МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ"

9. Псковская область
(Псковское областное Собрание депутатов)

1. Основные социально-экономические показатели Псковской области в 2010 году

По итогам 2010 года доходная часть бюджета исполнена на 100,1%. При этом план поступления налоговых и неналоговых доходов выполнен с превышением на 159,2 млн. рублей. Источниками перевыполнения плана в доходной части стали налоги на прибыль (86,5 млн. рублей) и на имущество (22 млн. рублей).

Больше всего средств было направленно на межбюджетные трансферты – 31,3%. Таким образом, 5,9 млрд. рублей были направлены на поддержку районов. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (1,6 млрд. рублей), расходы на ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ (426 млн. рублей), ремонт школ (214 млн. рублей) и многое другое.

На выполнение социальных обязательств было направленно 24,5% расходов бюджета или 4,6 млрд. рублей. На здравоохранение и образование — 14,5% (2,7 млрд. рублей).

В целом расходная часть бюджета за 2010 год выполнена на 93,4% с учётом возврата части целевых субвенций и субсидий.

Дефицит областного бюджета по итогам прошедшего года составил почти 7% (627 млн. рублей). Просроченной кредиторской задолженности областной бюджет не имеет. При этом переходящие остатки средств на 1 января 2011 года составили 1,5 млрд. рублей, которые, как вы знаете, направлены на покрытие дефицита в текущем году.

Важной составляющей бюджетной политики являлся Программно-целевой подход. На финансовое обеспечение 44-х целевых программ было затрачено почти 12% бюджетных расходов (2,2 млрд. рублей). Для сравнения - это в 2 раза больше, чем было в 2009 году. При этом уровень федерального финансирования целевых программ вырос на 22%.

В течение 2010 года просроченная задолженность по заработной плате в государственных и муниципальных учреждениях отсутствовала. Администрация обеспечивала координацию работы по погашению задолженности по заработной плате. Огромное содействие в этой работе оказала областная прокуратура.

Позитивные сдвиги в 2010 году наметились и в сфере занятости. Так, в рамках программ по снижению напряженности на рынке труда, за содействием в поиске работы обратилось 30 256 человек (это на 12 тысяч меньше, чем в 2009). 52% обратившихся смогли найти себе работу. Более тысячи человек, находившихся под угрозой увольнения, прошли профессиональную переподготовку, сохранив свое рабочее место.

Другим приоритетом всегда была и остаётся сфера социальной защиты населения. 2010 год прошёл под знаком юбилея Победы. Главным вопросом было обеспечение жильём ветеранов ВОВ. К 1 января 2011 года 1487 ветеранов были включены в перечень нуждающихся в улучшении жилищных условий. 1214 из них получили жилищные сертификаты, а 1017 ветеранов уже въехали в новое жилье. На реализацию данной программы в 2010 году было направлено 1,2 млрд. руб. Обеспечение жильем ветеранов не снимается с повестки 2011 года, эта программа будет реализована в полном объеме.

353 семьи за период реализации программы улучшили свои жилищные условия. Действие программы продлено, как вы знаете, до 2015 года, это позволит поддержать еще 750 молодых семей. Все социальные выплаты и обязательства десятого года выполнены в полном объеме.

В рамках Года Учителя был разработан и реализован "Социальный пакет Учителя" на общую сумму 100 млн. рублейБолее 1000 преподавателей Псковской области прошлым летом смогли получить курортные услуги. Администрацией Псковской области было принято решение весь "социальный пакет" педагогическим работникам сохранить в полном объеме в текущем году. Год Учителя в этой части для Псковской области не закончился.

Ключевым направлением в прошедшем году стала работа Администрации с Министерством образования и науки по созданию Псковского государственного университета. Это стратегический успех для всего региона. Теперь всем органам власти и новому руководству вуза вместе необходимо приложить максимум усилий, чтобы помимо смены таблички появился качественно новый уровень высшего образования. Все возможности, которые даёт для этого статус университета, у нас теперь есть.

Для Псковской области 2010 год прошёл под знаком подготовки и утверждения беспрецедентной программы модернизации регионального здравоохранения. На здравоохранение в прошедшем году было заложено 1,3 млрд. рублей. На развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи было направлено 77,6 млн. рублей, в том числе: в Псковскую областную больницу было вложено 56,4 млн. рублей, в Детскую областную больницу - 21,2 млн. рублей. Приобретены и установлены 5 маммографов в разных районах области. Это крайне важное приобретение для профилактики онкозаболеваний в регионе. По этому показателю Псковская область практически впереди всей страны. Для оснащения районных больниц из собственных средств области было передано 1800 единиц медицинского оборудования.

На финансирование сельского хозяйства в 2010 году был выделен 1,1 млрд. рублей. По итогам года валовое производство молока во всех категориях хозяйств составило 227,7 тыс. тонн, при том в сельхозпредприятиях области оно выросло на 6% и составило 151,3 тыс. тонн. Надой молока на одну корову также вырос и составил 3724 кг.

В 2010 году существенно увеличена поддержка населения. Ставка за литр реализованного молока выросла с 70 копеек до 2 рублей, впервые предусмотрено субсидирование на приобретение скота в размере 50% от фактической стоимости покупки. Производство мяса в 2010 году составило 47,6 тыс. тонн или 113,6 % к 2009 году.

В рамках областной программы "Социальное развитие села", в прошедшем году улучшили жилищные условия 52 семьи, в том числе 14 — семьи молодых специалистов.

В 2010-ом году в Псковской области продолжали укрепляться институты гражданского общества. Введена должность Уполномоченного по правам ребёнка. Как я уже говорил, работал активно Совет по культуре.

2 . Информационно-аналитический обзор законодательной деятельности Псковского областного собрания депутатов в 2010 году

Основная деятельность Псковского областного собрания депутатов в 2010 году была представлена законами по следующим приоритетным направлениям: государственное устройство и местное самоуправление; социальная политика; бюджет и налоги, укрепление правопорядка:

2.1 Бюджет и налоги

Закон области от 04 февраля 2010 г. № 953-ОЗ «О налоговых льготах на 2010 год»

Закон области от 03 июня 2010 г. № 979-ОЗ «Об установлении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организациям, оказывающим благотворительную помощь стационарным социальным учреждениям области»

Настоящий закон устанавливает организациям, оказывающим благотворительную помощь стационарным социальным учреждениям, финансируемым из областного бюджета, пониженную ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, в размере 13,5 процента.

Пониженная налоговая ставка устанавливается организациям, направившим на благотворительные цели денежные средства в размере не ниже 10 процентов от налоговой базы по налогу на прибыль.

Закон области от 02 июля 2010 г. № 992-ОЗ «Об исполнении бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год»

Закон области от 22 декабря 2010 г. № 1029-ОЗ «О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

Закон области от 24 декабря 2010 г. № 1035-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

2.2 Социальная политика

Закон области от 03 февраля 2010 г. № 951-ОЗ «О статусе педагогического работника»

Настоящий Закон принят на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона Псковской области «Об образовании в Псковской области» и определяет основные принципы педагогической деятельности, права и обязанности педагогических работников в профессиональной деятельности, материальное обеспечение педагогических работников, право на отдых, на охрану здоровья, право на социальное обеспечение.

Действие настоящего Закона распространяется на педагогических работников всех образовательных учреждений, находящихся на территории области, независимо от подчиненности, типа или вида образовательного учреждения, если иное не установлено настоящим Законом.

Закон области от 03 февраля 2010 г. № 952-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, находящихся в ведении Псковской области»

Настоящий Закон области устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, находящихся в ведении Псковской области - воспитанников общеобразовательных школ-интернатов, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, специальных (коррекционных) классов (групп) образовательных учреждений, а также обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ.

Действие настоящего Закона не распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и проживающих в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Псковской области.

Закон области от 30 марта 2010 г. № 965-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования на территории Псковской области»

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Псковской области.

Закон области от 07 октября 2010 г. № 1007-ОЗ «О единовременном денежном пособии в случае гибели работников государственных учреждений здравоохранения Псковской области»

Настоящий Закон устанавливает размер и порядок выплаты единовременного денежного пособия в случае гибели работников государственных учреждений здравоохранения Псковской области при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований.

2.3 Укрепление правопорядка

Закон области от 03 ноября 2010 г. № 1013-ОЗ «О порядке создания специального учреждения для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации»

Специальное учреждение для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации, является государственным учреждением Псковской области, предназначенным для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации, до исполнения решения о депортации либо об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

2.4 Государственное устройство и местное самоуправление

Закон области от 05 мая 2010 г. № 971-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения»

Закон области от 02 июля 2010 г. № 986-ОЗ «О наименованиях, порядке формирования, полномочиях и сроках полномочий органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования «Краснопрудская волость»

Настоящий Закон в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает наименования органов местного самоуправления, численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования «Краснопрудская волость», а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования при отсутствии инициативы граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления.

Закон области от 15 июля 2010 г. № 997-ОЗ «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Псковском областном Собрании депутатов, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом»

Закон области от 06 октября 2010 г. № 1000-ОЗ «О поправках в Устав Псковской области»

Закон области от 26.11.2010 года № 1021 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса

Закон области от 03 декабря 2010 г. № 1023-ОЗ «Об особенностях правового положения государственных учреждений Псковской области в переходный период»

Настоящий Закон устанавливает особенности правового положения государственных бюджетных учреждений Псковской области, являющихся получателями средств областного бюджета, и государственных казенных учреждений Псковской области, являющихся получателями средств областного бюджета , в соответствии с требованиями Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в переходный период (с 01 января 2011 года до 01 июля 2012 года).

Закон области от 22 декабря 2010 г. № 1031-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по назначению и выплате доплат к трудовым пенсиям лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления районов Псковской области и городов Пскова и Великие Луки, должности в органах местного самоуправления до 13 марта 1997 года»

Закон области от 23 декабря 2010 г. № 1034-ОЗ «Об аварийно-спасательной службе и аварийно-спасательных формированиях в Псковской области»

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Законом области «О системе органов исполнительной власти Псковской области» регулирует отношения в сфере создания и организации деятельности профессиональной аварийно-спасательной службы и профессиональных аварийно-спасательных формирований области, а также правовой статус спасателей и гарантии их правовой и социальной защиты.

3. Противодействие коррупции

28 мая 2010 года администрация Псковской области приняла постановление N 192 "Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Противодействие коррупции в Псковской области (2010-2012 годы)"

В целях реализации Плана противодействия коррупции в органах государственной власти Псковской области, в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, Законом области от 17 июля 2008 г. N 784-ОЗ "О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления", постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановило:

1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Противодействие коррупции в Псковской области (2010-2012 годы)".

2. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Противодействие коррупции в Псковской области (2010-2012 годы)" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

3. Государственному финансовому управлению Псковской области обеспечить внесение изменений в Закон области от 28 декабря 2009 г. N 930-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Целями Программы являются:

- снижение уровня коррупции, ее влияния на активность и эффективность бизнеса, деятельность органов государственной власти Псковской области, повседневную жизнь граждан;

- обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией;

- устранение причин и условий, порождающих коррупцию;

- содействие в реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о выявленных фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.

Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:

- предупреждение коррупционных правонарушений;

- обеспечение наступления ответственности за коррупционные правонарушения в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

- вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;

- формирование антикоррупционного общественного сознания;

- организация и осуществление контроля за исполнением государственными гражданскими служащими Псковской области ограничений, установленных законодательством о государственной гражданской службе, и предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- обеспечение права граждан на доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти Псковской области, установление обратной связи с получателями государственных услуг;

- формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции и осуществление антикоррупционной пропаганды;

- содействие реализации права граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.

Выполнение намеченных мероприятий планируется осуществлять, главным образом, за счет средств, выделяемых на основную деятельность исполнителей Программы, и средств областного бюджета, выделяемых на реализацию программных мероприятий. Выделение средств областного бюджета на реализацию Программы обусловлено недостаточностью средств, выделяемых на основную деятельность исполнителей Программы, для решения задач противодействия коррупции.

Для реализации мероприятий Программы из средств областного бюджета необходимо выделить 2087 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 - 877 тыс. рублей, 2011 - 1250 тыс. рублей, 2012 - 1360 тыс. рублей.

4. Информационное обеспечение Псковского областного собрания депутатов

В декабре 2010 года было принято решение о создании самостоятельного сайта регионального парламента. До этого вся информация о деятельности Собрания размещалась на официальном портале органов государственной власти Псковской области.

Сайт областного Собрания доступен по адресам sobranie.pskov.ru и собрание.псков.рф.

На представленном сайте размещена информация о Собрании, предусмотренная федеральным законодательством: структура, персоналии, контакты и полномочия областного Собрания; информация о составе фракций, комитетов, комиссий, депутатских объединений, сведения о представителях субъекта в федеральных органах власти. На сайте также размещены сведения о законотворческой деятельности депутатов и о работе в округах, сведения о доходах депутатов и другая справочная информация, информация о структуре и составе Молодежного парламента.

На сайте областного Собрания размещаются анонсы о проведении сессий, важные новости. В разделе «Пресс-центр» размещен архив видеотрансляций и аудиозаписей сессии областного Собрания. В разделе «Документы» доступен архив законодательных актов, принятых в Псковской области с начала 1990-х годов. Это не окончательная редакция, сайт активно развивается.

5. Приоритетные направления регионального бюджета на 2011 год

Основные направления бюджетной и налоговой политики Псковской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы в соответствии с Бюджетным посланием президента РФ о бюджетной политике в 2011–2013 годах. В складывающейся экономической ситуации бюджетная и налоговая политика области в 2011 году будет направлена на решение следующих задач:

- введение новых норм социальной поддержки и обеспечение исполнения социальных обязательств, при этом будет увеличена адресность предоставления социальной помощи, услуг и льгот;

- реализация мер, направленных на смягчение последствий мирового экономического кризиса;

- повышение налогового потенциала области — создание благоприятных условий ведения бизнеса и активизация инвестиций;

- создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;

- повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, создание социокультурных многофункциональных комплексов за счет бюджетных средств;

- реализация новой отраслевой системы оплаты труда работников бюджетной сферы области;

- реализация программы действий по оздоровлению демографической ситуации, включая модернизацию системы здравоохранения области;

- подготовка к празднованию в 2011–2013 годах памятных и юбилейных дат в истории России и Псковщины, включая празднование 1150-летия основания Изборска.

Главным принципом в реализации всех направлений станет жесткая экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов.

В проекте областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов дефицит областного бюджета на 2011 год составит 2766,9 млн. руб., источниками покрытия которого будут остатки средств на счетах по учету средств бюджета, а также кредиты.

На 2011 год администрация региона запланировала несколько крупных приоритетных проектов по развитию региона — агропромышленный комплекс, развитие малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунальное хозяйство, внедрение энергосберегающих технологий и другие.