг по вывозу бытовых и других отходов. На реализацию указанных мер социальной поддержки в 2010 году из областного бюджета выделено 57 101,6 тыс. рублей.

Принят Закон Омской области № 1298-ОЗ "О величине прожиточного минимума пенсионера Омской области". Величина прожиточного минимума пенсионера определяется на основании потребительской корзины в субъекте Российской Федерации, данных статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также с учетом ожидаемой инфляции. В 2011 году величина прожиточного минимума составит 4710 рублей и вырастет на 15,9 процента к уровню 2009 года. Согласно уточненным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации рост цен на потребительском рынке в среднем
за 2011 год ожидается на уровне 7,9 процента.

Законом Омской области № 1302-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" полномочия Министерства труда и социального развития по исчислению дохода неработающего гражданина, имеющего звание "Ветеран Омской области", предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работникам образовательных учреждений, по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам переданы уполномоченному государственному учреждению Омской области, находящемуся в ведении органа исполнительной власти Омской области в сфере социальной защиты населения.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, ежегодно начиная
с 2011 года в Омской области на предоставление меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде областного материнского капитала будут претендовать 3, 4 тыс. человек. В областном бюджете на 2011 год на эти цели предусмотрено 50 млн. рублей.

3.2.Образование, молодежная политика

Закон Омской области № 1235-ОЗ "О внесении изменения в статью 15 Закона Омской области "О молодежной политике на территории Омской области" в числе мер поддержки талантливой молодежи определяет: присуждение премий, стипендий талантливым молодым гражданам; содействие в создании для них творческих мастерских, школ и объединений; проведение конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, концертов, симпозиумов, конференций и семинаров с целью выявления и распространения достижений талантливой молодежи, организации молодежных обменов; содействие в повышении образовательного уровня талантливых молодых граждан.

Законом Омской области № 1322-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" урегулированы правовые отношения в сфере: организации обучения детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам; финансового обеспечения переданных органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма.

В 2010 году за счет средств областного бюджета обеспечено жильем
135 детей-сирот, в том же объеме предусмотрены субсидии на эти цели
в 2011 году. Объем субвенций, предоставляемых в 2011 году из областного бюджета местным бюджетам на реализацию государственных полномочий в сфере опеки и попечительства, составит 35,6 млн. рублей.

В связи с повышением с 1 января 2011 года размеров страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования размер оплаты труда муниципального служащего органа местного самоуправления, обеспечивающего реализацию государственных полномочий в сфере опеки и попечительства, повысится на 1314,98 рубля.

4. Законодательство Омской области о жилище и градостроительной деятельности

Закон Омской области № 1240-ОЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Омской области "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" принят в целях приведения областного законодательства в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации в части осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности, а также за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.

Закон Омской области № 1269-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области" принят в целях приведения областного закона в соответствие с федеральным и областным законодательством. Исключена такая форма государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования (заимствования), как предоставление органами государственной власти Омской области налоговых льгот участникам ипотечного жилищного кредитования (заимствования).

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов на территории Омской области, принят Закон Омской области № 1285-ОЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Омской области "О государственной политике Омской области в жилищной сфере". Законом предусмотрена возможность предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с выполнением работ, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов на территории Омской области. Органы местного самоуправления Омской области также вправе предоставлять такие субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в соответствии с законодательством.

Принят Закон Омской области № 1304-ОЗ "О защите прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Омской области". В его основу положен двухлетний опыт работы межведомственной комиссии под председательством Губернатора Омской области Л.К. Полежаева, отстаивавшей интересы обманутых дольщиков и сумевшей на практике отработать механизмы урегулирования спорных вопросов во взаимоотношениях инвесторов строительства и застройщиков.

Закон регулирует отношения, связанные с защитой прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Омской области, определяет компетенцию органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего на территории Омской области контроль и надзор в области долевого строительства, а также меры государственной поддержки участников долевого строительства. Определено участие органов местного самоуправления Омской области в реализации мероприятий, предусмотренных данным Законом.

5. Законодательство Омской области в экономической сфере

5.1.Общие вопросы экономического развития Омской области

Закон Омской области № 1249-ОЗ "О государственно-частном партнерстве в Омской области" определяет основы взаимодействия (сотрудничества) между Омской областью и хозяйствующими субъектами, устанавливает принципы, цели, задачи и формы осуществления сотрудничества, а также порядок заключения соглашений об осуществлении государственно-частного партнерства для обеспечения социально-экономического развития Омской области в части создания и развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры Омской области, реализации инновационных проектов.

Законом Омской области № 1250-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "Об инновационной деятельности на территории Омской области" установлено, что предоставление льгот по арендной плате за пользование объектами, находящимися в собственности Омской области, субъектам инновационной деятельности и их объединениям, инвесторам, финансирующим инновационные проекты Омской области, будет осуществляться в соответствии с федеральным и областным законодательством.

5.2.Энергосбережение

Закон Омской области № 1247-ОЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Омской области" регулирует отдельные отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Омской области, в том числе определяет полномочия органов исполнительной власти Омской области в данной сфере.

Законом Омской области № 1282-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Омской области" уточнены полномочия органов исполнительной власти Омской области по координации мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и контролю за их проведением государственными унитарными предприятиями Омской области.

5.3.Информация, информатизация

Закон Омской области № 1307-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах Омской области" принят с целью приведения в соответствие с федеральным и областным законодательством отдельных положений областного Закона "О государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах Омской области" (далее – Закон). В частности, исключены из статьи 5 Закона положения, устанавливающие полномочия Правительства Омской области по утверждению порядка передачи и дальнейшего использования государственных информационных систем и ресурсов Омской области в случае прекращения деятельности оператора государственной информационной системы Омской области, поскольку данные отношения урегулированы федеральным законодательством.

Отдельные положения Закона приведены в соответствие с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

6. Законодательство в сфере природных ресурсов, охраны окружающей среды, земельных отношений

Продолжающееся реформирование федерального законодательства в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды, земельных отношений определило необходимость внесения соответствующих изменений в законы Омской области.

Принят Закон Омской области № 1244-ОЗ "О внесении изменения в
статью 9 Закона Омской области "О регулировании лесных отношений в Омской области". В новой редакции изложена статья 9 указанного Закона "Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства", устанавливающая, что лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства используются в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов; использование лесов не должно препятствовать воспроизводству, охране, защите лесов, снижать продуктивность лесных насаждений, ухудшать санитарное состояние лесов и повышать их пожароопасность.

Законом Омской области № 1259-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О государственном регулировании пользования недрами на территории Омской области" областной Закон приведен в соответствие с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах".

Закон Омской области № 1266-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" до 1 января 2012 года продлевает полномочия Правительства Омской области:

по установлению цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже;

по принятию решений о включении земельных участков в границы населённых пунктов Омской области или об исключении земельных участков из границ населённых пунктов Омской области.

Продлены также полномочия Министерства имущественных отношений Омской области по принятию от органов местного самоуправления Омской области соответствующих заявлений заинтересованных субъектов.

Закон Омской области № 1295–ОЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Омской области" в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Омской области, а также устанавливает перечень охотничьих ресурсов Омской области, в отношении которых осуществляется промысловая охота и порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях на территории Омской области.

Уточнена компетенция органа исполнительной власти Омской области, уполномоченного в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания. В целях обеспечения устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия предполагается разработка и утверждение целевых программ Омской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

II .Взаимодействие с органами местного самоуправления
муниципальных образований Омской области

Важным направлением работы Законодательного Собрания является совершенствование системы взаимодействия с представительными органами муниципальных образований в Омской области, повышение их роли и значения в системе органов местного самоуправления и законотворческом процессе. В 2010 году в представительные органы местного самоуправления Омской области направлено для рассмотрения 28 областных законопроектов. Представители органов местного самоуправления участвовали в публичных слушаниях, заседаниях комитетов Законодательного Собрания, рабочих групп, "круглых столов", совещаний.

Депутатами, аппаратом Законодательного Собрания оказывалась организационная и методическая помощь органам местного самоуправления области. Подготовлены и направлены в муниципальные районы Омской области аналитические материалы о работе представительных органов местного самоуправления Омской области, методические, информационные материалы и рекомендации, касающиеся их практической деятельности, сборники материалов семинаров-совещаний, проведенных Законодательным Собранием Омской области, информация о ходе выполнения решения Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе об активизации нормотворческой и методической работы по вопросам благоустройства населенных пунктов Омской области, информационно-аналитические материалы о работе Законодательного Собрания IV созыва по взаимодействию с органами местного самоуправления.

В связи с прошедшими выборами органов местного самоуправления (избрано более 4 тысяч депутатов муниципальных образований Омской области), ведется подготовка к проведению обучающих семинаров по актуальным проблемам деятельности Советов депутатов муниципальных образований.