АО, 2011, декабрь "О бюджетной поддержке науки в 2012-2014 годах"

2. Федеральный бюджет науки

Полноценное развитие экономики страны невозможно без укрепления науки и техники. На эти цели в 2012 году будет направлено 323 млрд рублей. На космос и телекоммуникации будет направлено 161 млрд рублей (в том числе на развитие и использование системы ГЛОНАСС – 20,5 млрд), на стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение – почти 40 млрд рублей, на перспективные разработки в атомной энергетике – 17 млрд рублей.

Действия Правительства Российской Федерации по реализации государственной научно-технической политики учитывают проверенные мировой практикой подходы, но при этом за основу берутся имеющиеся в России базовые достижения и конкурентные преимущества. Увеличение финансирования науки делает работу в российских научных организациях более привлекательной как для соотечественников, так и для иностранцев.

В основу бюджетной и налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации.

Федеральный бюджет науки является составной частью государственной научно -технической политики. Для решения тактических задач Минфина России как субъекта бюджетного планирования предполагается реализация нескольких десятков бюджетных целевых программ, которые являются ведомственными целевыми программами, выделяемыми в аналитических целях. Среди последних можно выделить Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук, а также мероприятия по реализации государственной политики по привлечению ведущих ученых в российские высшие учебные заведения и развитию кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств (2012-2013 годы – 13,3 млрд. рублей) и национальных исследовательских центров, которые возьмут на себя основную нагрузку в научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики (2012 год – 7,9 млрд. рублей)..

Для продолжения реализации проекта создания Инновационного центра «Сколково» Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий запланированы бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году – 22,0 млрд. рублей, в 2013-2014 годах – по 17,1 млрд. рублей ежегодно. В качестве дополнительных источников финансирования инновационных проектов предполагается привлечь частные инвестиции в объеме 62,5 млрд. рублей.

При этом будет сохранен уровень государственной поддержки сектора исследований и разработок, осуществляемый через федеральные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, в общем объеме 11,0 млрд. рублей ежегодно (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).

Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России утверждены 38 проектов по пяти основным направлениям: суперкомпьютеры и грид-технологии, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность . На реализацию указанных проектов планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году – 10 млрд. рублей, в 2013 году – 6,3 млрд. рублей, в 2014 году – 3,6 млрд. рублей. Снижение объема бюджетных ассигнований к 2014 году вызвано планируемым завершением в 2013 году десяти проектов.

Для финансирование технопарков высоких технологий в Российской Федерации запланировано осуществление комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. В 2012-2014 году планируется оказывать финансовую поддержку созданию технопарков в 7 субъектах Российской Федерации.

Финансирование особых экономических зон на территории Российской Федерации осуществляется в форме взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Особые экономические зоны». В 2012-2014 годах продолжится оказание финансовой поддержки создания ОЭЗ на территории 7 субъектов Российской Федерации.

Расходы федерального бюджета на науку гражданского назначения предусматривается направить на поддержку государственных академий наук (86 % или 73,5 млрд. рублей, предусмотренных на фундаментальные исследования, направляются в 2012 году на субсидии учреждениям академического сектора науки), развитие национальных исследовательских университетов (на 2012 год – 11,9 млрд. рублей), реализацию государственной политики по привлечению ведущих ученых в российские высшие учебные заведения и развитию кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств и национальных исследовательских центров.

Начиная с 1998 года внутренние затраты на исследования и разработки в России характеризуются постоянным ростом. Прогнозы и расчеты расходов на науку гражданского назначения на период до 2014 года представлены в таблице. Предположительно к 2013 году удельная оснащенность (стоимость оборудования) одного исследователя достигнет 860 тыс. рублей по сравнению с 650 тыс. рублями в 2009 году.

Бюджетное финансирование науки по годам

Млрд.

рублей

1995

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Расходы на науку

40,41

60,24

11,62

17,39

23,69

31,06

41,58

47,48

76,91

74,1

89,00

156,44

173,72

207,18

в том числе

% к расходам

1,60

1,32

1,74

1,69

1,79

1,51

1,76

1,76

2,19

1,69

1,69

2,4

2,3

2,6

Внутренние затраты

В% к ВВП

0,85

0,80

0,75

1,05

1,18

1,25

1,28

1,15

1,07

1,07

1,12

1,03

1,13

1,12

Млрд.

рублей

2011[1]

2012

2013

2014

Расходы на науку

287,775

323,4

327,75

283,6

в том числе

% к расходам

2,44

2.54

2,36

2,36

Внутренние затраты

В% к ВВП

1,12

1,1

1,1

1,17

Бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования, предусмотрены в объеме 85 млрд. рублей на 2011 год, 83 млрд. рублей на 2012 год и 83 млрд. рублей на 2013 год.

Основной объем средств федерального бюджета, предусмотренных на фундаментальные исследования, направлен на поддержку государственных академий наук и их региональных отделений.

Распределение бюджетных ассигнований на научные исследования на 2012, 2013 и 2014 год по разделам и подразделам классификации расходов федерального бюджета приведены в таблице.




(тыс. рублей)

Наименование Рз ПР 201 1 год 2012 год 2013 год 2014 год
В С Е Г О

9 352 363 782,1 11 108 039 113,3 11 408 703 801,6 11 338 642 478,9
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 01
777 600 872,1 744 921 941,3 744 146 153,5 725 405 432,9
Фундаментальные исследования 01 10 85 603 587,5 83 195 889,3 85 740 650,1 87 899 996,5
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов 01 12 14 077 509,0 13 515 036,1 8 213 170,2 8 439 801,7
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 02
793 001 142,3 943 371 024,6 977 302 458,2 982 341 349,2
Прикладные научные исследования и разработки 02 08 11 770 698,8 8 749 203,1 7 939 243,0 7 995 035,0
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 03
819 804 183,0 1 365 272 958,6 1 554 438 058,0 1 628 515 833,0
Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности 03 13 2 879 241,1 4 417 347,7 2 527 425,5 2 644 076,1
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 04
1 702 272 794,7 1 744 439 203,3 1 657 383 053,3 1 576 125 854,0
Исследование и использование космического пространства 04 03 23 009 619,9 34 148 080,5 33 933 563,5 30 003 578,0
Прикладные научные исследования в области национальной экономики 04 11 156 947 375,9 196 885 552,6 217 869 190,5 174 960 460,1
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 05
196 468 201,6 120 061 327,3 85 991 273,6 61 019 007,6
Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства 05 04 - 16 000,0 12 000,0
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 06
16 824 004,8 21 672 986,0 22 583 110,5 23 649 891,1
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды 06 04 291 513,5 311 921,3 319 004,1 552 916,0
ОБРАЗОВАНИЕ 07
495 825 434,3 586 295 076,2 538 959 154,6 478 418 293,0
Прикладные научные исследования в области образования 07 08 21 744 698,2 20 567 880,6 6 200 265,8 737 567,2
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ 08
81 908 607,8 86 057 615,1 84 416 688,8 82 532 461,6
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии 08 03 309 534,8 436 744,3 438 312,4 450 496,2
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 09
453 760 651,5 539 300 642,9 493 622 271,2 451 512 178,2
Прикладные научные исследования в области здравоохранения 09 08 7 509 449,7 7 992 394,7 8 337 521,6 9 976 820,3
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 10
2 951 785 395,1 3 898 937 715,3 4 153 928 915,7 4 162 284 862,2
Прикладные научные исследования в области социальной политики 10 05 144 628,6 122 425,7 118 376,1 120 815,9
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 11
42 386 711,3 42 030 025,8 40 206 283,5 27 628 769,7
Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта 11 04 509 289,5 349 700,4 437 520,6 439 308,1
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 12
61 078 056,4 73 344 107,4 70 423 369,4 65 358 260,4
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 13
389 906 104,8 388 438 426,7 482 258 227,7 579 197 622,4
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 14
569 741 622,4 553 896 062,8 503 044 783,6 494 652 663,6
Развитие и поддержка социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации [2] 14 03 576 702,7 576 702,7 576 702,7 576 702,7



[1] 2011 год и далее - прогноз

[2] ЦСР 5200400