АВ 2011г. Выпуск 9 "Государственная и региональная политика в области инженерного образования"

Вводные замечания

В каждом году руководство страны, министерства и ведомства, эксперты и иные заинтересованные лица анализируют экономическое положение России, дискутируют по поводу правильного пути развития. Не явился исключением и 2011 год. Изданный в начале 2011 года обзор «OECD Economic Outlook» прогнозирует рост российского ВВП до 4,9% в 2011 году и 4,5% в 2012. Государственный бюджет станет профицитным уже в 2011 году благодаря растущим ценам на нефть, но при этом «не-нефтяная» часть бюджета будет отмечена усугубляющимся дефицитом. ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию) рекомендует России избежать немедленного расходования бюджетного профицита для того, чтобы снизить последующее давление на налоговую систему вследствие установившейся зависимости экономики от цен на экспортируемое сырьё. В числе других рекомендаций – совершенствование российской налоговой системы, реализация приватизационных планов, снятие импортных барьеров и улучшение условий для предпринимательства. Глобальная экономика постепенно восстанавливается после экономического кризиса, но остаётся в чрезмерной зависимости от государственных конъюнктурных вливаний и страдает от высокого уровня безработицы. Долгосрочный рост экономики может быть обеспечен благодаря структурным реформам, ставшим темой нового выпуска «Going for Growth 2011», посвящённого анализу пяти приоритетных направлений для стран ОЭСР, а также развивающихся экономик России, Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и ЮАР.

Среднегодовые темпы роста «инвестиций в знания» в странах ОЭСР с начала 90-х годов составляют 3 - 4%, обгоняя динамику ВВП [1]. Эффективность экономического роста в значительной мере зависит сегодня от объективных свойств инновационных процессов: высокого уровня риска, зависимости производства от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкости научных исследований, а также высоких требований к научной и инженерной квалификации кадров, необходимости эффективного инжиниринга. Под инжинирингом понимают инженерно-консультационные услуги, а также деятельность по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и сельскохозяйственных объектов [2]. Не следует воспринимать инженерный консалтинг как научно-исследовательскую работу, поскольку такая работа является частью инжиниринга. Инжиниринговые фирмы передают заказчику полученные результаты, охраняя свою интеллектуальную собственность, технологию и методику получения результатов своей деятельности.

Мировой рынок труда специалистов с высшим техническим образованием характеризуется состоянием возрастающей конкуренции, так как за последние 40 лет численность обучающихся в вузах возросла в 6 раз, а численность рабочих мест лишь в 1,8 раза. Трудоустройство выпускников вузов, в том числе и технических, является глобальной проблемой. В условиях рыночной экономики происходит перераспределение «профильных» долей высшего образования. В частности, доля высшего технического образования уменьшилась с 48% в 1985 г. до 30,5% в 2000 г. По инженерным специальностям в России обучаются почти 1,3 млн. студентов. Вопросы, связанные с инновационным инженерным образованием, широко обсуждаются в нашей стране и за рубежом. Говорят о необходимости совершенствования инженерного образования в связи с изменениями, происходящими в отношениях фундаментальных и прикладных наук, технологическим и социальным развитием общества, совершенствованием производства, процессами глобализации мировой экономики и интернационализации образования.

«Обзор инновационной политики Российской Федерации 2011»[3], подготовленный ОЭСР и Министерством образования и науки России, отмечает высокий общий уровень образования россиян и развитость определённых областей науки и технологий, но в тоже время обращает внимание на низкий уровень инновационной активности на предприятиях, недостаток конкуренции и неэффективную инфраструктуру.

Наиболее важным достижением России в инженерном образовании является организация подготовки инженеров нового типа, инженеров-исследователей. Эта подготовка базируется на широком изучении таких фундаментальных наук, как математика, механика, физика, с целью устранения разрыва между «чистыми» и «прикладными» науками.

Иногда говорят, что инженерное образование не связано с потребностями экономики. Заказчиков-работодателей можно понять: им нужна упрощенная схема подготовки инженеров под конкретное производство. Но если стране нужны инженеры для проектирования новых технологий, требуется глубокая фундаментальная подготовка. Такое образование в России существует. Но специалисты с многолетней академической подготовкой на деле не слишком востребованы отечественной промышленностью.

Текущая инновационная политика зачастую чрезмерно сконцентрирована на высоких технологиях, а значит, оставляет без внимания большую часть российской экономики. Последние российские политические инициативы в области модернизации государственных структур и экономики говорят об осознанной необходимости отказаться от «сырьевой» стратегии в пользу интенсивных методов. Эксперты рекомендуют перенести «центр тяжести» инноваций в России на производственные предприятия, низкотехнологические отрасли и в сектор услуг, а также пополнить отечественный инновационный потенциал за счёт иностранных источников знаний. Как показывает анализ, основным ограничением в развитии инновационной экономики является не недостаток финансирования, а отсутствие высоко квалифицированных специалистов и менеджеров. Считается, что следует говорить не только об инновационных менеджерах, но и просто «о технических специалистах – технологах, конструкторах, профессиональных организаторах производства». Хотя очевиден дефицит подобных кадров, их готовят недостаточно, более того не всегда так, как надо[4].

Тем не менее, в России ощутим недостаток инновационных менеджеров. В развитых странах на одного ученого, производящего новое знание, приходится не менее 10 менеджеров, целью которых является целенаправленный отбор перспективных научно-технических достижений, своевременная патентная защита изобретений и открытий, активное продвижение их на рынок для коммерческого успеха. В России ситуация остается неизменной: на одного менеджера приходится 11-12 ученых. Существует высокий спрос на управленцев, компетентных в продвижении инновационных проектов, на мировом рынке в десятки раз превышающий предложение.

Изучая взаимодействие науки, техники, технологий и промышленного производства, исследователи выделяют три основных периода. Первый - до второй мировой войны - трансформация кустарного производства в промышленное, начало индустриализации и развития фундаментальной науки, как базы для создания новой техники и технологий. Второй - послевоенный период до начала 70-х годов ХХ века - создание индустриального общества, развитие массового производства и превращение науки в непосредственную производительную силу. И, наконец, третья - формирование постиндустриального информационного общества, основанного на знаниях, когда потребность в инновациях ставит на один уровень значимость фундаментальной и прикладной науки.

Развитие технического образования в мире привело к формированию особого направления - университетского инженерного образования, которое осуществляется в технических университетах. К характерным особенностям технических университетов можно отнести следующие свойства и качества.

Технические университеты обеспечивают подготовку кадров для науки, образования и народного хозяйства по широкому спектру специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического и гуманитарного направлений.

В технических университетах значительное место занимает подготовка по межотраслевым специальностям, таким, например, как биотехнология, биофизика, медицинская электроника, инженерная психология, экономическая кибернетика, системотехника, промышленная экология и т.д.

Для технических университетов характерна фундаментальная широкопрофильная подготовка студентов, что позволяет продолжить обучение в стенах университета на всех уровнях, включая аспирантуру и докторантуру.

В объеме учебной нагрузки технических университетов значительная доля принадлежит различным формам самостоятельной работы и индивидуальным формам обучения.



[1] Мильнер Б . «Экономика знаний» и новые требования к управлению // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 1. С. 111.

[2] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю . Юридическая энциклопедия. 5-е изд., доп. и переработ. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М., 2001. С. 367.

[3] Берлинский Центр ОЭСР – 17 июня 2011 http://dx.doi.org/10.1787/9789264113138

[4] История развития инженерного образования в России // http://www.pda.coolreferat.com