АВ 2011г. Выпуск 9 "Государственная и региональная политика в области инженерного образования"

Международные тенденции

Демографический кризис делает неизбежным более активное включение всех стран в международные миграционные потоки и, в частности, привлечение в Россию мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья. В отношении данных групп трудящихся, помимо адаптационных и социализирующих программ, требуется выработка механизмов признания имеющихся у них квалификаций.

В условиях вышеуказанных ограничений необходим четкий системный подход, обеспечивающий определение ключевых «точек воздействия», воздействие на которые позволит обеспечить максимальный эффект, через использование арсенала эффективных наработок, имеющихся в системе как государственного, так и негосударственного профессионального образования.

Как показывает международный опыт, подготовка высококвалифицированных рабочих кадров является приоритетом для всех развитых стран, а ее значимость рассматривается в двух плоскостях – экономической и социальной, поскольку позволяет получить востребованную квалификацию и достойно оплачиваемую работу, выстроить профессиональную карьеру и самореализоваться.

Существенное влияние на формирование обновленных национальных моделей управления образованием оказывают также и другие факторы.

В сфере образования это в первую очередь процессы глобализации, которые самым быстрым и существенным образом меняют содержание и институциональную основу государственного управления. Государство постепенно начинает сдавать свои традиционные функции. Прежде всего это касается регулирующей функции. Происходит последовательная интернационализация нормативно-правовых источников. На первые позиции выходит международное образовательное право, которое оттесняет на вторые позиции национальное законодательство об образовании не только формально, то есть по критерию юридической силы источника права, но и содержательно - по характеру нормативно-правового регулирования, спектру охвата образовательных отношений, приемам и методам регулирования.

Существенное воздействие на национальные системы управления образованием оказывают процессы наднациональной интеграции, значительно активизировавшиеся в последнее время на европейском континенте. Особо следует остановиться на тенденции децентрализации управления, представляющей собой важное направление государственных реформ в ряде зарубежных (прежде всего европейских) стран, которое позволяет «использовать преимущества региональных властей, приближенных к своим территориальным сообществам и дать толчок своему региональному развитию»[1] .

Существуют и ограничения, например, финансовые и материальные ресурсы, необходимые для осуществления изменений, время, которое предельно ограничено (поскольку если не обеспечить сейчас качественного прорыва, отставание квалификаций отечественных рабочих кадров от уровня развитых стран увеличится в разы), кадры, которые должны осуществлять эти изменения.

Указанные ограничения усиливаются целым рядом факторов, таких как низкий престиж рабочих профессий в обществе, отсутствие действенных механизмов прогноза кадровой потребности в профессионально-квалификационном разрезе с учетом всех значимых параметров, включая образовательные потребности населения и карьерные ожидания, демографию, миграцию и др. Более того, отсутствуют четкие механизмы мониторинга и учета сигналов рынка труда относительно потребности в специалистах, а также уровне их квалификаций и наборе компетенций.

Ситуация усугубляется притоком рабочей силы из числа мигрантов, которые в ряде отраслей «успешно» конкурируют с выпускниками учреждений профессионального образования, поскольку в условиях низкого контроля за качеством работ, работодатели при найме персонала часто руководствуются не квалификацией сотрудников, а стоимостью их труда.

При этом современные тренды экономического развития свидетельствуют о возрастании социально-экономической значимости подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена в производственном секторе составляют около 40 процентов, а в сфере услуг – до 70 процентов). Результаты исследования, проведенные компанией «Делоитти», показывают, что 40% высших менеджеров крупнейших мировых компаний считают, что дефицит талантов не позволяет внедрять инновацию в практику. Весьма интересные данные получены Центром социальных и психологических исследований Высшей школой международного бизнеса: 62,1% российских компаний испытывают трудности в привлечении и удержании талантливых людей, необходимых для инновационной организации[2].

Решение общегосударственных задач, связанных с модернизацией экономики, растущие требования к содержанию и качеству труда должны быть преобразованы в конкретные действия, направленные на развитие системы профессионального образования как в области его содержания, так и организации образовательного процесса.

В настоящее время сформированы основы взаимодействия между образованием и рынком труда в рамках социального партнерства, разработаны новые подходы к стандартам профессионального образования, независимой оценке качества образовательных программ, подготовке кадров с участием объединений работодателей.

Сотрудничество всех ветвей и уровней власти, опирающееся на ответственность бизнеса и зрелось общественных институтов, – единственно возможный путь, позволяющий закрепить эти тенденции, обеспечить эффективное использование постоянно увеличивающегося ресурсного обеспечения профессионального образования.

В настоящее время многие ведущие зарубежные университеты, такие как Aalborg University (Дания), Twente University (Голландия), Queens University (Канада), Norwegan University of Science and Technology (Норвегия) и другие применяют новое содержание, а также проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения в инженерном образовании. В результате достигается новое качество инженерного образования, обеспечивающего комплекс компетенций, включающий фундаментальные и технические знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе. Стремительное нарастание центробежных тенденций в государственном управлении образованием во многих зарубежных странах обусловлено, во-первых, передачей ряда управленческих полномочий от центра на места, территориальным органам управления, а во-вторых, усилением автономии образовательных учреждений, которая наделяет управленческие структуры образовательного учреждения более широкими полномочиями.

В поддержке регионального развития государству необходимо определить меру и придерживаться ее на практике. «Чрезмерная» децентрализация может привести даже к возникновению опасных политических тенденций, в перспективе способных привести даже к распаду государства.

Одним из перспективных методов, используемых в инновационном инженерном образовании, является «контекстное обучение», когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Этот метод является достаточно эффективным, так как аспект применения является для студентов критически важным. Не менее важным является «обучение на основе опыта», когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения. Данные методы считаются методами активного обучения, поскольку в центре внимания находится студент, приобретающий знания через деятельность и на основе опыта.

Проблемно-ориентированный подход к обучению позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему, сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения. Междисциплинарный подход к обучению позволяет научить студентов самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.

Весьма эффективным и перспективным является использование так называемых «case-studies» методов, основанных на анализе реальных жизненных ситуаций в инженерной практике, менеджменте, организации производства и выработке соответствующих предложений и решений

Институт инженеров по электротехнике и электронике — IEEE (англ. Institute of Electrical and Electronics Engineers) (I triple E — «Ай трипл и») — международная некоммерческая ассоциация специалистов в области техники, мировой лидер в области разработки стандартов по радиоэлектронике и электротехнике.

Эта общественная некоммерческая ассоциация профессионалов ведёт свою историю с 1884 года, объединяет более 400000 индивидуальных членов из 170 стран, в том числе более 100000 студентов. IEEE издаёт третью часть мировой технической литературы, касающейся применения радиоэлектроники, компьютеров, систем управления, электротехники, в том числе (январь 2011) 122 реферируемых научных журнала и 36 отраслевых журналов для специалистов, проводит в год более 300 крупных конференций, принимала участие в разработке около 900 действующих стандартов.

Главная цель IEEE — информационная и материальная поддержка специалистов для организации и развития научной деятельности в электротехнике, электронике, компьютерной технике и информатике, приложение их результатов для пользы общества, а также профессиональный рост членов IEEE. Получение бесценной информации о новейших исследованиях и разработках в радиоэлектронике и электротехнике возможно только благодаря IEEE.

В России действует Сибирская, Северо-Западная (Санкт-Петербург) и Центральная Российская (Москва) секции. В составе Сибирской секции, занимающей самую большую в мире территорию, находится восемь научных групп различных обществ IEEE и семь студенческих отделений, в составе Российской секции — 15 групп и два студенческих отделения. Общее число членов IEEE по России — примерно 1800 чел., включая студентов. В Сибирской секции работает группа молодых инженеров (GOLD, Graduates of the Last Decade), группа «Женщины в инженерной деятельности» и ассоциация связи с промышленностью. Членство в IEEE очень престижно и доступно каждому. Подробнее об Институте на русском языке можно узнать из материалов сайтов Томской группы IEEE http://ieee.tusur.ru и http://chapters.comsoc.org/tomsk.



[1] Талапина Э.В . Реформы государственного управления: сравнительно-правовой анализ // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 2. С. 239.

[2] Архипова Н.И., Седова О.Л. Управление персоналом в инновационной сфере / Инновационный выбор России: проблемы и перспективы / Труды Х Чаяновских чтений. Москва, 12 марта 2009 г. / Под ред. Н.И. Архиповой / РГГУ АНХ при Правительстве РФ. – М., 2009. С. 3.