МИ 2011 г. май (часть 1), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Председательствующий. Спасибо.

Я хотел бы предоставить слово Алдарову Кузьме Романовичу, заместителю министра сельского хозяйства Иркутской области. Пожалуйста, Кузьма Романович.

Алдаров К.Р.

Спасибо большое.

Уважаемые участники семинара, позвольте выразить благодарность организаторам этого мероприятия за приглашение принять участие в таком конструктивном, живом, заинтересованном обсуждении проблем, связанных с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Я представляю Иркутскую область, это второй по потенциалу сельского хозяйства региона в Восточной Сибири. У нас, конечно, потенциал значительно скромнее, чем у наших соседей из Алтайского края. Тем не менее, проблемы обеспечения продовольственной безопасности стоят в центре внимания деятельности нашего правительства. И мы, так же, как и наши коллеги из других регионов, занимаемся обеспечением, производством сельскохозяйственной продукции наших потребителей, населения и пищевой промышленности.

Должен сказать, что общая площадь Иркутской области составляет 77,5 миллиона гектаров. Из них площадь сельскохозяйственных угодий 2,4 миллиона или всего 3 процента от общей земельной площади. Поэтому наш регион больше славен большими запасами газа, леса и пресной питьевой воды. Как вы знаете, у нас Байкал – уникальное озеро, которое несет в себе 20 процентов запасов пресной воды во всем мире. И ожидается, что в следующем веке в ближайшее время это станет серьезным стратегическим ресурсом.

Должен сказать, что климат в нашей области резко континентальный. Суровая продолжительная зима составляет порядка 175-200 дней, с большими колебаниями температуры воздуха. Мы с коллегой прилетели позавчера, Иркутск лежал в снегу, причем это уже было вхождение второго холодного фронта. Первый был 29 апреля, когда снежный покров по территории Иркутской области составлял от 10 до 20 сантиметров. Был объявлен режим повышенной готовности всех систем жизнеобеспечения, были проблемы, связанные с обеспечением электроэнергией. Но на сегодняшний день все эти проблемы решены.

Поэтому наш регион относится к регионам с рискованным ведением земледелия и это, конечно, накладывает свой отпечаток на политику в сельскохозяйственном производстве.

Должен сказать, что на долю Иркутской области приходится полтора процента объема продукции сельского хозяйства Российской Федерации и 9 процентов – Сибирского федерального округа. В сельскохозяйственных организациях занято около 4 процентов сельского населения, которое производит 8 процентов валового регионального продукта.

Говоря об уровне обеспеченности собственно производством сельхозпродукции, должен сказать, что он по разным видам продуктов разный. В частности, по молоку он составляет 90 процентов, по мясу – 57 процентов, по яйцам – 172 процента, картофелю – 100 процентов, овощам – 76, продовольственному зерну – 34 процента. Но, тем не менее, мы занимаемся поставками части сельскохозяйственной продукции в другие регионы, в соседние регионы, регионы Дальнего Востока, обеспечиваем Монголию яйцами, масложировой продукцией. Но в этом году в связи с тем, что произошло у нас в Западной части России, был большой спрос на картофель, и поэтому мы в этом году реализовывали картофель в наши европейские регионы: Астраханская, Оренбургская, Свердловская области.

Должен сказать, что сегодня очень верно было отмечено, что федеральный центр должен вырабатывать стратегию, определять приоритеты развития сельского хозяйства. Они служат для регионов теми ориентирами, на базе которых строится региональная политика. Должен сказать, что как бы ни было, возможности региона сегодня ограничены возможностями бюджета. У нас в Иркутской области за последние два года произошло резкое сокращение государственной поддержки средств областного бюджета. В 2009-2010 годах это не могло не сказаться на ситуации в сельском хозяйстве, которая сегодня достаточно тревожна. Сокращается поголовье скота, личных подсобных хозяйств в сельхозорганизациях. В прошлом году мы получили меньше зерна, чем в позапрошлом году. Тому способствовал и ряд других причин.

Здесь поднимали проблему кредитования сельхозорганизаций. Должен сказать, что она у нас также остро стоит. Мы уже имеем факты, когда некоторые сельхозорганизации, получив кредит во время реализации приоритетного национального проекта, не смогли сегодня рассчитаться с кредитами и входят в стадию банкротства. Таких хозяйств порядка двух-трех. Хотя, откровенно говоря, в 2008 году на нашем Байкальском экономическом форуме на «круглом столе», посвященном развитию агропромышленного комплекса, мы вносили предложение по 40-процентному возмещению тела кредита по привлеченным кредитам, которые были привлечены на модернизацию, строительство и реконструкцию животноводческих помещений. Это предложение в принципе было поддержано. Но из-за того, что возможности бюджета были ограничены, нам не удалось реализовать этот подход. Поэтому сегодня мы имеем достаточно сложную ситуацию с теми хозяйствами, которые в свое время получили достаточно большие серьезные кредиты.

Должен сказать, что Алексей Семенович сегодня говорил об изменении механизма финансирования сельского хозяйства. У нас этот механизм сегодня проходит апробацию. По поручению губернатора в связи с тем, что у нас достаточно сложно с финансовыми средствами, было поручено Министерству сельского хозяйства разработать несколько иной механизм поддержки сельского хозяйства через оказание локальной, точечной поддержки сельхозтоваропроизводителям. Этот механизм был реализован в разработке инвестиционных проектов по сельхозпредприятиям, которые были объединены в ведомственные целевые программы. Их у нас сегодня разработано 16, общее количество инвестиционных проектов – порядка 286. Должен сказать, что министр проехался по всем сельскохозяйственным районам, встретился с сельхозтоваропроизводителями. И все, кто желал бы работать и хотел бы получить государственную поддержку, все пришли, при помощи информационно-конституционного центра разработали эти инвестиционные проекты и сегодня непосредственно приступили к их реализации. Со стороны областного бюджета планируется выделить субсидии на возмещение расходов по приобретению сельскохозяйственной техники на уровне 50 процентов, 20 процентов – на реконструкцию, строительство, модернизацию животноводческих помещений, складов и других объектов. Должен сказать, что у нас есть хороший опыт оказания помощи сельхозтоваропроизводителям в заготовке древесины. Мы в 2009 году приняли закон об исключительных случаях заготовки древесины для сельхозтоваропроизводителей, и сегодня сельхозтоваропроизводители имеют возможность без участия в общих аукционах получать лесные ресурсы для проведения строительных модернизаций, реконструкций, а также для целей отопления (непосредственно лес по льготным ценам). Этот опыт у нас сегодня изучают наши соседи и мы в принципе готовы с ними поделиться.

Что касается реализации инвестиционных проектов, то все они, как я сказал, уже были объединены в ведомственные целевые программы. И мне бы хотелось сегодня, чтобы федеральный центр все-таки обратил внимание на поддержку, развитие мясного скотоводства. В отличие от Алтайского края у нас с производством мяса, говядины ситуация сложная. Само производство нерентабельное, имеет отрицательную рентабельность в отличие от производства мяса свинины и мяса птицы, которое у нас также развито. И должен сказать, что если первым двум видам мяса уделяется достаточно большое внимание, выделяется почти 9 миллиардов рублей, то мне бы хотелось, чтобы адекватная поддержка была и для развития мясного скотоводства, в том числе в наших регионах.

Другая большая серьезная проблема, которая нас беспокоит. Мы также разработали ведомственную целевую программу поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса нашей области. Должен сказать, что проблема кадров сегодня здесь звучала и я не могу согласиться с тем, что сегодня все достаточно хорошо, потому что есть свои проблемы и в программе реализации «Социальное развитие села». Эта программа сегодня достаточно сложно нацелена на поддержку выпускников сельхозинститутов. Как правило, это молодые люди, которые приезжают работать в село и в соответствии с нормативами имеют право получить поддержку только на жилплощадь общей площадью 33 квадратных метра. Естественно, что это не может их устроить. И мы уже имеем опыт, к сожалению, не очень положительный, связанный с тем, что решили строить такие дома, небольших размеров. К сожалению, у нас не все соглашаются здесь жить, поскольку в любом случае каждый молодой человек, молодой специалист нацелен на то, чтобы развиваться, увеличивать состав своей семьи и хотел бы, конечно, иметь достойное жилье.

Поэтому, что касается кадрового обеспечения, хотелось бы, чтобы по программе кадрового обеспечения поддержка была не только из регионального бюджета, но и из федерального бюджета. Думаю, что она в любом случае должна касаться таких вещей, как «подъемные» для молодых специалистов для обустройства в сельской местности, доплаты к заработной плате, поскольку не секрет, что в ряде районов у нас зарплата в сельхозорганизациях составляет от двух до четырех тысяч рублей. Естественно, что на такую зарплату пригласить молодых специалистов в село сегодня весьма и весьма проблематично.

Поэтому мы считаем, что кроме того, что необходимо оказывать такую поддержку выпускникам сельхозвузов, средних специальных учебных заведений и квалифицированным рабочим необходимо, наверное, аналогичные условия создавать и для специалистов социальной сферы, врачей, учителей. Потому пока проходила наша программа, естественно, возникали вопросы у наших коллег из социального блока – а почему, а что делать, почему у нас учителя, врачи не могут получить аналогичную поддержку. Поэтому мне кажется, что программа кадрового обеспечения должна принять такой комплексный характер и охватить все сферы деятельности, жизнедеятельности на селе.

В реализации Доктрины продовольственной безопасности большое внимание уделяется и развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Я должен сказать, что в Иркутске у нас действует порядка 20 крупных и средних промышленных предприятий, около 500 цехов малой переработки и индивидуальных предпринимателей.

Хочу сказать, что у нас немного крупных вертикально интегрированных структур. В основном это предприятия регионального масштаба, которые, конечно, имеют ряд серьезных проблем, связанных и с использованием малопроизводительного, морально устаревшего оборудования, с недостатком собственных средств для проведения технического перевооружения, модернизации производства, внедрения новой техники, а также низкой загруженностью имеющегося оборудования вследствие неразвитой сырьевой базы.

С целью расширения рынка сбыта товаропроизводителей Иркутской области мы проводили достаточно большую работу по выполнению муниципальных заказов на поставку продукции в социальную сферу. По результатам мониторинга за 2010 год доля местных товаропроизводителей в поставках продуктов питания для муниципальных нужд составила 47 процентов. Задача, поставленная правительством, – увеличить их долю. Но, к сожалению, в декабре вступил в силу приказ Министерства экономического развития № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ и услуг для нужд заказчиков», который объединил в одной группе несколько товаров, не связанных функционально и технологически между собой. Это привело к тому, что с начала текущего года в торгах выигрывают в основном торговые организации и посреднические структуры. Это ограничивает участие товаропроизводителей в закупках, что приводит к снижению конкуренции.

Мы обратились с письмом к Министру экономического развития и просили бы эту ситуацию разрешить, поскольку у нас есть, скажем, и свинокомплекс, и птицефабрики, которые готовы поставлять продукцию для муниципальных учреждений. Но в связи с тем, что в пакет группы товаров входит мясо говядина, войти может мясо свинина, то, естественно, что эти предприятия у нас не могут выиграть эти конкурсы.

Что касается пищевой и перерабатывающей промышленности, считаю, что необходимо, наверное, чтобы была программа по поддержке развития пищевой и промышленности. И мы считаем, что необходимо разработать меры по оказанию поддержки, направленной на реализацию инвестиционных проектов по развитию сырьевой базы и модернизации производства, по предоставлению субсидий на возмещение части затрат, на оплату процентов по кредитам, полученным для приобретения оборудования и сырья для переработки.

В частности, у нас сегодня Иркутский мясокомбинат вошел в сельское хозяйство, приобрел хозяйство, в котором пытаются выращивать крупный рогатый скот. Комбинат потратил порядка 270 миллионов рублей и постоянно обращается к нам с просьбой, чтобы мы нашли возможности для компенсации части затрат на реализацию этого проекта. Таких пожеланий у нас много. Мясокомбинат у нас проявил желание строить новый мясокомбинат, но, к сожалению, пока у нас нет механизмов оказания им существенной поддержки. Этот проект также пока затормаживается.

Еще вам должен сказать, что аграрный потенциал области достаточно высок. У нас порядка 700 тысяч га неиспользованный пашни в отличие от коллег, которые говорили, что в Алтайском крае уже нет земли, поэтому мы считаем, что наша область способна оказать гораздо большую поддержку обеспечению продовольственной независимости и безопасности Российской Федерации. Спасибо большое.